Православные храмы

Храм в честь трех святителей и храм Нерукотворенного образа Господня (на Борщаговке)

Равноапостольный великий князь Владимир (во Св. Крещении — Василий,…

Храм равноапостольных Мефодия и Кирилла (на Позняках)

Первая Литургия отслужена на праздник Входа Господня в Иерусалим, 22…

Храм мученика Иоанна Воина (в Быковне)

Первая Литургия была совершена в день престольного праздника, 30…

Публикации

Піст і молитва

В одному з євангельських оповідань розповідається про милість, яку Господь…

Церковь и дети: на пути к школе

Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне ибо таковых есть Царство…

Служение милосердия

Можно ли научиться милосердию? На протяжении веков ответ на этот вопрос не был…

GazetiЦерковная периодика не может похвалиться такими же большими тиражами, как светские СМИ, многие из которых для привлечения читателя готовы публиковать и откровенно скандальные материалы. Зато может позволить себе подавать информацию о жизни Церкви, не зависимую от общественной конъюнктуры и не приправленную “соусом” политической целесообразности.

Недавно Украинская Православная Церковь торжественно отметила 15-летие Харьковского Архиерейского Собора, во многом благодаря которому в Украине стало возможным развитие православной церковной периодики. Это и послужило поводом для разговора о церковных СМИ — в том числе и о вызовах, стоящих перед ними сегодня.

— С какими событиями в жизни Церкви и с какими общественно-политическими процессами ассоциируется у Вас становление православной церковной периодики в Украине?

 

Сергей Герук, ответственный редактор газеты “Кириллица”:

— Хотя Церковь у нас всегда была отделена от государства, становление православной церковной периодики в Украине косвенно связано с общественно-политическими процессами в жизни бывшего СССР, а затем и независимой Украины. В 1988 году широко отмечалось 1000-летие Крещения Руси. Перестройка, инициированная Михаилом Горбачевым, позволила и светским журналистам писать на церковные темы.

Этот период связан с моим личным воцерковлением. В то время я работал спецкором республиканской военно-патриотической газеты и одновременно писал сценарии для киностудии “Киевнаучфильм”. Когда управделами Украинского Экзархата епископ Ионафан предложил мне создать редакцию первой в Украине православной газеты “Украинский православный вестник”, я, после колебаний, согласился. Благословил это начинание и мой духовник, священник Свято-Покровского монастыря протоиерей Федор Шеремета. Газета выходила на двух языках и, кроме храмов и монастырей, распространялась в киосках “Союзпечать”. Коллектив редакции был небольшим, но все сотрудники были людьми верующими: журналисты Татьяна Красовицкая, Святослав Речинский, Лариса Козик, литредактор Елена Бобровникова (ныне монахиня Евтропия), художественные редакторы Виктор Зиновьев и Галина Зуева, фотокор Александр Петрук (†2005). Газета пользовалась популярностью, однако была закрыта накануне раскола его инициатором, ныне анафематствованным Филаретом (Денисенко): бывшего экзарха не устраивало присутствие независимых журналистов в “священных и неприкосновенных” стенах его резиденции на Пушкинской, 36.

Однако можно сказать, что полноценное становление православной церковной периодики началось с 1992 года, после проведения Харьковского Собора и избрания Митрополита Владимира на Киевскую кафедру. Мне довелось четыре года быть руководителем пресс-службы и редактором “Православной газеты” и наблюдать, какое огромное внимание Блаженнейший Владыка уделяет церковной периодике. Вот уже 15 лет он сам прочитывает перед выходом все издания Киевской Митрополии. Я также часто даю ему для прочтения свои материалы о церковно-государственных отношениях. И могу сказать, что не встречал в своей жизни более добросовестного редактора, его замечания всегда точны и полновесны.

 

Лариса Козик, редактор телепрограммы “Благовестник” (Первый Национальный):

— Так называемый период “горбачевской перестройки” в конце 1980-х годов можно по-разному оценивать. Но именно тогда началось духовное возрождение в государстве — Православная Церковь торжественно отметила 1000-летие Крещения Руси, Церкви возвратили часть нижней территории Киево-Печерской Лавры, была вновь открыта Киевская Духовная Семинария. В 1990 году было разрешено издание православной газеты (до этого был лишь журнал).

Мне посчастливилось быть в команде журналистов, которые начинали выпуск “Православной газеты”. При этом тогдашний глава канонической УПЦ благословил всем сотрудникам газеты пройти обучение: мужчинам — окончить духовную семинарию, а женщинам — прослушать курс лекций по определенным дисциплинам.

Для православных Украины архиважным было еще одно событие — получение Церковью самостоятельности в управлении. Наша Церковь стала называться Украинской Православной, все вопросы с тех пор решает ее Священный Синод.

 

Василий Анисимов, референт Предстоятеля УПЦ, руководитель пресс-службы УПЦ, заслуженный журналист Украины:

— Поскольку до 1989 года Церкви вообще ничего не разрешали издавать, кроме календаря и “Журнала Московской Патриархии” (у нас еще выходил “Православный вестник”), следовало бы говорить не о становлении или возрождении в Украине церковной периодики и журналистики, а об их создании.

Собственно, создание церковной периодики в Украине я связываю, прежде всего, с приходом в нее — еще при Филарете — ряда светских журналистов: Сергея Герука, Станислава Речинского, Ларисы Козик и др. Потом, насмотревшись на Филарета, они ушли, но именно они стояли у истоков церковной журналистики в Украине.

Церкви было нелегко, когда начались униатские погромы храмов, и потом, когда предпринимались попытки давления на Церковь со стороны нашей партноменклатуры во главе с Леонидом Кравчуком. Можно также упомянуть такую провокацию, как “первое Софийское побоище”, информационную блокаду Харьковского Собора, с одной стороны, и кампанию по его шельмованию — с другой. Все это вызывало чувство протеста, которое должно было быть где-то выражено. На мой взгляд, это также “провоцировало” появление церковных изданий. Именно в начале 1990-х появились многие епархиальные и приходские СМИ.

Кроме того, интерес к мнению Церкви пробуждала сама жизнь: строилось огромное количество храмов, открывались новые приходы, со временем в Церковь пришло немало журналистов, вообще в Церковь стало приходить все больше людей. И возникла необходимость в собственных СМИ.

 

Станислав Речинский, главный редактор сайта “ОРД”, обозреватель газеты “Вечерние вести”:

— Православная церковная периодика (не считая “Журнала Московской Патриархии” и “Православного вестника”) возникла в Украине в 1990 году в результате изменения отношения государства к Церкви и в связи с так называемой “перестройкой”. Дальнейшее развитие периодики было связано с проблемами становления Украины как независимого государства, в частности с автокефальным, филаретовским и другими расколами. Кроме того, Православной Церкви пришлось защищать свою паству от множества еретических и сектантских соблазнов. В силу этого церковная православная периодика в Украине изначально носила полемический и апологетический характер.

 

— Насколько адекватно, на Ваш взгляд, освещают сегодня православную тематику светские СМИ? Компенсирует ли пробелы в их деятельности в этой области церковная периодика?

 

Сергей Герук:

— Я думаю, что как раз светская периодика компенсирует “пробелы” в деятельности церковной прессы (конечно, не считая таких тенденциозных изданий, как “Україна молода”, “Зеркало недели”, “День”). Мне пришлось сотрудничать с еженедельниками “Регион”, “Новый век”, “Кіевскій телеграфъ”, “2000”, а также с журналом “Профиль”, где православной тематике отводились и отводятся отдельные полосы. Статьи Святослава Речинского, Василия Анисимова, Елены Мамонтовой, Валерия Полищука, Александра Анисимова, на телевидении передачи Инессы Ищенко и Ларисы Побережник, ряда других профессиональных журналистов всегда имели высокий рейтинг среди читателей и зрителей. В свое время способствовал прорыву информационной блокады УПЦ экс-президент Национальной телекомпании Украины, а ныне советник премьер-министра по вопросам масс-медиа Игорь Сторожук. Конечно, в светских СМИ можно увидеть и услышать массу несуразностей, причина которых — элементарное невежество. Одним из его проявлений стала поддержка прессой инициатив нынешнего Президента Украины Виктора Ющенко по объединению УПЦ с раскольниками-филаретовцами, что, согласно канонам Церкви, без покаяния последних невозможно. В светской прессе явно не хватает квалифицированных обозревателей по церковным вопросам, а на факультете журналистики им до сих пор не уделяется должного внимания. Но самая большая проблема — политизация церковных проблем. Как правило, виноваты в этом далекие от Церкви политики (включая и первых лиц государства).

 

Лариса Козик:

— За 17 лет со дня выхода первой православной украинской газеты ситуация очень изменилась, публикуется довольно много материалов о церковной жизни, но все они грешат одним: светские журналисты считают, что в церковных вопросах так же легко разобраться, как, например, в футболе. Мне неприятно читать дилетантские материалы, злые, политизированные...

Церковная периодика действительно компенсирует все эти пробелы. Много интересного можно прочитать и в епархиальных газетах. Я не смогу назвать ни одного номера “Церковной православной газеты”, в которой я бы не нашла для себя интересный материал.

 

Василий Анисимов:

— Сразу отвечу на второй вопрос — не компенсирует. Позиция Православной Церкви в информационном пространстве представлена очень слабо — в отличие от позиции раскольников, униатов, протестантов. Они, собственно говоря, паразитируют на нашей проблематике. Святая Церковь приобрела в обществе такой авторитет за тысячелетие, что она должна говорить об этом, а не все “примазавшиеся” и объявившие себя кем угодно.

Что же касается светских СМИ, то в них, на самом деле, ничего не изменилось. Нет подготовки журналистских кадров к освещению церковных проблем и деятельности Церкви вообще. А так называемое религиоведение, изучаемое в наших вузах, во-первых, политизировано, во-вторых, атеистично по сути.

Я думаю, что обстановка даже несколько ухудшилась, потому что против Церкви работают намного профессиональнее. Мы вступили в информационное общество. Наши противники имеют очень мощные ресурсы. А особенность нашей периодики (и сетевой, и печатной) заключается в том, что она, как и раньше, больше все-таки склонна к просветительству. А ведь нужно еще полемизировать, бороться за общественное мнение. К сожалению, этого нет, и мне кажется, что это — очень большая проблема.

 

Станислав Речинский:

— Светские СМИ в нашей стране по определению не могут адекватно освещать православную тематику. Прежде всего ввиду отсутствия православных журналистов в этих СМИ. В лучшем случае, можно рассчитывать на объективный религиоведческий анализ, хотя и это — большая редкость. К сожалению, в украинских светских СМИ религиозная тематика либо является разновидностью политической, либо представлена рецептами куличей и околоправославным фольклором. Вообще, политизация религии является, на мой взгляд, самой серьезной опасностью для просветительской деятельности Церкви. Ярлыки, придуманные политиками, сегодня стали как бы общеизвестной истиной. Для нецерковного человека в Украине Православие делится на “патриотическую” Церковь и Церковь “промосковскую”. Человека, мыслящего такими штампами, очень трудно убедить в том, что Православие вообще не делится, оно или есть, или его нет. Так же и Церковь — или спасительная, или не-церковь.

На мой взгляд, церковная периодика может компенсировать эти пробелы только в среде воцерковленных или стремящихся к воцерковлению людей. Для людей равнодушных к религии, или “полит-религиозных” современная церковная периодика или неинтересна, или враждебна.

 

— Какие вызовы стоят перед церковной периодикой сегодня и какие проблемы необходимо решить в первую очередь?

 

Сергей Герук:

— К сожалению, церковная журналистика, при наличии множества изданий, особенно епархиальных, недостаточно профессиональна. Хотя за последние 10 лет произошли значительные улучшения в этом плане. Особенно хочется отметить работу пресс-службы УПЦ во главе с Василием Анисимовым и редакцию официального сайта под началом архимандрита Александра (Драбинко). Высокой оценки заслуживает деятельность издательства “Глас” с редакцией телевизионных программ, возглавляемой протоиереем Георгием Коваленко. К сожалению, телередакция почему-то обходит стороной проблемы церковно-государственных отношений. А ведь журналистика немыслима без профессиональной публицистики. Ее-то и не хватает нашим церковным СМИ.

Думаю, что церковная пресса нуждается, прежде всего, в профессиональных журналистах. Необходимы факультеты журналистики в Духовных школах УПЦ, а также привлечение преподавателей Духовных школ УПЦ к учебному процессу на факультетах журналистики светских вузов. Кроме того, немаловажный вопрос — распространение церковной прессы.

 

Лариса Козик:

— За последние 15 лет в адрес многострадальной УПЦ было вылито много грязи. Иногда мне хотелось прийти в “Церковную православную газету” и спросить: “Братья и сестры, ну что же вы такие инертные, почему молчите?” Потом проходило немного времени, и я уже думала иначе: “Слава Богу, что газета не ввязывается в разборки”. Тяжело бывает не реагировать на выпады некоторых конфессий. Но люди так устали от всех этих политических баталий, хочется взять в руки газету, почитать позитивный материал о жизни нашей Церкви, о возрождении храмов и монастырей, о чудотворных иконах и современных чудесах.

 

Василий Анисимов:

— На мой взгляд, то, с чего начиналась церковная журналистика, когда открыли архивы, — просветительские публикации о Церкви, рассказы о святынях и т. д. — уже не так актуально. Ведь изданы прекрасные книги, монографии, исследования. А пресса — это все-таки “бабочка-однодневка”. Она должна чувствовать, что важно для человека сейчас, пробиваться к действительности. Епархиальные газеты должны писать не только о Церкви вообще, но и о проблемах своего города.

И, конечно же, журналисту важно быть очень компетентным в том, о чем он пишет (это правило любой журналистики, не только церковной), и постоянно работать со словом — чтобы выходить в информационное пространство и работать на одном уровне с другими. Сама тематика еще не оправдывает неграмотность или неумение ясно излагать свои мысли.

 

Станислав Речинский:

— Вызов заключается в том, что церковная периодика “работает” только среди воцерковленных людей. Миссионерская функция церковной периодики сегодня, к сожалению, еще не работает. По причине вполне понятной: в обществе еще нет достаточного количества православных, живущих и работающих “в миру”. Именно эти люди должны были бы работать в светских СМИ и нести через них православный взгляд на мир. Однако само понятие “православного взгляда на мир” сегодня весьма размыто и непонятно. Оценка любого явления “с православной точки зрения” колеблется от радикально-политизированного до околоправославного. Грубо говоря, для того, чтобы нести свет в мир, для начала его нужно взрастить в себе. Видимо, это и является первоочередной задачей сегодняшней церковной периодики.

 Михаил Мазурин





Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua