Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «Виленская-Остробрамская» (в больнице водников)

История прихода берет свое начало в 2002 году, когда по благословению…

Храм бессребреников Космы и Дамиана Римских (в диагностическом центре, на Минском массиве)

Храм в Диагностическом Центре был открыт 12/25 декабря 2003 г. в…

Храм Казанской иконы Божией Матери (в парке Партизанской славы)

Община в честь иконы Божией Матери «Казанская» была зарегистрирована…
Публикации

Ситкинская икона Божией Матери

Ситкинская икона Божией Матери находится в кафедральном соборе св. Архангела…

Болезнь – это Божье посещение

“Рак — страшная болезнь, но очень многие в последние времена этой болезнью…

Современный вертеп

История Рождества Спасителя при ее общеизвестности никогда не становится…

Не бойся, малое стадо… Православие на землях Холмщины и Подляшья

MochiКняжеский период

Православие на Холмщине и в Подляшье имеет тысячелетнюю традицию. Православная Церковь переживала здесь периоды расцвета, но были в ее истории и трагические времена. Ее судьба в значительной мере обусловлена тем, что эти земли были окраинными восточнославянскими землями, западным рубежом византийской цивилизации. На протяжении всей своей истории Холмщина и Подляшье были территорией столкновения восточного православного христианства с миром латинской культуры и одновременно местом встречи двух этносов — украинского и польского.

Не вызывает сомнений, что крещение земель на левом берегу среднего Буга было совершено в православной традиции. Это произошло после официального принятия Православия святым князем Владимиром и Крещения Руси (988 г.), к которой относились тогда Холмские и Подляшские земли.

На протяжении ХI–ХII вв. здесь появился ряд православных приходов, а после создания в недалеком Владимире-Волынском православной епархии процесс возникновения приходов стал более интенсивным. Уже тогда здесь появились первые монастыри.

Новая эпоха в истории этих земель началась после входа Побужья в состав Галицко-Волынского княжества. Значение их заметно возросло, когда князь Даниил Романович Галицкий перенес столицу своего государства из Угровесска в Холм. Вновь созданная Холмская православная епархия охватывала западные окраины Руси и входила в состав Киевской митрополии.

Холмский собор стал главным храмом княжества, а также местом захоронения местных князей и холмских епископов. Именно здесь помещена привезенная из Константинополя икона Божией Матери, названная позже Холмской. Княжеский период, когда эти земли входили состав русских княжеств, а Православная Церковь находилась под покровительством властителей, продолжался до половины ХIV в.

 

Века преследований и мученичества

Вхождение Холмско-Подляшских земель в состав Польши и Литвы, а потом польско-литовского государства коренным образом изменило здесь положение Православной Церкви. Православие становилось вероисповеданием второстепенным, на него распространялись различные юридические ограничения. Но количество православных приходов не уменьшалось, а наоборот — увеличивалось: строились новые церкви, монастыри, что свидетельствовало о стойкости местного православного населения, несмотря на то, что Владимирская и Холмская епархии были, наряду с Перемышльской, наиболее западными епархиями Киевской православной митрополии.

В ХVI–ХVII вв. значительную роль в церковной жизни играли церковные братства. Они действовали, в частности, в Замостье (1604 г.), Люблине (1586 г.), Красноставе (1589 г.). Символичным свидетельством связи этих земель с православным миром был визит в Замостье в 1589 г. Константинопольского патриарха Иеремии, в юрисдикции которого находилась Православная Церковь Речи Посполитой.

Конец ХVI в. положил начало новому — тяжелому и трагическому — периоду в истории Православия на Холмской и Подляшской землях. Брестская уния (1596 г.) привела к лишению Православной Церкви ее прежних прав, фактически ставила ее вне закона. Хотя Холмский и Владимирский епископы приняли унию, большинство духовенства и верующих сохранили веру своих предков.

Несколько следующих десятилетий ХVI в. стали временем борьбы православных за свои права, временем преследований и мученичества за православную веру. Примером такого мученичества стал священномученик Афанасий Брестский. Дважды в течение столетия (1620 и 1651 гг.) возрождалась Холмская православная епархия, но давление и преследования со стороны униатов и государственной власти были такими сильными, что многие приходы и монастыри отходили от Православия.

В ХVIII в. роль Православия на этой земле, казалось, совсем умалилась. Одним из немногих мест, где непрестанно горел свет православной веры, оставался монастырь преподобного Онуфрия Великого в Яблочине. Среди верующих, в большинстве уже униатов, сохранялась память о наследии святого князя Владимира Великого, о восточных истоках духовности. Именно из этого источника выросло позже стремление вернуться к вере предков — Православию.

С началом ХIХ в. изменились политические условия — Холмщина и Южное Подляшье вошли в состав Царства Польского, которое было объединено союзом с Российской империей. С 40-х годов ХIХ в. были предприняты меры для возвращения униатов к восточным корням. В 1875 г. состоялось формальное возвращение в Православие жителей Холмщины и Южного Подляшья. К сожалению, поспешность политических действий и недостаточно продуманные меры, применявшиеся при возвращении местного населения в Православие, привели к тому, что около 180 тысяч чад Холмщины и Подляшья вскоре полностью порвали с восточнохристианской традицией своих предков.

В 1905 г. в целях утверждения православных традиций на этих земелях была восстановлена Холмская православная епархия, созданы несколько новых монастырей. Вскоре началась первая мировая война. В 1915 г. большинство местного православного населения было эвакуировано вглубь Российской империи, возвращение беженцев произошло только через несколько лет.

В 1918 г. земли Холма и Подляшья вошли в состав Польского государства. Католическая Церковь делала все, чтобы переманить православных, однако Православие в Холмско-Подляшской земле сохранялось.

Самые трагические дни для Православной Церкви наступили в 1938–1939 гг., когда государственная власть проводила здесь “полонизационно-ревиндикационную акцию”. В эти годы было разрушено более 120 православных храмов, православных открыто преследовали, и более десяти тысяч людей были вынуждены перейти в католицизм.

Период второй мировой войны неожиданно стал временем возрождения структур Православной Церкви на Холмщине и в Подляшье. В годы войны и в послевоенное время Православная Церковь понесла большие утраты — мученической смертью погибли более десяти православных священников и несколько тысяч местного украинского православного населения.

Окончание войны не принесло покоя. В 1944–1946 гг. из Холмщины и Южного Подляшья было выселено в СССР около 190 тысяч православных украинцев. Остальных, около 45 тысяч человек, депортировали в рамках акции “Висла” (1947 г.) на южные и западные земли Польши.

 

Тысячелетняя нить

Сегодня, после десятилетий преследований, депортаций, репрессий, на Холмщине и в Южном Подляшье осталось немного православных. Люблинско-Холмская православная епархия объединяет лишь 21 приход и насчитывает всего 50 храмов, разделенных на четыре благочиния. Духовной твердыней Православия на этой земле является ставропигиальный монастырь преподобного Онуфрия Великого в Яблочине, подчиненный непосредственно первоиерарху Православной Церкви Польши. Верные чада этой земли с преданностью и ревностью несут свет веры, свидетельствуя о тысячелетней традиции Православия, возрождая церковную жизнь под духовным омофором и руководством своего архипастыря — Высокопреосвященнейшего Авеля, Архиепископа Люблинского и Холмского.

Теперь, когда, казалось бы, Православие в этих землях почти уничтожено, православный мир становится свидетелем одного из значительных событий в церковной истории — причисления к лику святых Холмских и Подляшских мучеников. Это событие — свидетельство того, что Православная Церковь исполняет здесь свою основную миссию — ведет православный народ ко спасению, укрепляя в вере.

Подготовил Сергей Мельник

 
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu