Православные храмы

Храм Почаевской иконы Божией Матери (в больнице «Охмадет»)

В построенной до революции «Терещенковской» больнице им. цесаревича…

Храм благоверного князя Ярослава Мудрого на Березняках

Строительство храма святого благоверного князя Ярослава Мудрого на…

Храм святителя Николая Мирликийского (в детском доме «Малятко»)

Детский дом «Малятко» около 10 лет духовно окормлялся до постройки…
Публикации

Воспоминание об аде или бывают ли наркоманы бывшими

Есть на ул. Терещенковской, в самом центре Киева, маленькая тихая гавань для…

Наркомания: шаг в бездну

Корни наркомании уходят в далекое прошлое и пышным цветом расцветают в эпоху…

Икона — богословие в красках

На вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея…

Христиане в “постчеловеческом” мире.

V международная научно-практическая конференция “диалог православия и ислама: роль религии в современной жизни”.

Спасение Европы и с нею всего христианского мира, а далее и всего человечества, доныне еще не христианского, но уже антихристианского, может прийти лишь от нового обращения ко Христу. Протоиерей Сергий Булгаков

 Существует немало объективных оснований считать, что мы переживаем важный и с богословской точки зрения кризисный переходный период. Причем перемены не ограничиваются каким-то одним регионом земного шара, они происходят почти повсеместно.

Видный философ, богослов, директор Института синергийной антропологии Сергей Хоружий подчеркивает: “Глубокие перемены охватывают все стороны, все измерения человеческого существа, вплоть до биологической основы… В качестве реальной и близкой перспективы сегодня уже активно обсуждается приход “постчеловеческого” или “трансчеловеческого” мира (posthuman / transhuman world), для обитателей которого, наделенных гибридной антропокомпьютерной конституцией, совсем или большей частью не будет существовать ценностей человеческой духовности, нравственности, культуры”.

У каждого исторического периода есть характерные, свойственные только ему и выражающие дух породившего их общества, идеи. Пока эти идеи господствуют, их специфический характер никогда полностью не распознается — в них видят не модные веяния, а вечные истины, коренящиеся в самой природе вещей.

В новой истории такое место занимает идея либерализма — господствующая система представлений (вместе со своей экономической составляющей — капитализмом) на политическом, экономическом и культурном уровнях, сохранившаяся в мире после падения коммунизма (за исключением, разумеется, исламских стран). Либеральная концепция — это не просто мнение философа или политолога какой-то школы: она пронизывает мировоззрение всего общества, от властителей дум до политиков и ученых, которые первыми демонстрируют недоверие к религии и абсолютным ценностям, враждебность к метафизическим рассуждениям.

Идея либерализма поистине стала действенной верой нашей цивилизации и столь прочно засела в умах, что критика ее рассматривается почти как кощунство. И правда, очень сложно беспристрастно оценить идеи, на которых зиждится наша цивилизация, ведь мы сами составляем ее часть.

Либеральные преобразования представляют главную опасность для внутреннего мира религиозного человека и свободы Церкви. В каком-то смысле эта опасность больше, чем коммунизм, ибо либерализм маскируется, остается скрытым, и потому не вызывает сопротивления. Либерализм вполне может осуществить то, что не удалось коммунизму, то есть разрушение изнутри верности и преданности религиозной традиции, лишение ее абсолютной ценности.

Наша эпоха развивалась под воздействием науки, технологий и интеллектуального рационализма, возникших в Европе в XVII и XVIII вв. Западный мир сформировали идеи Просвещения, направленные против влияния религии и стремящиеся заменить ее более “разумным” подходом к реальной жизни. По мнению мыслителей той эпохи, дальнейшее развитие науки и технологий сделает мир более стабильным и упорядоченным. Они предвидели возникновение общества, обладающего достаточно высоким уровнем стабильности и предсказуемости, в котором люди станут крохотными винтиками гигантского социально-экономического механизма. (Так, сегодня видный западный социолог профессор Питер Ф. Друкер говорит о возникновении особого “общества знаний”, с появлением которого традиционные сообщества — семья, деревня, церковный приход и т. д. — вообще исчезнут.)

Однако мир, в котором мы живем, не только не стал более “управляемым”, но, судя по всему, окончательно вышел из-под контроля. Более того, воздействие некоторых факторов, призванных, как предполагалось, сделать нашу жизнь определенной и предсказуемой (в том числе научно-технический прогресс), зачастую приводит к противоположному результату. Характеризуя современную эпоху либерализма и воинствующего секуляризма, президент Международного центра изучения христианского Востока архиепископ Гранады (Испания) Франциско Хавьер Мартинез пишет: “Секулярное общество живет в ежедневном насилии — насилии над реальностью. Это насилие показывает, что нигилизм не может соответствовать и не соответствует нашему существу… Секулярное общество само себя уничтожает, порождая тех самых монстров, которые его так ужасают и вызывают такую ненависть: эти монстры — чудовища-близнецы фундаментализм и терроризм. После 11 сентября 2001 г. и 11 марта 2004 г. становится все более очевидным: исламский терроризм, как и исламский фундаментализм... не может быть понят без Запада; по большей части он является продуктом западных секулярных идеологий. Это прагматический нигилизм, использующий ислам в качестве инструмента, что весьма похоже на то, как современные национальные государства использовали в своих политических интересах церковные институции, например инквизицию”.

Следует признать, что многие современные христиане, особенно на Западе, в целом не смогли занять позицию, которая позволила бы им достойно и на равных вести диалог с секулярным разумом, не говоря уже о том, чтобы ему противостоять во всеоружии. Конечно, попытки противостоять либерализму, капитализму и религиозному плюрализму были. Однако у них было так много общего с секулярным мировосприятием, что на практике диалог с обществом заканчивался тем, что христиане терпели поражение, принимая вразумления “сильных и умных века сего”.

Будучи политически и религиозно толерантными, православные христиане не должны забывать, что религиозная традиция для истинного христианина — это не просто особенность частной или семейной жизни, это основа всего бытия. Именно живой верой во Христа нам следует руководствоваться в каждом поступке, а также при оценке действий политиков, мыслителей и различных общественных институтов.

Признавая секулярно-либеральный мирской порядок “царством антихриста”, мы отдаем его во власть антихриста. Поэтому отказ от борьбы за мир есть недостойная христианина капитуляция перед господствующим в мире злом. Мы должны признать, что религиозные традиции христианства — это в первую очередь реальность живого и динамического богообщения. Другими словами, мы дети Живого Бога, а не идеологической установки или мертвой философии.

 Протоиерей Дионисий Мартышин,

кандидат богословия, преподаватель КДАиС, заведующий кафедрой украинского Православия и теологии МАУП

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu