Православные храмы

Храм мученика Иоанна Воина (при госпитале воинов-интернационалистов в Пуще-Водице)

Небольшой деревянный храм-часовню при госпитале открыли в январе 2007…

Храм Феодоровской иконы Божией Матери (в НИИ нейрохирургии АМН)

С 1998 г. в НИИ нейрохирургии АМН совершалось чтение акафиста перед…

Храм апостолов Петра и Павла (на Куреневке)

Деревянный Петропавловский храм на Куреневке известен с 1759 г. (по…

Публикации

1020-летие Крещения Руси. Владимирская горка

27 июля на Владимирской горке Вселенский Патриарх Варфоломей I, Патриарх…

Богоматір

Для того, щоб показати глибину величі, слави і святості Божої Матері, свята…

Древний святой, живущий среди нас

Вот уже 2000 лет Церковь Христова славится сонмами своих святых. Мы признаем их…

temnitsaЭти евангельские слова трудно принимать как руководство к действию, поскольку служение тем, кто находится в местах лишения свободы, как нам кажется, довольно трудно. И хотя о нем говорится в Священном Писании столь лаконично, на самом деле оно имеет четкое богословское обоснование. Уже при творении человека Господь предвидел его возможное отпадение и заключение после грехопадения в узы греха, с последующим отделением души от тела и преданием ее в узы адские с начальником адской тюрьмы — сатаною и его помощниками-надзирателями — бесами. Так как все люди подвержены греху, то никто из живущих не мог освободить себя, а тем более все человечество, от греха, проклятия и смерти. Только Единородный Сын Божий Господь Иисус Христос может вывести человека из темницы ада, разорвать узы греха и дать благодатную силу для спасения души.

После искупления человечества добровольной Жертвой Христа Спасителя, апостольской проповеди, распространения христианского учения и установления христианских государств тюрьмы и тюремщики, в идеале, должны быть помощниками Господа в деле спасения грешников. Помощь эта заключается во внешнем ограничении греховной свободы, в создании условий для духовной помощи оступившимся. Временное лишение человека греховной свободы дает ему возможность осознать, что есть истинная свобода от греха, и обрести вечную, блаженную свободу в Боге. Тюрьма — это сложный мир со своими внутренними законами и правилами, в ней на ограниченной территории собраны, рассортированы и заперты в камерах люди разного социального положения и воспитания, с различными, часто трагическими, судьбами, с разными характерами, стремлениями и жизненным опытом. В прошлой вольной жизни многих из них не коснулись слова о добре и правде, о грехе и святости, о любви и красоте человеческих отношений. Они ходили среди нас, жили в наших домах, учились с нашими детьми в одной школе, а потом стали преступниками. Как же это случилось с ними?

Никто не становится преступником вдруг, неожиданно. Всякому уголовному преступлению предшествует множество тайных и явных грехов. Преступление, по определению

свт. Григория Богослова, — это нарушение законов человеческих, грех — заповедей Божиих. Зависть и тщеславие могут стать причиной воровства; жажда власти, стремление к легкой жизни, к удовольствиям, к острым ощущениям часто становятся причинами насилия и убийств.

Тюрьмы и лагеря, так называемые зоны общего, усиленного и строгого режима для взрослых и подростков — это огромное поле для духовной работы: здесь надо пахать целину невозделанных душ, сеять в них слова любви и добра и пожинать плоды покаяния. Когда в камере заключенный говорит: “Если бы мне сейчас предложили выйти на волю или провести месяц в тюрьме, — я бы выбрал тюрьму, — мне многое еще надо узнать и постигнуть”, — это значит, что идет перерождение человека. Смертник делился: “Я поверил в Бога, когда услышал свой смертный приговор”. Позже он крестился. Другой впервые в жизни стал молиться, когда жертва истекала кровью у его ног: “Господи, сохрани ему жизнь”. Молитва преступника была услышана.

Когда я впервые пришел с духовной миссией в тюрьму, услышал: “У нас тут многие бывали, хорошо говорят и больше не приходят. Вы тоже поговорите и уйдете?” Передо мною возник вопрос, как охватить такую массу людей: работать сразу со всеми или постепенно и терпеливо вовлекать в работу все новые и новые камеры, ведя индивидуальную работу с отдельными заключенными, принимая у каждого долгие исповеди, и лишь после того, как появятся устойчивые ростки, идти дальше? Мне представляется, что второй путь более практичен. “Вы даже не понимаете, что вы делаете, — сказали в одной из камер катихизаторам. — Мы уйдем на этап и будем продолжать вашу проповедь в лагерях”.

Православные внутрикамерные миссионеры во многом определяют общий настрой в камерах. Необходимо и богослужебный устав приспосабливать к обстоятельствам. К примеру, Апостол читать на русском, Евангелие — на церковнославянском. Часы и благодарственные молитвы после Причастия следует доверять читать самим заключенным. Они же должны и алтарничать. Такое доверие поднимает их в собственных глазах, делает активными участниками богослужения.

Щекотливый вопрос в условиях тюрьмы: “тайна исповеди”. Церковная тайна исповеди сейчас охраняется законом: священник, принимающий исповедь, не может быть привлечен ни как свидетель, ни как обвиняемый к судебному расследованию. Немаловажный вопрос — возраст священника. Как показывает опыт, в тюрьмах, где люди еще не имеют навыка исповеди, нужны священники, умудренные жизненным опытом.

Учитывая огромные размеры наших тюрем и зон общего, усиленного, строгого и особого режима и малочисленность духовенства, ясно, что охватить катихизаторской работой все места заключения в должном объеме при имеющемся количестве священников невозможно. Единственный выход — привлечение добровольных катихизаторов-мирян, которые могут больше времени уделять для бесед с арестантами в камерах.

Следует помнить, что зачастую духовное окормление заключенных не заканчивается после выхода на свободу. Перед человеком, вышедшим из заключения, сразу возникает несколько трудных проблем, и общество должно помочь ему решить их, если оно не хочет плодить рецидивистов. Первая проблема — это прописка: пробывший по суду в заключении более года лишается прописки. Вторая проблема — это устройство на работу; еще недавно бывший заключенный оказывался в замкнутом круге: на работу не берут потому, что нет прописки, не прописывают потому, что нет справки о работе, или же на работу его даже с пропиской не берут — он потенциально опасная личность. Сейчас появилось новое искушение: устроиться в созданное бывшими уголовниками частное предприятие, которое занимается преступной деятельностью. Отсюда третья проблема — это старые друзья по уголовному миру. Четвертая — противоречия в собственном внутреннем мире: новый опыт христианской веры и жизни по Евангелию, приобретенный в тюрьме или колонии, и старые привычки.

С уважением стоит отнестись к опыту и наработкам, которые уже имеются у протестантов, и которых, к сожалению, так мало имеем мы.

Человек, у которого загноилась рана, чтобы не умереть от гангрены, принимает все меры к врачеванию и обращает особое внимание на главный очаг болезни. Нашему обществу и государству необходимо врачевать свои язвы, пока не поздно, и об этом напоминает Церковь, предлагая свою посильную безвозмездную помощь.

Протоиерей Владимир Погребной,

первый проректор Полтавской Миссионерской Духовной Семинарии УПЦ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me