Православные храмы

Храм равноапостольного князя Владимира (в Наводницком парке)

Закладка Владимирского храма была совершена Блаженнейшим Митрополитом…

Храм апостолов Петра и Павла (в Академии управления МВД)

Строительство храма началось в апреле 2008 г. Первая Литургия была…

Храм иконы Божией Матери «Знамение» (на Севастопольской площади)

Первый камень на возведение храма в честь иконы Божией Матери…
Публикации

Через “малую церковь” — к “тихой пристани”

Примеры того, как благочестивые супруги, прожив вместе долгие годы семейной…

Православное богослужение. Вседневные службы

Отвечая на многочисленные просьбы наших читателей, интересующихся Православием,…

Великий князь киевский Юрий Долгорукий (К 850-летию со времени кончины)

850 лет прошло со времени смерти великого Киевского князя Юрия Владимировича…

На Ивана или на купала?

 

Rogdestvo_Ioanna_PredtechiТрадиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С III века праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами — его называли “светлым торжеством” и “денницей Солнца правды”. В начале IV века праздник был введен в христианский календарь.

Дивен Господь во святых своих. Не терпит святых лукавый и восстает против них. Но он не в силах повредить им, и потому преграждает к ним путь тем, кто нуждается в помощи святых.

Христианство пришло на Русь языческую, и хотя верования славян нельзя сравнивать с язычеством народов Западной Европы или Востока по причине его человеколюбия и своего рода “гуманности”, тем не менее многобожие, жертвы и идолы имели место и здесь. Христианская идея “милосердного Бога”, помогающего и сострадательного, принимается нашими предками практически сразу, но нельзя сказать, что языческие традиции уходили так просто. В то же время некоторые народные обычаи наполнялись новым содержанием и сами собой постепенно приходили в соответствие с христианскими нормами.

Так было и при установлении праздника Предтече Господню Иоанну. Необходимо было изжить в народе языческую традицию, связанную с разнузданностью нравов, гаданиями и поклонением стихиям природы. Все эти, из глубины веков пришедшие, дохристианские суеверия, верования и предрассудки особенно проявлялись в конце июня, во время летнего солнцестояния. В этот день наши предки-язычники и праздновали Купалу, а ночь с 23-го на 24-е июня старого стиля была для них самой мистической в году.

Празднования эти были многообразны и красочны, да и не удивительно, ведь Купала считался богом плодов земных, то ли третьим, то ли пятым по значимости после Перуна. “Купало — русское божество, коего истукан стоял в Киеве, — писал русский историк А. С. Кайсаров. — Был богом плодов, его причисляли к знатнейшим богам. В начале жатвы ему приносили жертвы. Тогда на полях зажигали большие костры: а юноши и девицы, цветами увенчанные, плясали около огня при радостном пении: наконец скакали они и гнали свое стадо через огонь. Эти добрые люди думали, что он обезопасит их от леших”. Историк не упомянул о более нечестивых “обычаях”, имевших место в этот день, а их хватало, начиная от поиска суженного-ряженного, гаданий, купания нагишом, огненного очищения, сжигания одежд больных детей и заканчивая откровенным блудом и жертвоприношениями...

Установление праздника Рождества Иоанна Предтечи в этот день (по временному отрезку между Рождеством Предтечи и Спасителя оно вполне отвечает евангельскому повествованию) позволило оставить добрую поросль, убрав языческие плевелы. И праздник был принят народом нашим, хотя старинные верования отмирали довольно долго.

В начале XX в. видный исследователь истории традиций и обычаев А. А. Коринфский отмечал: “В славянском мире, у всех без исключения народностей, до сих пор купальские празднества не вполне утратили свое первоначальное значение. Из области народной веры они перешли в круг простонародных суеверий, из обрядов — в обычаи, в большинстве случаев служащие забавою для сельской молодежи, совершенно бессознательно воскрешающей на своих игрищах потускнелые образы, безвозвратно канувшие в реку забвения. В старину, когда еще свежа была в народе память языческого прошлого, славяно-русская Церковь вела упорную борьбу с этими обычаями и играми. В настоящее же время только в трудах, оставленных пытливыми исследователями старины в наследие будущему бытописателю человечества, и можно найти более или менее ясное представление о связи современных простонародных поверий с былой верою”.

Казалось бы, плевелы язычества почти выкошены, а пеньки идолов в основном выкорчеваны. Но лукавый в очередной раз подсуетился...

В наше время “толерантности и гуманности” произошел всплеск самых низких, до элементарного простых, не требующих ни ума, ни знаний  верований. Причин тому множество, но главная из них — духовная бесхребетность, желание получить удовольствие.

Посмотрите в эти июльские дни на материалы наших СМИ, независимо от их политической окраски и источников финансирования. В них можно найти лишь упоминания, что 7 июля православные отмечают праздник Иоанна Крестителя, а далее — сплошной Иван Купала с разбором гадательных практик, устройством и формой купальских костров, характеристикой 12 трав для венков, технологиями изготовления “оберегов” и текстами заговоров. Цель одна: сделать из православного праздника, дня памяти и молитвы, очередное празднество похоти. Летописец псковского Памфилова монастыря, описывая эти “празднества” “во градех и в селех” еще в XVI в., говорил, что “в годину ту сатана красуется, яко же сущии древнии идолослужителие бесовский праздник сей празднуют”.

Беда еще и в том, что в разгул современного неоязычества постоянно вовлекаются дети, которым за яркими одеждами, кострами и игрищами не видим тот, кто всем этим управляет.

Православному следует помнить, что непрекращающиеся попытки лукавого придать иное значение этому дню оскорбляют того, кто когда-то потряс сердца человеческие проповедью покаяния и своим пламенным призывом предуготовил путь Самому Богу.

Святой Иоанне, Пророче, Предтече и Крестителю Господень, моли Бога о нас!

 По материалам протоиерея Александра Авдюгина

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu