Православные храмы

Храм святителя Петра Могилы (на Сырце)

Первая Литургия отслужена в Лазареву субботу, 22 апреля 2000 г. Храм…

Преображенский храм (при пенитенциарной службе)

Решение о возведении храма при пенитенциарной службе было принято на…
Публикации

Почему болеют наши дети?

Все болезни имеют сердечное, духовное происхождение.

Ревностный защитник Православия святитель Димитрий Ростовский

4 октября — обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского Родился…

Шум с экрана против Божественной тишины

Технический прогресс преподнес нам много подарков, один из них — “друг…

Иерусалимская церковь – колыбель христианства

IerysalimВеруя в соборность Православной Церкви, мы признаем ее вселенский характер, исповедуем ее неограниченность во времени и пространстве. При всем многообразии мирового Православия все Поместные Православные Церкви есть одно Тело Христово, живущее единой благодатной жизнью. Поэтому путь евангельского благовестия в истории человечества переплетается с историей Церквей, основанных святыми апостолами или их равноапостольными последователями. Старейшей из них, по праву именуемой “матерью всех христианских Церквей”, является Иерусалимская Православная Церковь.


“Все же верующие были вместе”

Каждому верующему сердцу дороги места, связанные с земной жизнью Спасителя. Если и не суждено побывать здесь, то, наверное, ничто не может удержать мысленный взор верующей души, устремленный на Святую Землю, земную Родину христианской Церкви. В день Пятидесятницы, когда в огненных языках родилась Церковь Христова, было положено начало и Церкви Иерусалимской. В тот день, после горячей проповеди апостола Петра, первое семя евангельской проповеди нашло в собравшемся народе плодоносную почву. К первой христианской общине присоединилось около трех тысяч человек из числа набожных иудеев, прозелитов и язычников, которые охотно приняли слово апостола, крестились и постоянно “пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах” (Деян. 2, 42).

Bazilika_Rogdestva_HristovaЭто было необычайное время для иерусалимской общины. Пребывая под непосредственным руководством святых апостолов, согреваемая духом братской любви во Христе, община процветала и возрастала с каждым днем. О начальном периоде существования Иерусалимской Церкви повествует святой евангелист Лука: “Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви” (Деян. 2, 43–47).

Вскоре на Церковь обрушивается первое серьезное гонение, начало которому было положено убийством святого первомученика архидиакона Стефана. Спасаясь от преследователей, верующие бежали из Иерусалима и рассеялись по всей Иудее и окрестным странам. Апостолы, однако, оставались в Иерусалиме. Гонение, направленное иудеями на уничтожение последователей Христа, напротив, послужило большему распространению христианства в тех местах, где селились изгнанные.

 

Hram_Voskresenia_HristovaЗакон и благодать

С возрастанием Церкви появилась необходимость решения вопроса об отношении христиан к ветхозаветному закону. По этому поводу в 50 г. в Иерусалиме собирается первый в истории христианской Церкви Собор, известный как Апостольский. Собор состоял из апостолов и пресвитеров (см.: Деян. 15, 6–29). Его председателем, согласно древнему церковному преданию, был первый епископ Иерусалимской Церкви — святой Иаков, брат Господень. На Соборе выступили апостолы Петр, Павел и Варнава, поведавшие собранию о множестве чудес, совершенных Богом среди очищенных благодатью язычников. Апостолы единогласно заявили о нецелесообразности наложения на них бесплодной теперь тяжести соблюдения ветхозаветного закона.

Спустя тринадцать лет после Собора первый иерусалимский архиерей принял мученическую кончину за Христа от иудеев. Многие из современников связывали эту трагическую смерть с последовавшими вскоре осадой и разрушением Иерусалима римлянами.

Вспыхнувшее в 66 г. восстание очень быстро выплеснулось за пределы Иерусалима и переросло в настоящую народную революцию за государственную независимость, которая была беспощадно подавлена имперскими войсками. Иерусалимская Церковь переживала ужасные дни. Видя непрекращающиеся кровопролитие и ожесточение возбужденных иудеев, а также осаждающие Иерусалим римские легионы, иерусалимская община покидает город и перемещается в Пеллу. Это был город, построенный в эллинистическую эпоху и размещавшийся на левом берегу реки Иордан. По большей части его населяли миролюбивые греки.

Как позже подтвердилось, такое решение оказалось весьма мудрым. Осадивший в начале 70 г. столицу Иудеи военачальник Тит очень быстро перешел в наступление и вскоре разрушил до основания стены города и Храм, а весь Иерусалим сжег дотла. Повстанцев распинали тысячами, не щадили ни женщин, ни детей. Множество иудеев были уведены в плен, тогда как Божий Град был превращен в груды дымящихся развалин. С этого момента первенство более не принадлежало Иерусалиму. Разрушение Святого Града в совокупности с плодотворной проповедью апостолов давали повод для появления и развития в Палестине новых христианских центров, в частности Кесарии, крупного административного и торгового центра Палестины.

На обосновавшуюся в Пелле иерусалимскую общину очень быстро обрушилось двойное гонение: со стороны римлян и непримиримых иудействующих христиан. В то же время в Пелле Церковь полностью очистилась от элементов иудейства и окончательно освободилась от ветхозаветных уз. Древний историк Сульпиций Севир пишет: “До этого времени почти все находившиеся в Иудее христиане соблюдали Закон и одновременно поклонялись Христу, как Богу, но Божественному домостроительству было угодно освободить Церковь от этого рабства”. Причиной этому послужил не только раскол и выход из общины ереси иудействующих, но и быстро возрастающее число христиан из язычников. Непосредственным результатом этого стало наполнение Иерусалимской Церкви пелльскими и другими греками. В 134 г. христианам не иудейского происхождения, но родом из Иерусалима, был разрешен вход и поселение в городе. С этого времени в истории Иерусалимской Церкви начинается новая эпоха, наполненная испытаниями и страданиями.

 

Golgofa“Золотой век” Иерусалимской церкви

Ко времени восхождения на престол Византийской империи Константина Великого (324–337) состояние христианства в Палестине было весьма удручающим. В Иерусалиме христиане были настолько не многочисленны, что без вмешательства императора Константина они никогда не смогли бы вернуть захваченный и оскверненный язычниками Святой Гроб Господень. Единственной областью, где христианство имело реальную силу, была Кесария. Усилиями первого христианского императора и его матери, святой императрицы Елены,  Иерусалимская Церковь в IV в. вступила в период своего расцвета.

В 326 г. по просьбе Иерусалимского епископа святого Макария I (314–333) Святой Град посещает мать Константина Великого благочестивая императрица Елена. Ее стараниями был откопан Голгофский холм, затем пещера Святого Гроба Господня, невдалеке от которой были обретены три креста — Честной Крест Спасителя и кресты распятых с Ним разбойников. По повелению императора на святых местах воздвигается множество храмов, в том числе и храм Воскресения Христова. С этого времени Иерусалим стал центром паломничества для всего христианского мира. Одновременно начинается расцвет монашества. Среди палестинских иноков наиболее прославились преподобный Иларион, ученик Антония Великого, преподобный Феодосий и преподобный Савва Освященный.

К V в. авторитет Иерусалимской Церкви значительно вырос, и вследствие этого на IV Вселенском Соборе (451) Иерусалимская Церковь получила статус Патриархата.

Одним из наиболее выдающихся иерархов периода Вселенских Соборов, занимавших Иерусалимскую кафедру, был святитель Софроний Иерусалимский (†638). Именно ему принадлежит “Житие Марии Египетской”, а также исправленный и дополненный Устав лавры преподобного Саввы Освященного. В конце жизни святитель Софроний со своей паствой пережил двухлетнюю осаду Иерусалима магометанами. К 637 г. арабы захватили буквально все палестинские города за исключением Аскалона и Кесарии. Иерусалим же был осажден плотным кольцом. Видя, что выдержать осаду не удастся, патриарх Софроний решил сдать город халифу Омару (634–644) с условием заключить договор о сдаче города лично с ним. В 638 г. Омар прибыл к стенам Иерусалима, и такой договор был заключен. Святой Град был передан арабам.

 Так закончился поистине “золотой век” Иерусалимской Церкви.

 Подготовил Олег Карпенко

 Продолжение

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu