Православные храмы

Храм блаженной Ксении Петербургской (на Святошинском кладбище)

Святошинское кладбище примечательно тем, что здесь покоятся Христа…

Храм иконы Божией Матери «Экономисса»

21 декабря 2010 года, по благословению Блаженнейшего Митрополита…

Храм Рождества Богородицы (в «Царском Селе»)

Строительство храма началось 26 марта / 8 апреля 2008 г. Первую…

Публикации

Слава и гордость Новгорода-Северского

История Новгорода-Северского насчитывает 1000 лет и делится на несколько…

Радуйся, Благодатная!

Это слова, обращенные посланником небес к Божией Матери. В них — сущность…

На Чужой территории

Есть место, при упоминании о котором далеко не каждый человек может сохранять…

Pahomij_RomanskijИзвестный румынский историк Николай Йорга утверждает, что святой Пахомий был одним из образованнейших людей среди духовенства того времени. Его труды как иерарха и монаха изложены в написанном им в Киево-Печерской Лавре завещании, которое стало руководством для монашеской жизни в Молдавской Церкви. Жизнь и учение святого Пахомия оказали огромное влияние и на преподобного Паисия Величковского — возобновителя традиции старчества на Руси.

Святой праведный Пахомий родился около 1674 г. в селении Гледин в районе трансильванской Быстрицы в благочестивой семье. В Крещении получил имя Петр. О его детстве известно немного. Оно, без сомнения было нелегким, так как православная вера на родине святого Пахомия преследовалась властями.

Нет также сведений и о том, как святой прибыл в молдавские монастыри. В одном помяннике, хранящемся в Покровском скиту, упоминается, что владыка Пахомий еще в молодые годы отличался великой любовью к Богу и желал схимнической жизни. Руководствуясь словами Спасителя: “Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мф. 16, 24; Лк. 9, 23), он покинул свой дом, родных и друзей и поступил в число послушников Нямецкого монастыря.

В этой обители молодой и смиренный брат прошел все духовные испытания, подчиняясь распоряжениям игумена и братии, был образцом послушания во всем. В возрасте 25 лет он был пострижен в монашество игуменом Иоанном.

Зная о высокой духовной жизни святого Пахомия, тогдашний владыка рукоположил его в сан священника. Братия обители единодушно избрала молодого иеромонаха великим экклесиархом, поручив ему все церковные дела. Исполняя новые обязанности, святой не бросил и своих занятий по изучению различных наук, и в этой области становясь образцом для всех.

После кончины игумена Иоанна братия Великой Нямецкой Лавры избрала святого Пахомия своим духовным наставником, хотя ему не исполнилось еще и 30 лет. На протяжении всех лет святой Пахомий заботился о своем духовном возрастании, посвящая свою жизнь строгому послушанию, бесконечным утруждениям плоти и непрестанной молитве.

В 1704 г. святой Пахомий отправился в Киево-Печерскую Лавру, где пробыл два года. Здесь он поклонился святым мощам Печерских угодников. В Печерской Лавре святой Пахомий встретил также святителя Димитрия Ростовского и настолько почитал своего нового друга, что по праву считал его своим учителем и духовником.

В 1706 г., получив великую духовную пользу от пребывания в Киево-Печерской Лавре и благословение святителя Димитрия, святой Пахомий возвратился в Молдавию. С собой он вез множество святых книг для братии.

Вернувшись в родную обитель, святой попросил монастырский собор разрешения уединиться в пустыне и избрал местом уединения дупло толстого дерева неподалеку от горы Кириак возле Нямецкого монастыря. Здесь он жил вместе с несколькими своими последователями, стремившимися к уединенной жизни: Софронием, Макарием и Лазарем.

Слухи о подвижнической жизни и смирении святого затворника распространились по всей Молдове. Однажды бояре, охотившиеся в тех краях и пришедшие к Пахомию, получили великую пользу от его слов и наставлений. Во время совещания упомянутых бояр с господарем Молдовы, митрополитом, владыками, игуменами монастырей было определено на место Романского владыки Лаврентия, которого Бог призвал к себе, поставить отца Пахомия.

Семь лет и три месяца святой Пахомий был епископом Романским. Все это время он был очень почитаем молдавским господарем, а также простым народом.

Но радости и скорби архипастырской жизни не заставили его забыть о пустыннической жизни, и 1 марта 1714 г., считая, “что этот мир и все мирское проходит, как тень”, святой Пахомий добровольно отказывается от архиерейской кафедры. Его стремление к уединению было более сильно, чем просьбы хозяина Молдовы, его советников и благочестивого народа остаться их владыкой.

Оставив свою епархию, святой Пахомий вернулся в Нямецкий монастырь. Он опять поселился у горы Кириак, где на месте, называемом Покров, с Божией помощью построил храм в честь Покрова Пречистой Девы Марии. Здесь святой жил на протяжении трех лет, собрав вокруг себя небольшую общину.

В 1717 г. владыка Пахомий снова отправился в Киев и поселился в Печерской Лавре. Здесь он продолжал свои подвиги до конца своей жизни и отошел ко Господу 14 апреля 1724 г. Судя по всему, в Лавре он принял великую схиму с именем Пимен. Похоронили владыку “пред великими церковными западными дверьми” Успенского собора.

 

В свой второй приезд в Киев в 1717 г. святой Пахомий принес в дар Лавре великую святыню — перст святого апостола первомученика архидиакона Стефана. Эта святыня в особом ковчеге хранилась в Успенском соборе Лавры. В XIX в. для перста святого Стефана изготовили большую раку с изображением первомученика во весь рост. При взрыве Успенского собора 3 ноября 1941 г. рака с перстом святого Стефана оказалась под руинами храма. Святыню извлекли в 1962–1963 гг. — на втором этапе разборки руин. С этого времени рака находится в фондах Киево-Печерского заповедника, а сам перст был в 1989 г. возвращен Церкви. Братия Лавры изготовила для него деревянную раку, которая ныне стоит в Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах.

Владыка Пахомий в первый раз был в Лавре в 1704 г. Это обстоятельство может гипотетически объяснить, почему святой Пахомий решил преподнести Лавре именно такой дар — перст святого Стефана. Ведь, будучи в Лавре первый раз, будущий Романский владыка непременно узнал, как велико в Лавре почитание этого святого: в его имя прп. Феодосий построил отдельную церковь во дворе для нищих;  в честь святого Стефана, вероятно, принял постригальное имя прп. Стефан Печерский — преемник прп. Феодосия, потом основатель Кловского Влахернского монастыря в Киеве и епископ Владимир-Волынский; во имя святого Стефана был освящен один из первых приделов, пристроенных к Успенскому собору Лавры.

Владислав Дятлов

 Тропарь общий святителям, глас 4

Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему, / яже вещей истина, / сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / отче священноначальниче Пахомие, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

 

Кондак, глас 8

Жития треволнение и суету мирскую оставив, / пустынный гражданин с премудростию показался еси, / радости сподобившись в жизни вечной, / слезьми покаяния получив утешение, / отче Пахомие, / моли Милостиваго Бога о нас воспевающих тя.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me