Православные храмы

Храм мученицы Татьяны (на Оболони)

Храм размещается в приспособленном палаточном помещении. Первый…

Храм преподобного Моисея Угрина (при Центре эндокринной хирургии)

Храм находится на территории Украинского научно-практического центра…

Храм в честь пророка и крестителя Господня Иоанна Предтечи

Однопрестольный деревяный храм. 6 февраля 2014 года в Соломенском…

Публикации

Вера в Бога или вера в науку?

Сегодня мы воспринимаем Священное Писание и Священное Предание не так, как это…

Смерти больше нет

Воскресение Христово — уникальное историческое событие, отличающее христианство…

“Православия ревнитель и раскола искоренитель”.

В выставочном зале Успенского собора Киево-Печерской Лавры проходит выставка,…

GazetiЦерковная периодика не может похвалиться такими же большими тиражами, как светские СМИ, многие из которых для привлечения читателя готовы публиковать и откровенно скандальные материалы. Зато может позволить себе подавать информацию о жизни Церкви, не зависимую от общественной конъюнктуры и не приправленную “соусом” политической целесообразности.

Недавно Украинская Православная Церковь торжественно отметила 15-летие Харьковского Архиерейского Собора, во многом благодаря которому в Украине стало возможным развитие православной церковной периодики. Это и послужило поводом для разговора о церковных СМИ — в том числе и о вызовах, стоящих перед ними сегодня.

— С какими событиями в жизни Церкви и с какими общественно-политическими процессами ассоциируется у Вас становление православной церковной периодики в Украине?

 

Сергей Герук, ответственный редактор газеты “Кириллица”:

— Хотя Церковь у нас всегда была отделена от государства, становление православной церковной периодики в Украине косвенно связано с общественно-политическими процессами в жизни бывшего СССР, а затем и независимой Украины. В 1988 году широко отмечалось 1000-летие Крещения Руси. Перестройка, инициированная Михаилом Горбачевым, позволила и светским журналистам писать на церковные темы.

Этот период связан с моим личным воцерковлением. В то время я работал спецкором республиканской военно-патриотической газеты и одновременно писал сценарии для киностудии “Киевнаучфильм”. Когда управделами Украинского Экзархата епископ Ионафан предложил мне создать редакцию первой в Украине православной газеты “Украинский православный вестник”, я, после колебаний, согласился. Благословил это начинание и мой духовник, священник Свято-Покровского монастыря протоиерей Федор Шеремета. Газета выходила на двух языках и, кроме храмов и монастырей, распространялась в киосках “Союзпечать”. Коллектив редакции был небольшим, но все сотрудники были людьми верующими: журналисты Татьяна Красовицкая, Святослав Речинский, Лариса Козик, литредактор Елена Бобровникова (ныне монахиня Евтропия), художественные редакторы Виктор Зиновьев и Галина Зуева, фотокор Александр Петрук (†2005). Газета пользовалась популярностью, однако была закрыта накануне раскола его инициатором, ныне анафематствованным Филаретом (Денисенко): бывшего экзарха не устраивало присутствие независимых журналистов в “священных и неприкосновенных” стенах его резиденции на Пушкинской, 36.

Однако можно сказать, что полноценное становление православной церковной периодики началось с 1992 года, после проведения Харьковского Собора и избрания Митрополита Владимира на Киевскую кафедру. Мне довелось четыре года быть руководителем пресс-службы и редактором “Православной газеты” и наблюдать, какое огромное внимание Блаженнейший Владыка уделяет церковной периодике. Вот уже 15 лет он сам прочитывает перед выходом все издания Киевской Митрополии. Я также часто даю ему для прочтения свои материалы о церковно-государственных отношениях. И могу сказать, что не встречал в своей жизни более добросовестного редактора, его замечания всегда точны и полновесны.

 

Лариса Козик, редактор телепрограммы “Благовестник” (Первый Национальный):

— Так называемый период “горбачевской перестройки” в конце 1980-х годов можно по-разному оценивать. Но именно тогда началось духовное возрождение в государстве — Православная Церковь торжественно отметила 1000-летие Крещения Руси, Церкви возвратили часть нижней территории Киево-Печерской Лавры, была вновь открыта Киевская Духовная Семинария. В 1990 году было разрешено издание православной газеты (до этого был лишь журнал).

Мне посчастливилось быть в команде журналистов, которые начинали выпуск “Православной газеты”. При этом тогдашний глава канонической УПЦ благословил всем сотрудникам газеты пройти обучение: мужчинам — окончить духовную семинарию, а женщинам — прослушать курс лекций по определенным дисциплинам.

Для православных Украины архиважным было еще одно событие — получение Церковью самостоятельности в управлении. Наша Церковь стала называться Украинской Православной, все вопросы с тех пор решает ее Священный Синод.

 

Василий Анисимов, референт Предстоятеля УПЦ, руководитель пресс-службы УПЦ, заслуженный журналист Украины:

— Поскольку до 1989 года Церкви вообще ничего не разрешали издавать, кроме календаря и “Журнала Московской Патриархии” (у нас еще выходил “Православный вестник”), следовало бы говорить не о становлении или возрождении в Украине церковной периодики и журналистики, а об их создании.

Собственно, создание церковной периодики в Украине я связываю, прежде всего, с приходом в нее — еще при Филарете — ряда светских журналистов: Сергея Герука, Станислава Речинского, Ларисы Козик и др. Потом, насмотревшись на Филарета, они ушли, но именно они стояли у истоков церковной журналистики в Украине.

Церкви было нелегко, когда начались униатские погромы храмов, и потом, когда предпринимались попытки давления на Церковь со стороны нашей партноменклатуры во главе с Леонидом Кравчуком. Можно также упомянуть такую провокацию, как “первое Софийское побоище”, информационную блокаду Харьковского Собора, с одной стороны, и кампанию по его шельмованию — с другой. Все это вызывало чувство протеста, которое должно было быть где-то выражено. На мой взгляд, это также “провоцировало” появление церковных изданий. Именно в начале 1990-х появились многие епархиальные и приходские СМИ.

Кроме того, интерес к мнению Церкви пробуждала сама жизнь: строилось огромное количество храмов, открывались новые приходы, со временем в Церковь пришло немало журналистов, вообще в Церковь стало приходить все больше людей. И возникла необходимость в собственных СМИ.

 

Станислав Речинский, главный редактор сайта “ОРД”, обозреватель газеты “Вечерние вести”:

— Православная церковная периодика (не считая “Журнала Московской Патриархии” и “Православного вестника”) возникла в Украине в 1990 году в результате изменения отношения государства к Церкви и в связи с так называемой “перестройкой”. Дальнейшее развитие периодики было связано с проблемами становления Украины как независимого государства, в частности с автокефальным, филаретовским и другими расколами. Кроме того, Православной Церкви пришлось защищать свою паству от множества еретических и сектантских соблазнов. В силу этого церковная православная периодика в Украине изначально носила полемический и апологетический характер.

 

— Насколько адекватно, на Ваш взгляд, освещают сегодня православную тематику светские СМИ? Компенсирует ли пробелы в их деятельности в этой области церковная периодика?

 

Сергей Герук:

— Я думаю, что как раз светская периодика компенсирует “пробелы” в деятельности церковной прессы (конечно, не считая таких тенденциозных изданий, как “Україна молода”, “Зеркало недели”, “День”). Мне пришлось сотрудничать с еженедельниками “Регион”, “Новый век”, “Кіевскій телеграфъ”, “2000”, а также с журналом “Профиль”, где православной тематике отводились и отводятся отдельные полосы. Статьи Святослава Речинского, Василия Анисимова, Елены Мамонтовой, Валерия Полищука, Александра Анисимова, на телевидении передачи Инессы Ищенко и Ларисы Побережник, ряда других профессиональных журналистов всегда имели высокий рейтинг среди читателей и зрителей. В свое время способствовал прорыву информационной блокады УПЦ экс-президент Национальной телекомпании Украины, а ныне советник премьер-министра по вопросам масс-медиа Игорь Сторожук. Конечно, в светских СМИ можно увидеть и услышать массу несуразностей, причина которых — элементарное невежество. Одним из его проявлений стала поддержка прессой инициатив нынешнего Президента Украины Виктора Ющенко по объединению УПЦ с раскольниками-филаретовцами, что, согласно канонам Церкви, без покаяния последних невозможно. В светской прессе явно не хватает квалифицированных обозревателей по церковным вопросам, а на факультете журналистики им до сих пор не уделяется должного внимания. Но самая большая проблема — политизация церковных проблем. Как правило, виноваты в этом далекие от Церкви политики (включая и первых лиц государства).

 

Лариса Козик:

— За 17 лет со дня выхода первой православной украинской газеты ситуация очень изменилась, публикуется довольно много материалов о церковной жизни, но все они грешат одним: светские журналисты считают, что в церковных вопросах так же легко разобраться, как, например, в футболе. Мне неприятно читать дилетантские материалы, злые, политизированные...

Церковная периодика действительно компенсирует все эти пробелы. Много интересного можно прочитать и в епархиальных газетах. Я не смогу назвать ни одного номера “Церковной православной газеты”, в которой я бы не нашла для себя интересный материал.

 

Василий Анисимов:

— Сразу отвечу на второй вопрос — не компенсирует. Позиция Православной Церкви в информационном пространстве представлена очень слабо — в отличие от позиции раскольников, униатов, протестантов. Они, собственно говоря, паразитируют на нашей проблематике. Святая Церковь приобрела в обществе такой авторитет за тысячелетие, что она должна говорить об этом, а не все “примазавшиеся” и объявившие себя кем угодно.

Что же касается светских СМИ, то в них, на самом деле, ничего не изменилось. Нет подготовки журналистских кадров к освещению церковных проблем и деятельности Церкви вообще. А так называемое религиоведение, изучаемое в наших вузах, во-первых, политизировано, во-вторых, атеистично по сути.

Я думаю, что обстановка даже несколько ухудшилась, потому что против Церкви работают намного профессиональнее. Мы вступили в информационное общество. Наши противники имеют очень мощные ресурсы. А особенность нашей периодики (и сетевой, и печатной) заключается в том, что она, как и раньше, больше все-таки склонна к просветительству. А ведь нужно еще полемизировать, бороться за общественное мнение. К сожалению, этого нет, и мне кажется, что это — очень большая проблема.

 

Станислав Речинский:

— Светские СМИ в нашей стране по определению не могут адекватно освещать православную тематику. Прежде всего ввиду отсутствия православных журналистов в этих СМИ. В лучшем случае, можно рассчитывать на объективный религиоведческий анализ, хотя и это — большая редкость. К сожалению, в украинских светских СМИ религиозная тематика либо является разновидностью политической, либо представлена рецептами куличей и околоправославным фольклором. Вообще, политизация религии является, на мой взгляд, самой серьезной опасностью для просветительской деятельности Церкви. Ярлыки, придуманные политиками, сегодня стали как бы общеизвестной истиной. Для нецерковного человека в Украине Православие делится на “патриотическую” Церковь и Церковь “промосковскую”. Человека, мыслящего такими штампами, очень трудно убедить в том, что Православие вообще не делится, оно или есть, или его нет. Так же и Церковь — или спасительная, или не-церковь.

На мой взгляд, церковная периодика может компенсировать эти пробелы только в среде воцерковленных или стремящихся к воцерковлению людей. Для людей равнодушных к религии, или “полит-религиозных” современная церковная периодика или неинтересна, или враждебна.

 

— Какие вызовы стоят перед церковной периодикой сегодня и какие проблемы необходимо решить в первую очередь?

 

Сергей Герук:

— К сожалению, церковная журналистика, при наличии множества изданий, особенно епархиальных, недостаточно профессиональна. Хотя за последние 10 лет произошли значительные улучшения в этом плане. Особенно хочется отметить работу пресс-службы УПЦ во главе с Василием Анисимовым и редакцию официального сайта под началом архимандрита Александра (Драбинко). Высокой оценки заслуживает деятельность издательства “Глас” с редакцией телевизионных программ, возглавляемой протоиереем Георгием Коваленко. К сожалению, телередакция почему-то обходит стороной проблемы церковно-государственных отношений. А ведь журналистика немыслима без профессиональной публицистики. Ее-то и не хватает нашим церковным СМИ.

Думаю, что церковная пресса нуждается, прежде всего, в профессиональных журналистах. Необходимы факультеты журналистики в Духовных школах УПЦ, а также привлечение преподавателей Духовных школ УПЦ к учебному процессу на факультетах журналистики светских вузов. Кроме того, немаловажный вопрос — распространение церковной прессы.

 

Лариса Козик:

— За последние 15 лет в адрес многострадальной УПЦ было вылито много грязи. Иногда мне хотелось прийти в “Церковную православную газету” и спросить: “Братья и сестры, ну что же вы такие инертные, почему молчите?” Потом проходило немного времени, и я уже думала иначе: “Слава Богу, что газета не ввязывается в разборки”. Тяжело бывает не реагировать на выпады некоторых конфессий. Но люди так устали от всех этих политических баталий, хочется взять в руки газету, почитать позитивный материал о жизни нашей Церкви, о возрождении храмов и монастырей, о чудотворных иконах и современных чудесах.

 

Василий Анисимов:

— На мой взгляд, то, с чего начиналась церковная журналистика, когда открыли архивы, — просветительские публикации о Церкви, рассказы о святынях и т. д. — уже не так актуально. Ведь изданы прекрасные книги, монографии, исследования. А пресса — это все-таки “бабочка-однодневка”. Она должна чувствовать, что важно для человека сейчас, пробиваться к действительности. Епархиальные газеты должны писать не только о Церкви вообще, но и о проблемах своего города.

И, конечно же, журналисту важно быть очень компетентным в том, о чем он пишет (это правило любой журналистики, не только церковной), и постоянно работать со словом — чтобы выходить в информационное пространство и работать на одном уровне с другими. Сама тематика еще не оправдывает неграмотность или неумение ясно излагать свои мысли.

 

Станислав Речинский:

— Вызов заключается в том, что церковная периодика “работает” только среди воцерковленных людей. Миссионерская функция церковной периодики сегодня, к сожалению, еще не работает. По причине вполне понятной: в обществе еще нет достаточного количества православных, живущих и работающих “в миру”. Именно эти люди должны были бы работать в светских СМИ и нести через них православный взгляд на мир. Однако само понятие “православного взгляда на мир” сегодня весьма размыто и непонятно. Оценка любого явления “с православной точки зрения” колеблется от радикально-политизированного до околоправославного. Грубо говоря, для того, чтобы нести свет в мир, для начала его нужно взрастить в себе. Видимо, это и является первоочередной задачей сегодняшней церковной периодики.

 Михаил Мазурин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me