Православные храмы

Богоявленский храм и храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (Корчеватое)

6 ноября 2011 года столичный приход в честь иконы Божьей Матери "Всех…

Храм апостолов Петра и Павла (у Дарницкого вокзала)

До революции неподалеку от Дарницкого железнодорожного узла стояла…

Храм бессребреников Космы и Дамиана Римских (в НИИ онкологии АМН)

С 1990 х гг. в детском отделении НИИ Онкологии АМН проходили молебны.…
Публикации

Отец. Памяти протоиерея Николая Запорожца (11.03.1944 — 28.09.2006)

Николай Степанович Запорожец родился в с. Белозерье Черкасской области в…

Борис Гринченко: Украла

Едва войдя в класс, учитель заметил, что там происходит что-то неладное.…

Нямецкая икона Божией Матери

Нямецкая икона Божией Матери в 1399 г. была подарена византийским императором…

Костел святого Николая

Kostel_NikolaaСамое заметное сооружение Нового Строения. Прекрасный пример псевдоготического стиля конца XIX — начала XX вв. Красноармейская, 75.
 
Костел св.Николая сооружен в 1899—1909 гг. по заказу римско-католической общины Киева. Строительству предшествовал представительский конкурс, по итогам которого первую премию получил архитектор П.Гиппиус, вторую — студент Петербургского института гражданских инженеров Станислав Воловский. Заказчики выбрали для воплощения конкурсную работу Воловского. Исполнителем работ пригласили киевского зодчего Владислава Городецкого, который творчески переработал проект. Из-за ограниченности в средствах, собиравшихся путем пожертвований, строительство продолжалось почти десять лет. С учетом сложных условий (высокий уровень грунтовых вод) была разработана специальная конструкция фундамента на бетонных набивных сваях по прогрессивной технологии киевского инженера Антона Страуса, примененной в таких масштабах впервые в Европе.

Костел сооружен с использованием новейших материалов, которыми тогда были железобетон (из него сделаны все перекрытия, в частности, свод центрального нефа системы "ганнебик" при пролете в 17 м имеет толщину всего 8 см), искусственный гранит, терракотовая облицовка и т.д. В частности, из искусственного камня старон ру выполнено все богатейшее архитектурное и скульптурное оформление здания, автором которого является давний соавтор Городецкого Элио Саля. Одновременно с костелом в упрощенных псевдоготических формах возведен трехэтажный дом причта. Освящение и торжественное открытие костела св.Николая состоялось 6 декабря 1909 г. Первым его настоятелем стал ксендз Ян Юзеф Змигродский.

Объемно-пространственная композиция храма — крестовая в плане базилика с тремя нефами, развитым трансептом, двумя башнями на западном фасаде и сигнатуркой в средокрестии — является типичной для средневековых европейских костелов. Такой же и декор — мастерская и достоверная готическая стилизация, ярко воплощающая образ готического храма. Современники видели в Николаевском костеле подобие венской Votiv Kirche (1856). Доминирующий в композиции западный фасад имеет три стрельчатых портала, тимпаны которых украшены барельефами на религиозные темы. Центральная ось акцентирована большим витражным окном-розой и треугольным фронтоном над ним. Сооружение отличается совершенством пропорций, чистотой композиционного замысла, выразительным моделированием деталей.

Советская власть зарегистрировала "синдикат" (общину) костела в марте 1921 г. С 1936 г. богослужения в храме прекратились из-за отсутствия ксендза. В марте 1938 г. решением горсовета костел был закрыт и предназначен под "использование для общественных нужд". Представители власти поснимали кресты, иконы, утварь, колокола, скульптуры, часть витражей, демонтировали также и орган. Часть этого имущества позже была найдена на киностудии им. А.Довженко. В 1943 г. интерьер сооружения сильно пострадал от пожара, который, по рассказам, возник от имущества, хранившегося здесь.

После войны в здании костела разместили Киевский областной государственный архив. Здесь также была размещена радиоглушильная станция, которая должна была препятствовать жителям Киева слушать западные "радиоголоса". В 1954—57 гг. проводились реставрационные работы здания, во время которых были сняты остатки старых витражей. В 1956 г. сооружение признали памятником архитектуры, однако в 1963 г. это решение было отменено.

После правительственного постановления (1979) о создании здесь "Дома органной и камерной музыки" костел в 1979—80 гг. был отреставрирован с приспособлением под новую функцию (архитекторы Олег Граужис, Е.Осадчий и др.). На месте алтаря был установлен новый большой орган. Выкопанный под концертным залом в предыдущие годы подвал (на месте захоронений) был переоборудован на цокольный этаж. Во время расчистки подвала была найдена одна из утраченных скульптур — архангела Гавриила.

В апреле 1991 г. здание было внесено в список сооружений, которые должны оставаться в собственности государства и не подлежат передаче религиозным общинам. Однако католическая общественность не согласилась с таким решением властей и настояла на восстановлении своих прав. С сентября 1991 г. возле стен бывшего костела стали отправлять службы по католическому обряду. Первая такая служба совершилась 29 сентября Яном Крипаном, настоятелем прихода св.Александра. Вскоре был достигнут компромисс между представителями государства и католической церкви: было договорено, что под одной крышей будут сосуществовать католический приход и "Дом органной и камерной музыки".

4 января 1992 г. состоялось торжественное открытие костела, первую службу возглавлял епископ Ян Пурвинский. Во время своего визита в Киев в 2001 году костел посетил папа Римский Иоанн Павел II.

 

 

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu