Православные храмы

Введенский обыденный храм (на Теремках-1)

Введенский храм на Теремках-1 — первый (и пока единственный) в…

Храм великомученицы Варвары (при Киевской областной больнице № 1)

Идея возведения храма на территории областной больницы принадлежит…

Храмовый комплекс Архангела Михаила (в Дарнице)

В год 1000 летия Крещения Руси было принято решение о строительстве…
Протезирование зубов в жуковском
Отбеливание зубов, зубные украшения и др
aleks-dent.ru
Продаю листовой абс пластик
Поставка листовых пластиков
0762.ru
Штукатурка старатели
Штукатурка Старатель. Цены. Все стройматериалы с доставкой
optostroy.com

Публикации

Современный вертеп

История Рождества Спасителя при ее общеизвестности никогда не становится…

“И услышали вернии глас звука Его...” О колоколах и церковном звоне

И здревле колокольный звон размерял богослужебное и человеческое время,…

Памво Берында и его “Лексиконъ славеноросский”. 375 лет со дня кончины выдающегося украинского ученого

Личность Памвы Берынды в восприятии последующих поколений нераздельно связана с…

 

Stradania_IovaВ прошлой нашей беседе мы рассматривали вопрос об отношении человека к Богу. Говорили о том, как человек воспринимает Бога: стремится ли к Истинному Богу или томится в плену ложных представлений о Нем? Выяснили, что эти представления часто обусловлены личной греховностью или негативным детским опытом, поэтому неверно думать, будто Бог злой и что Он не вразумляет человека через скорби. Наш разговор мы продолжим с цитаты апостола Павла: “Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами… Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны” (Евр.12, 6–8).


Игумен Лонгин:

— Эти слова апостола указывают на то, что Богу человек не безразличен, как не безразличны дети для любящих родителей. Наказание же от Бога правильно понимать не как месть или расправу, а как “наказ”, “наставление” и даже “врачевание”. Подобно тому, как это происходит при воспитании детей на раннем уровне их умственного развития, когда ребенок больше реагирует на запрет или наказание, чем на рассуждения и убеждения. Господь так же прибегает к наказанию человека, поступающего неразумно и упорствующего в грехе.

 

Психолог Анастасия Бондарук:

— Однако мы охотней воспринимаем проявление любви через милость, прощение. И очень не хочется принимать наказание. Батюшка, исходя из пастырского опыта, как обычно люди реагируют на скорби? Какие ошибки допускают? Что дается им тяжелей всего?

 

Игумен Лонгин:

— “Кому больше прощается, тот больше любит” (см: Лк. 7, 47). Но оценить дар прощения человек может лишь осознав, как велика его вина. К сожалению, люди бывают настолько черствы сердцем и упрямы умом, что долго не реагируют на призыв Бога к покаянию. Но Господь не хочет, чтобы люди погибли, и обращается к ним через Священное Писание, через голос совести, наставления святых, увещания близких и т. п. Но часто, по известной пословице, пока не грянет гром, человек и не подумает об исправлении своей жизни. А если гром не грянет? Если не последует Божие вразумление? Тогда человек может не успеть покаяться. Вот и приходится выбирать между временными скорбями и вечным наказанием. Люди по-разному воспринимают наказание. Кто-то ропщет, кто-то смиряется и делает выводы. Часто, сталкиваясь со скорбями, люди, не утвержденные в вере, впадают в уныние. Человеку кажется, что на него ополчился весь мир, он одинок и нет никакого выхода. Но это ложное представление, ибо “любящим Бога... все содействует ко благу” (Рим. 8, 28). Еще одной причиной уныния является отсутствие терпения. Некоторые хотят, чтобы сразу, как только они раскаялись, все в жизни изменилось, но человеку еще предстоит потрудиться над собой. Ведь грехи накапливались годами, а исправиться мы хотим мгновенно.

 

Психолог Анастасия Бондарук:

— Людям очень тяжело принять ситуацию, если после молитв не следует разрешение проблемы. У меня есть опыт работы с девушкой, которая очень страдала из-за постоянного беспорядка в доме. После долгих молитв ничего не менялось, и это только усугубляло ее душевные муки. Я спросила, какой именно помощи она просит и ждет от Бога. Она сказала, что просит: “Господи, сделай так, чтобы у меня дома был порядок. Чтобы мне хотелось приходить домой”. Как видите, решение этой проблемы она полностью возложила на Бога. Мы начали разбираться, что же мешает установлению порядка? Оказалось — нет привычки убирать за собой сразу, но есть желание “отодвинуть”, отложить “неприятное дело” на потом, и даже не на завтра… То есть всему виной конкретная немощь. Я спросила, говорила ли она об этом Богу. Оказалось, что она боялась взять ответственность на себя, так как думала, что Бог ее накажет. Поэтому предпочитала уйти от ответственности. Правда, не заметила, что сама наказывает себя беспорядком, нежеланием идти домой и душевными муками. Здесь, с одной стороны, проблема ответственности. С другой — Бог воспринимается только как Судья, а не как милостивый Врач, ожидающий нашего обращения. Так же и человек, например, бросающий курить, должен открыть перед Богом и перед собой, что он пытался “закурить”, скорее всего, свое одиночество, беспомощность, страхи, тревоги и т. д. Наверное, это будет началом смирения. Как Вы думаете, батюшка?

 

Игумен Лонгин:

— Без благодати мы не в состоянии коренным образом изменить себя. Условием же ее принятия является смирение: “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (Иак. 4, 6). Смирению учатся в различных жизненных испытаниях, которые, подобно тому, как скульптор разминает глину, размягчают душу человека, делают его пригодным для духовной работы. Гордость же препятствует духовному росту. Денница в свое время возгордился, пал и теперь постоянно углебает во зле, т. е. перестал возрастать в совершенстве в том смысле, как его задумал Бог. Человек, прошедший испытания достойно, чувствует, что они не лишили его чего-то в жизни, а наоборот, обогатили, и потому благодарит Бога даже в самых трудных обстоятельствах.

 

Психолог Анастасия Бондарук:

— Я знаю, что некоторые мамы благодарят Бога за то, что Он послал им ребенка с ограниченными возможностями. Говорят, что по-другому стали смотреть на мир, на жизнь, обрели новые ценности. Изменился их характер. Мне кажется, когда человек сталкивается со скорбью, он должен думать не “за что?”, а “для чего?” посланы ему испытания. И просить у Бога не отнять скорбь, а помочь развить качества, необходимые для борьбы со скорбью. Просить благословения, чтобы труды не были напрасны. Ну и, как говорится, понять и принять то, что изменить не в силах.

Продолжая тему личной ответственности, вспоминаю слова о. Иоанна (Крестьянкина) о том, что матери часто жалуются, что в ответ на их молитвы о выздоровлении детей не происходит улучшения. Он говорит, что это оттого, что матерям надо самим как следует лечить ребенка. Подытожить сказанное можно словами Фомы Аквинского: “Мы должны молиться так, как бы все зависело от Бога, и работать так, как бы все зависело от нас”.

 

Игумен Лонгин:

— С этими словами западного богослова нельзя не согласиться. Собственно, в этом и проявляется взаимодействие Божественной и человеческой воли, так называемая синергия. И здесь, с одной стороны, видна немощь человека, так как без Бога он не достигнет совершенства; с другой — величие, ведь человек трудится с Самим Богом, является Его соработником! Тут вспоминаются слова Псалмопевца: “Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его” (Пс. 8, 5–6)

 

Психолог Анастасия Бондарук:

— Батюшка, я очень рада нашей совместной работе. Для меня, как для христианки и психолога, важно находить точки соприкосновения богословской науки и психологии. Надеюсь, что это поможет тем, кто интересуется вопросами внутреннего состояния человека, кто, возможно, увлекаясь психологией, а сегодня она очень популярна, найдет решение своих проблем и ответы на вопросы в Церкви.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua