Православные храмы

Храм святителя Михаила, первого митрополита Киевского (в центральной клинической больнице)

У Центральной клинической больницы более, чем 100-летняя история. 24…

Храм Почаевской иконы Божией Матери (в больнице «Охмадет»)

В построенной до революции «Терещенковской» больнице им. цесаревича…
Публикации

Українські сектанти — апостоли чи зайди?

Різноманітні секти, як гриби після дощу, проростають на нашій православній…

Благословение “красавицы Глинской”

Интервью с архиепископом Конотопским и Глуховским Лукой (Коваленко),…

Не ищите окольных путей к Богу

В последние годы все чаще приходится слышать о тоталитарных сектах — “Церковь…

Бог Истинный

 

Hristos_Pantokrator“Я очень хотел поступить в институт. Перед поступлением усиленно молился, выполнял утреннее правило, читал Евангелие и Псалтирь. Раньше я не был так исполнителен. Я спросил себя: “Почему я стал делать это только сейчас?” И когда понял, то ужаснулся. Оказалось, я делал это потому, что был уверен, что Бог может мне отомстить. Я понял, что в моем понимании живет не тот Бог, о Котором пишет Евангелие, а какой-то языческий божок — злобный, мелкий и мстительный, который только и ждет, когда я ошибусь, чтобы стукнуть меня по голове. Я в смятении. Как так получилось? Ведь я причащаюсь каждый месяц, у меня есть духовник, церковное послушание. И как мне теперь найти Бога?”

Эту историю прокомментировали главный редактор “Церковной православной газеты” игумен Лонгин (Чернуха) и психолог Анастасия Бондарук.

 

Игумен Лонгин:

— Я думаю, что в этой истории не все так трагично, как может показаться на первый взгляд. Положительным есть уже тот факт, что автор письма в какой-то момент своей жизни осознал, что без Бога ему не справиться с жизненными трудностями. Он обратился к Богу за помощью. Это уже большой успех в духовной жизни, тем более, если ранее человек не получал духовного воспитания и жил сам по себе. Однако это лишь зачаток религиозного чувства, которое должно развиваться и перерастать страх раба (страх наказания) или расчет наемника (быть хорошим ради награды), чтобы достичь совершенства в сыновней любви. Останавливаться на первом этапе опасно — в страхе нет любви. Это может привести к унынию и отчаянию. Очевидно, в жизни этого молодого человека настал как раз тот период духовного взросления, когда он сумел глубже рассмотреть свое внутреннее состояние. И это не означает, что он потерял Бога, а скорее, наоборот — стал к Нему еще ближе. И здесь важно поверить, довериться Евангелию, которое учит, что Бог есть Любовь, Милосердие, Терпение, Радость, Свет… Надо также запастись терпением, понимая, что путь богопознания, путь восстановления утраченного после грехопадения богообщения — долгий и непростой. Но дорогу осилит идущий.

 

Анастасия Бондарук:

— Батюшка, найдя в описанной молодым человеком ситуации много положительного, Вы сделали очень необходимый и важный шаг поддержки по отношению к нему. Вы показали, что из предыдущего опыта можно взять с собой и куда двигаться дальше. Я же хочу обратить внимание на то, от чего в этом жизненном опыте нужно будет отказаться.

В этой ситуации основной конфликт заключается в следующем: молодой человек не просто ждал, что Бог его может наказать, он думал о Нем неверно. Думал, что Бог — мстительный и злой. А это грех Евы,  поверившей словам змия, что Господь якобы не хочет, чтобы Адам и Ева стали как боги.

Как говорит митрополит Амфилохий (Радович), ложная идея о Боге есть и цель, и суть сатанинского обмана. С падением человека пало и его представление о Боге. Однако это истинное представление может быть восстановлено. “Нередко в христианской практике злоупотреблялась, уродовалась идея Небесного отцовства, — подчеркивает митрополит Амфилохий. — Много легче было использовать Бога как инструмент насилия над другими, превратить Его в земной авторитет, окутанный плащом устрашающей таинственности метафизических размеров…” Мы сталкиваемся с такими ситуациями, но полностью не осознаем, не анализируем, что же происходит, и поэтому “глотаем” ложные представления о Творце. Насилие такого рода начинается уже с родительских замечаний, подобных “Бог тебя накажет”. А ведь, не упрощая так отношения Бога и человека, маленькому ребенку можно сказать: “Ты расстраиваешь Господа. А Он так любит тебя”.

Молодой человек смог понять, что его представление о Боге неверно, и это очень важно. Ведь уже в самой природе человека заложена жажда истинного Бога и он протестует против ложного. Как Вы думаете, батюшка?

 

Игумен Лонгин:

— Безусловно, если бы Господь изначально не заложил в человека возможность определять и сердцем, и умом, что есть добро, а что зло, что истинно, а что ложно, то он совершенно бы заблудился в поисках смысла жизни. Кроме того, человек может сравнивать свой духовный опыт с опытом Церкви: какая разница между понятиями “мой Бог” и “наш Бог”? В общежитии мы познаем друг друга, познаем себя, познаем и Бога, перенимая духовный опыт тех, кто достиг святости и единения с Богом. В то же время мне вспоминаются слова апостола Павла: “Для чистых все чисто, а для оскверненных и неверных нет ничего чистого...” (Тит. 1, 15). Многое зависит от того, насколько человек честен перед самим собой. Если на совести неспокойно и при этом отсутствует покаяние, человек начинает прятаться от Бога, Он ему страшен. Зло, живущее в человеке, искажает представление о Творце. Бог ложно интерпретируется человеком согласно его греховному состоянию.

 

Анастасия Бондарук:

— В психологии есть понятие “проекция”, которое обозначает ситуацию, когда человек что-то принадлежащее его внутреннему миру (ценности, чувства, желания, особенности восприятия) переносит на внешние объекты.

Так же мы проецируем на Отца Небесного образ земного отца. Если родители дарили ребенку любовь, а наказание было мудрым, справедливым, а главное — понятным ребенку, если они не оберегали его от всех трудностей, а давали возможность самому их преодолевать и в то же время всегда были рядом, — то для человека естественна вера в Божию любовь и он знает, как воспринимать трудности. Если же родители очень контролировали свое чадо, не давали шагу ступить самостоятельно, выливали на ребенка свое раздражение и обиду и он за малые проступки ожидал больших неприятностей, — то такой человек будет очень педантичным, но не из-за любви к Богу, а из-за того, что за любую оплошность будет ждать, как наш герой, мести богов и, сталкиваясь даже с малыми скорбями, будет жалеть себя и обижаться на Бога.

Батюшка, так что же такое истинный страх Божий и для чего на пути христианина возникают скорби? Можно ли считать это Божиим наказанием?

 

Игумен Лонгин:

— Апостол Павел сам проводит параллель между наказанием ребенка отцом и человека Богом: “Господь, кого любит, того наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами… Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны” (Евр. 12, 6–8). Я думаю, с этой цитаты мы продолжим нашу беседу в следующий раз.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu