Вся седмица, называемая Великой, или Светлой, есть как бы один великий светлый праздник Пасхи. Отцы Церкви и церковные правила VI Вселенского Собора повелевают верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в пениях духовных, радуясь и торжествуя о Воскресшем Господе.
Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых Царских вратах — в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, а закрываются только в субботу, перед 9-м часом.
Во всю Пасхальную седмицу начало и окончание церковных служб совершается так же, как и в первый день. Крестный ход совершается после литургии, начиная с понедельника.
О поведении православных христиан на Пасху
Древние христиане в продолжение великого торжества Пасхи ежедневно собирались для общественного богослужения. В великий праздник Пасхи они совершали особые дела благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Пищу, освященную на Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник.
Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не пропускать ни одного церковного богослужения.
Что такоe артос?
Слово “артос” переводится с греческого как “квасной хлеб” — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.
Артос в продолжение всей Светлой седмицы, вместе с иконой Воскресения Господня, занимает в храме самое видное место и в заключение пасхальных торжеств раздается верующим.
Употребление артоса берет начало от истоков христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, каждом Его слове, шаге, действии. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.
Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб — как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — это знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.
С артосом также соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба для Пречистой Матери Господа, в напоминание постоянного общения с Ней, и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название “Чин о Панагии”, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в году при раздроблении артоса.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце литургии при целовании креста раздается народу как святыня.
Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.
Артос употребляется в особых случаях, например в болезни, и всегда со словами “Христос воскресе!”.
Почему освящаются пасхи и куличи?
Пасхальный кулич — это церковно-обрядовая пища — род артоса на нижней степени освящения.
Многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжение Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие. По совершении литургии в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемые пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.
Употребление освященных пасх и куличей в Светлую седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день Пасхальной седмицы богоизбранный народ вкушал семейно (см.: Исх. 12, 3–4). По благословении и освящении христианских пасх и куличей верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление — все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.
О разговлении
Праздничный стол — это возможность торжественно отметить событие и поделиться радостью с близкими людьми. “Если кто утомился от поста, пусть примет ныне награду,— говорится в пасхальном слове святителя Иоанна Златоуста. — Постившиеся и непостившиеся — возвеселитесь сегодня!.. Все воспользуйтесь богатством благости!”
Однако и разговляться следует разумно и воздержанно. Помимо телесного вреда, невоздержное разговление пагубно в духовном смысле: постившийся в течение долгого времени моментально растрачивает с таким трудом приобретенные духовные блага.
Таким образом, если мы постимся, воздерживаясь только от пищи, то по прошествии дней воздержания проходит и пост. А если воздерживаемся от грехов, то и по прошествии поста он продолжается и приносит нам пользу.
Почему на Пасху дарят яйца?
Яйцо — главный пасхальный символ воскресения, так как из яйца рождается новое существо. При пасхальном целовании и приветствии верующие издревле дарили друг другу красные яйца. Обычай этот, по преданию, обязан своим происхождением святой Марии Магдалине, которая, представ перед императором Тиберием, поднесла ему в дар красное яйцо с приветствием “Христос воскрес!” и с этих слов начала свою проповедь.
По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим на Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресение Господа — два события, которые Пасха соединяет в себе. Пасхальное яйцо напоминает об одном из главных догматов веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого в Воскресении Иисуса Христа — Победителя смерти и ада.
Можно ли помещать на пасхальные Яйца наклейки с изображением храмов, креста, икон?
Если речь идет о сувенирных яйцах, которые не предназначены для употребления в пищу, то такие изображения на них допустимы. Но в отношении съедобных яиц это, конечно, неэтично. Ведь пасхальное яйцо надо будет очистить и съесть, то есть вместе с очистками человек выбросит и изображения храма или иконы. Есть множество возможностей сделать пасхальные яйца красивыми, так что не стоит помещать святые символы в такие места, где они могут быть осквернены небрежным обращением.
Подготовила Леся Лысенко
← Вечный огонь или вечный покой? | Милости хочу, а не жертвы → |
---|