Православные храмы

Свято-Воскресенский храм Флоровского монастыря

В комплексе сооружений Флоровского монастыря этот храм считался…

Храм святителя Николая Мирликийского (в 17‑й больнице)

Территория, занимаемая 17‑й больницей, до революции принадлежала…

Храм апостолов Петра и Павла (у Дарницкого вокзала)

До революции неподалеку от Дарницкого железнодорожного узла стояла…
Скачать Кызыл орик минусовка
Возможность обсудить подкасты, скачать и проголосовать за них
golos.asia

Публикации

Нямецкая икона Божией Матери

Нямецкая икона Божией Матери в 1399 г. была подарена византийским императором…

Какой у нас сегодня праздник, мама?

8/12 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных

Боевое Крещение

Православная Церковь прославляет жен-мироносиц — женщин, которые в самые…

EgorovОсвоение православными интернет-просторов не ограничивается созданием и чтением тематических сетевых СМИ, посещением электронных библиотек православной литературы и общением на форумах. Новые технологии позволяют получать и полноценное богословское образование. Как отмечается на сайте отделения интернет-обучения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (do.pstgu.ru), “необходимо только наличие компьютера с выходом в Интернет и желание учиться”. На вопросы “Церковной православной газеты” о дистанционном обучении в этом университете ответил проректор по автоматизации систем управления, декан факультета дополнительного образования (ФДО) ПСТГУ священник Геннадий Егоров (Москва).

 

— Кто получает богословское образование в отделении интернет-обучения ФДО ПСТГУ? И кем бы вы хотели видеть его выпускников?

— При сетевом варианте дистанционного обучения, который реализован у нас, объем общения между преподавателем и учащимся очень велик и сопоставим с ситуацией вечернего обучения, мы рассчитывали по часам. И, конечно, нельзя сказать, что мы не знаем своих учащихся. Но вот об особенностях взаимодействия, о том, каким образом осуществляется формирование, если можно так сказать, профессионального самосознания и позиции человека, который обучается дистанционно, пока сказать достаточно сложно, хотя накоплен уже большой опыт.

Мы придерживаемся установившейся практики, по которой в церковных учебных заведениях будущих священнослужителей готовят только в условиях стационара. Поскольку ФДО изначально был направлен на преподавательскую и миссионерскую деятельность, свои учебные программы мы изменили по сравнению с теми, по которым обучаются в духовных школах или, например, на богословском факультете нашего университета. То есть мы ориентировали учащихся ФДО на восприятие и понимание богослужения и церковной традиции, а не на практику их совершения. Впрочем, вышесказанное не означает, что наших учащихся не рукополагают. Просто для нас это — не главная цель.

Следует сказать, что у нас есть разные программы. Например, программа “Основы Православия” предназначена для всех, кто хочет как-то упорядочить и расширить свои знания о Православии. А есть длительная программа профессиональной переподготовки “Теология”, рассчитанная на тех, кто собирается либо сам преподавать, либо заниматься миссионерской деятельностью.

И есть люди, которые учатся, что называется, для себя. Конечно, это некое условное определение, потому что, по словам Христа, “вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы” (Мф. 5, 14). Преподобный Антоний Печерский вошел в пещеру и молился там “для себя”, так же, как и преподобный Феодосий, а в результате они молились для очень многих, и до сих пор очень многое в этом мире совершается их молитвами. Точно так же каждый человек, начинающий постигать церковную традицию не одним только интеллектом, а преобразуя себя на основании знания, которое он черпает из этой сокровищницы, приносит “мног плод” (см. Ин. 12, 24).

А ответ на вопрос “кем быть?” очень непростой. Понятно, что ни в России, ни в Украине нет должности “богослов”… Каждый должен служить на том месте, на котором его Бог ставит. Иногда это оказывается настолько неожиданным, что остается только хвалу Создателю возносить, настолько все премудро устроено.

 

— Как сдают экзамены в отделении интернет-обучения?

— Некоторые — в режиме синхронной связи, или, как говорят, он-лайн, то есть когда преподаватель и учащийся одновременно присутствуют в учебном классе, в чате (у нас это называется конференц-зал). Либо экзамен проводится в виде итоговой письменной работы или тестирования. А иногда аттестация по дисциплине проставляется автоматически, на основании среднего балла по всем выполненным заданиям.

Что касается выпускного экзамена, то, поскольку мы аккредитованы в соответствии с российским законодательством и выдаем государственные дипломы, он должен проходить в очной форме, в вузе. Кроме того, защищается квалификационная работа — либо по темам, которые мы предлагаем, либо связанная с той деятельностью, которой учащиеся непосредственно занимаются в жизни.

 

— Чьим опытом вы пользовались, когда открывали отделение интернет-обучения или оно создавалось, что называется, на голом месте?

— Собственно, технологию мы заимствовали у Global Open University через один светский вуз, а всю содержательную часть разрабатывали сами — от и до.

 

— Много ли у вас учащихся из Украины?

— Сейчас 14 человек. Среди заочников их больше. Возможно, потому, что в Украине меньше людей, которые работают в Интернете. По памяти могу сказать, что в отделении интернет-обучения есть учащиеся из Киева, Харькова, Днепропетровска, Одессы, Николаева. Есть еще выходцы из Украины, живущие за рубежом.

 

— А если говорить об общей географии?

— Англия, Ирландия, Исландия, Финляндия, Германия, Венгрия, Испания, разумеется, Россия, Украина, Прибалтика, Япония, Новая Зеландия, США, Канада…

 

— Какими вы видите перспективы отделения интернет-обучения — в плане увеличения количества учебных дисциплин и программ?

— Наш факультет внутренне ориентирован на создание образовательных технологий и методик, на осмысление этого опыта. Уже сейчас свои программы, пособия и разработки мы размещаем на сайте для всеобщего доступа. И в качестве расширения своей деятельности, скорее, будем рады готовить специалистов для других учебных заведений с тем, чтобы они открывали аналогичные отделения у себя.

 

— Напоследок хотелось бы узнать, что Вы лично вкладываете в понятие “образование в области богословия”?

— Строго говоря, все, что нужно тут знать, содержится в мудром речении отцов: если ты — богослов, то ты хорошо молишься; если ты хорошо молишься, то ты богослов. А все остальное — это уже вариации на основную тему.

 Беседовал Михаил Мазурин

 

Справка:

 Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет создан в Москве по благословению Святейшего Алексия II, Патриарха Московского и всея Руси, в 1992 г. и носит имя святого Патриарха Всероссийского Тихона. Выпускники университета получают дипломы государственного образца, что открывает широкие возможности для работы православных специалистов в государственных учреждениях.

Студенты обучаются на 9 факультетах: богословском, миссионерском, историческом, филологическом, педагогическом, церковных художеств, церковного пения, экономики и права, факультете дополнительного образования. В следующем учебном году начнет работу социологический факультет.

Свято-Тихоновский гуманитарный университет готовит специалистов в области православного богословия и истории Церкви, преподавателей Закона Божия, богословских и церковно-исторических дисциплин, миссионеров, катихизаторов, лекторов, специалистов в области христианского искусства.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua