Православные храмы

Покровский собор на Оболони

В первой половине 1990-х годов по проекту Валентина Исака и Игоря…

Покровский храм (в Центральном военном госпитале Министерства обороны)

Указ Императрицы Анны Иоанновны от 19 февраля 1736 г. предписывал: во…

Храм бессребреников Космы и Дамиана Римских (в НИИ онкологии АМН)

С 1990 х гг. в детском отделении НИИ Онкологии АМН проходили молебны.…

Публикации

Петропавловский храм (о восстановлении исторической справедливости)

Чуть больше двух месяцев назад по благословению Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего…

Сорняки или плоды?

Современная наука возникает именно в христианской цивилизации. Предпосылки к…

Имеют ли пятидесятники дар святого духа?

В 1901 г. в баптистских общинах США возникло т. н. “движение святости”, которое…

 

Hristos_Pantokrator“Я очень хотел поступить в институт. Перед поступлением усиленно молился, выполнял утреннее правило, читал Евангелие и Псалтирь. Раньше я не был так исполнителен. Я спросил себя: “Почему я стал делать это только сейчас?” И когда понял, то ужаснулся. Оказалось, я делал это потому, что был уверен, что Бог может мне отомстить. Я понял, что в моем понимании живет не тот Бог, о Котором пишет Евангелие, а какой-то языческий божок — злобный, мелкий и мстительный, который только и ждет, когда я ошибусь, чтобы стукнуть меня по голове. Я в смятении. Как так получилось? Ведь я причащаюсь каждый месяц, у меня есть духовник, церковное послушание. И как мне теперь найти Бога?”

Эту историю прокомментировали главный редактор “Церковной православной газеты” игумен Лонгин (Чернуха) и психолог Анастасия Бондарук.

 

Игумен Лонгин:

— Я думаю, что в этой истории не все так трагично, как может показаться на первый взгляд. Положительным есть уже тот факт, что автор письма в какой-то момент своей жизни осознал, что без Бога ему не справиться с жизненными трудностями. Он обратился к Богу за помощью. Это уже большой успех в духовной жизни, тем более, если ранее человек не получал духовного воспитания и жил сам по себе. Однако это лишь зачаток религиозного чувства, которое должно развиваться и перерастать страх раба (страх наказания) или расчет наемника (быть хорошим ради награды), чтобы достичь совершенства в сыновней любви. Останавливаться на первом этапе опасно — в страхе нет любви. Это может привести к унынию и отчаянию. Очевидно, в жизни этого молодого человека настал как раз тот период духовного взросления, когда он сумел глубже рассмотреть свое внутреннее состояние. И это не означает, что он потерял Бога, а скорее, наоборот — стал к Нему еще ближе. И здесь важно поверить, довериться Евангелию, которое учит, что Бог есть Любовь, Милосердие, Терпение, Радость, Свет… Надо также запастись терпением, понимая, что путь богопознания, путь восстановления утраченного после грехопадения богообщения — долгий и непростой. Но дорогу осилит идущий.

 

Анастасия Бондарук:

— Батюшка, найдя в описанной молодым человеком ситуации много положительного, Вы сделали очень необходимый и важный шаг поддержки по отношению к нему. Вы показали, что из предыдущего опыта можно взять с собой и куда двигаться дальше. Я же хочу обратить внимание на то, от чего в этом жизненном опыте нужно будет отказаться.

В этой ситуации основной конфликт заключается в следующем: молодой человек не просто ждал, что Бог его может наказать, он думал о Нем неверно. Думал, что Бог — мстительный и злой. А это грех Евы,  поверившей словам змия, что Господь якобы не хочет, чтобы Адам и Ева стали как боги.

Как говорит митрополит Амфилохий (Радович), ложная идея о Боге есть и цель, и суть сатанинского обмана. С падением человека пало и его представление о Боге. Однако это истинное представление может быть восстановлено. “Нередко в христианской практике злоупотреблялась, уродовалась идея Небесного отцовства, — подчеркивает митрополит Амфилохий. — Много легче было использовать Бога как инструмент насилия над другими, превратить Его в земной авторитет, окутанный плащом устрашающей таинственности метафизических размеров…” Мы сталкиваемся с такими ситуациями, но полностью не осознаем, не анализируем, что же происходит, и поэтому “глотаем” ложные представления о Творце. Насилие такого рода начинается уже с родительских замечаний, подобных “Бог тебя накажет”. А ведь, не упрощая так отношения Бога и человека, маленькому ребенку можно сказать: “Ты расстраиваешь Господа. А Он так любит тебя”.

Молодой человек смог понять, что его представление о Боге неверно, и это очень важно. Ведь уже в самой природе человека заложена жажда истинного Бога и он протестует против ложного. Как Вы думаете, батюшка?

 

Игумен Лонгин:

— Безусловно, если бы Господь изначально не заложил в человека возможность определять и сердцем, и умом, что есть добро, а что зло, что истинно, а что ложно, то он совершенно бы заблудился в поисках смысла жизни. Кроме того, человек может сравнивать свой духовный опыт с опытом Церкви: какая разница между понятиями “мой Бог” и “наш Бог”? В общежитии мы познаем друг друга, познаем себя, познаем и Бога, перенимая духовный опыт тех, кто достиг святости и единения с Богом. В то же время мне вспоминаются слова апостола Павла: “Для чистых все чисто, а для оскверненных и неверных нет ничего чистого...” (Тит. 1, 15). Многое зависит от того, насколько человек честен перед самим собой. Если на совести неспокойно и при этом отсутствует покаяние, человек начинает прятаться от Бога, Он ему страшен. Зло, живущее в человеке, искажает представление о Творце. Бог ложно интерпретируется человеком согласно его греховному состоянию.

 

Анастасия Бондарук:

— В психологии есть понятие “проекция”, которое обозначает ситуацию, когда человек что-то принадлежащее его внутреннему миру (ценности, чувства, желания, особенности восприятия) переносит на внешние объекты.

Так же мы проецируем на Отца Небесного образ земного отца. Если родители дарили ребенку любовь, а наказание было мудрым, справедливым, а главное — понятным ребенку, если они не оберегали его от всех трудностей, а давали возможность самому их преодолевать и в то же время всегда были рядом, — то для человека естественна вера в Божию любовь и он знает, как воспринимать трудности. Если же родители очень контролировали свое чадо, не давали шагу ступить самостоятельно, выливали на ребенка свое раздражение и обиду и он за малые проступки ожидал больших неприятностей, — то такой человек будет очень педантичным, но не из-за любви к Богу, а из-за того, что за любую оплошность будет ждать, как наш герой, мести богов и, сталкиваясь даже с малыми скорбями, будет жалеть себя и обижаться на Бога.

Батюшка, так что же такое истинный страх Божий и для чего на пути христианина возникают скорби? Можно ли считать это Божиим наказанием?

 

Игумен Лонгин:

— Апостол Павел сам проводит параллель между наказанием ребенка отцом и человека Богом: “Господь, кого любит, того наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами… Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны” (Евр. 12, 6–8). Я думаю, с этой цитаты мы продолжим нашу беседу в следующий раз.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua