Православные храмы

Часовня преподобного Нестора Летописца (в школе «Співтворчість», на Троещине)

Частная средняя общеобразовательная школа «Співтворчість» I–III…

Храм святителя Феодосия Черниговского (на Чернобыльской улице)

В 1986 году, сразу после аварии, жилой массив Беличи начал активно…

Храм святителя Григория Богослова (в 4‑й больнице, на Соломенке)

14/27 февраля 2000 г. (в Неделю о блудном сыне) состоялась первое…

Публикации

За строками официальных сообщений…

Листая очередной выпуск “Церковной православной газеты”, обычно бегло…

“Единственная — она, голубица моя”. О Церкви Божией

“Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами” (Песн. 2, 2)…

Похвала за растрату или за благоразумие? Исторический аспект притчи о неверном управителе

В Евангелии притчи Христовы занимают особое место. Само слово “притча” в…

 

Rogdestvo_Ioanna_PredtechiТрадиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С III века праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами — его называли “светлым торжеством” и “денницей Солнца правды”. В начале IV века праздник был введен в христианский календарь.

Дивен Господь во святых своих. Не терпит святых лукавый и восстает против них. Но он не в силах повредить им, и потому преграждает к ним путь тем, кто нуждается в помощи святых.

Христианство пришло на Русь языческую, и хотя верования славян нельзя сравнивать с язычеством народов Западной Европы или Востока по причине его человеколюбия и своего рода “гуманности”, тем не менее многобожие, жертвы и идолы имели место и здесь. Христианская идея “милосердного Бога”, помогающего и сострадательного, принимается нашими предками практически сразу, но нельзя сказать, что языческие традиции уходили так просто. В то же время некоторые народные обычаи наполнялись новым содержанием и сами собой постепенно приходили в соответствие с христианскими нормами.

Так было и при установлении праздника Предтече Господню Иоанну. Необходимо было изжить в народе языческую традицию, связанную с разнузданностью нравов, гаданиями и поклонением стихиям природы. Все эти, из глубины веков пришедшие, дохристианские суеверия, верования и предрассудки особенно проявлялись в конце июня, во время летнего солнцестояния. В этот день наши предки-язычники и праздновали Купалу, а ночь с 23-го на 24-е июня старого стиля была для них самой мистической в году.

Празднования эти были многообразны и красочны, да и не удивительно, ведь Купала считался богом плодов земных, то ли третьим, то ли пятым по значимости после Перуна. “Купало — русское божество, коего истукан стоял в Киеве, — писал русский историк А. С. Кайсаров. — Был богом плодов, его причисляли к знатнейшим богам. В начале жатвы ему приносили жертвы. Тогда на полях зажигали большие костры: а юноши и девицы, цветами увенчанные, плясали около огня при радостном пении: наконец скакали они и гнали свое стадо через огонь. Эти добрые люди думали, что он обезопасит их от леших”. Историк не упомянул о более нечестивых “обычаях”, имевших место в этот день, а их хватало, начиная от поиска суженного-ряженного, гаданий, купания нагишом, огненного очищения, сжигания одежд больных детей и заканчивая откровенным блудом и жертвоприношениями...

Установление праздника Рождества Иоанна Предтечи в этот день (по временному отрезку между Рождеством Предтечи и Спасителя оно вполне отвечает евангельскому повествованию) позволило оставить добрую поросль, убрав языческие плевелы. И праздник был принят народом нашим, хотя старинные верования отмирали довольно долго.

В начале XX в. видный исследователь истории традиций и обычаев А. А. Коринфский отмечал: “В славянском мире, у всех без исключения народностей, до сих пор купальские празднества не вполне утратили свое первоначальное значение. Из области народной веры они перешли в круг простонародных суеверий, из обрядов — в обычаи, в большинстве случаев служащие забавою для сельской молодежи, совершенно бессознательно воскрешающей на своих игрищах потускнелые образы, безвозвратно канувшие в реку забвения. В старину, когда еще свежа была в народе память языческого прошлого, славяно-русская Церковь вела упорную борьбу с этими обычаями и играми. В настоящее же время только в трудах, оставленных пытливыми исследователями старины в наследие будущему бытописателю человечества, и можно найти более или менее ясное представление о связи современных простонародных поверий с былой верою”.

Казалось бы, плевелы язычества почти выкошены, а пеньки идолов в основном выкорчеваны. Но лукавый в очередной раз подсуетился...

В наше время “толерантности и гуманности” произошел всплеск самых низких, до элементарного простых, не требующих ни ума, ни знаний  верований. Причин тому множество, но главная из них — духовная бесхребетность, желание получить удовольствие.

Посмотрите в эти июльские дни на материалы наших СМИ, независимо от их политической окраски и источников финансирования. В них можно найти лишь упоминания, что 7 июля православные отмечают праздник Иоанна Крестителя, а далее — сплошной Иван Купала с разбором гадательных практик, устройством и формой купальских костров, характеристикой 12 трав для венков, технологиями изготовления “оберегов” и текстами заговоров. Цель одна: сделать из православного праздника, дня памяти и молитвы, очередное празднество похоти. Летописец псковского Памфилова монастыря, описывая эти “празднества” “во градех и в селех” еще в XVI в., говорил, что “в годину ту сатана красуется, яко же сущии древнии идолослужителие бесовский праздник сей празднуют”.

Беда еще и в том, что в разгул современного неоязычества постоянно вовлекаются дети, которым за яркими одеждами, кострами и игрищами не видим тот, кто всем этим управляет.

Православному следует помнить, что непрекращающиеся попытки лукавого придать иное значение этому дню оскорбляют того, кто когда-то потряс сердца человеческие проповедью покаяния и своим пламенным призывом предуготовил путь Самому Богу.

Святой Иоанне, Пророче, Предтече и Крестителю Господень, моли Бога о нас!

 По материалам протоиерея Александра Авдюгина

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua