Православные храмы

Покровский храм на Приорке

Православная деревянная церковь неизвестного названия существовала на…

Храм равноапостольного князя Владимира (в Наводницком парке)

Закладка Владимирского храма была совершена Блаженнейшим Митрополитом…

Церковь Казанской иконы Божией Матери Флоровского монастыря

Церковь является более поздним элементом в комплексе Флоровского…
Публикации

Высокопреосвященнейший Августин, архиепископ Львовский и Галицкий: “Делать все возможное на благо Церкви”

В редакции официального сайта Украинской Православной Церкви состоялась…

О страстной седмице

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед…

Одна бабка сказала, или что в Церкви нужно пропускать мимо ушей

Предрассудки давно живут самостоятельной жизнью — полнокровной и независимой.…

По примеру святых апостолов

apostoli_petr_i_pavelЧерез неделю после праздника Святой Троицы, начинается летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским. Заканчивается он 29 июня / 12 июля, в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Продолжительность Петрова поста зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный — 6 недель.


Учение о духовном воздержании

Установление Петрова поста относится к глубокой древности — он заповедуется уже в Апостольских постановлениях. Особенно утвердился этот пост, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти святых апостолов — 29 июня (по новому стилю — 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным как на Востоке, так и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой. С IV в. все чаще встречаются свидетельства отцов Церкви об апостольском посте, о нем упоминают святые Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V в. — Лев Великий и Феодорит Кирский.

Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

В этот день, пятидесятый после Воскресения Христова и десятый по Его Вознесении, когда Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов, установлен один из величайших христианских праздников — в память о совершении нового вечного завета с людьми. Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон. Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божия, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: “Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених” (Лк. 5, 34).

Однако “после продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — пишет святой Лев Великий. — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... Нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть”.

 

Петрова твердость и Павлов разум

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви. Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (см.: Мф. 19, 28). Хотя некоторые из них и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных. Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея перед каждым из апостолов, этих двух называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как первого из лика апостолов, начавшего исповедовать Иисуса Христа Сыном Бога Живаго, Павла же — как более иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (см.: 2 Кор. 11, 5); одного — за твердость, другого — за светлую мудрость. Называя двух апостолов верховными, по первенству порядка и трудов, Церковь внушает, что Глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы — служители Его (см.: Кол. 1, 18).

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших греховный мрак и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что в честь апостолов пост установлен потому, что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания и воздержания. Об этом против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu