Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (на Лесном массиве)

Первый молебен состоялся 21 мая/3 июня 1999 г., первая Литургия —…

Храм Рождества Иоанна Предтечи (на Зверинецком кладбище)

На Зверинце существовало 2 кладбища: Зверинецкое кладбище…

Храм блаженной Ксении Петербургской (в Дарницком районе)

19 февраля 2011 года по благословению Блаженнейшего Митрополита…

Публикации

Борисоглебская церковь в Вышгороде: новая жизнь древней святыни

15 мая Православная Церковь праздновала память (перенесение мощей) святых…

Князь, который равен Апостолам

Словами святого псалмопевца Давида Православная Церковь отмечает славный подвиг…

Возрождение святынь

Как известно, сущность вещей и явлений познается в сравнении, поэтому критерием…

Pasha-lavraВся седмица, называемая Великой, или Светлой, есть как бы один великий светлый праздник Пасхи. Отцы Церкви и церковные правила VI Вселенского Собора повелевают верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в пениях духовных, радуясь и торжествуя о Воскресшем Господе.

Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых Царских вратах — в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, а закрываются только в субботу, перед 9-м часом.

Во всю Пасхальную седмицу начало и окончание церковных служб совершается так же, как и в первый день. Крестный ход совершается после литургии, начиная с понедельника.

 

О поведении православных христиан на Пасху

Древние христиане в продолжение великого торжества Пасхи ежедневно собирались для общественного богослужения. В великий праздник Пасхи они совершали особые дела благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Пищу, освященную на Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник.

Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не пропускать ни одного церковного богослужения.

 

Что такоe артос?

Слово “артос” переводится с греческого как “квасной хлеб” — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.

Артос в продолжение всей Светлой седмицы, вместе с иконой Воскресения Господня, занимает в храме самое видное место и в заключение пасхальных торжеств раздается верующим.

Употребление артоса берет начало от истоков христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе,  каждом Его слове, шаге, действии. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб — как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — это знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.

С артосом также соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба для Пречистой Матери Господа, в напоминание постоянного общения с Ней, и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название “Чин о Панагии”, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в году при раздроблении артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце литургии при целовании креста раздается народу как святыня.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.

Артос употребляется в особых случаях, например в болезни, и всегда со словами “Христос воскресе!”.

 

Почему освящаются пасхи и куличи?

Пасхальный кулич — это церковно-обрядовая пища — род артоса на нижней степени освящения.

Многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжение Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие. По совершении литургии в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемые пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

Употребление освященных пасх и куличей в Светлую седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день Пасхальной седмицы богоизбранный народ вкушал семейно (см.: Исх. 12, 3–4). По благословении и освящении христианских пасх и куличей верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление — все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

 

О разговлении

Праздничный стол — это возможность торжественно отметить событие и поделиться радостью с близкими людьми. “Если кто утомился от поста, пусть примет ныне награду,— говорится в пасхальном слове святителя Иоанна Златоуста. — Постившиеся и непостившиеся — возвеселитесь сегодня!.. Все воспользуйтесь богатством благости!”

Однако и разговляться следует разумно и воздержанно. Помимо телесного вреда, невоздержное разговление пагубно в духовном смысле: постившийся в течение долгого времени моментально растрачивает с таким трудом приобретенные духовные блага.

Таким образом, если мы постимся, воздерживаясь только от пищи, то по прошествии дней воздержания проходит и пост. А если воздерживаемся от грехов, то и по прошествии поста он продолжается и приносит нам пользу.

 

Почему на Пасху дарят яйца?

Яйцо — главный пасхальный символ воскресения, так как из яйца рождается новое существо. При пасхальном целовании и приветствии верующие издревле дарили друг другу красные яйца. Обычай этот, по преданию, обязан своим происхождением святой Марии Магдалине, которая, представ перед императором Тиберием, поднесла ему в дар красное яйцо с приветствием “Христос воскрес!” и с этих слов начала свою проповедь.

По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим на Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресение Господа — два события, которые Пасха соединяет в себе. Пасхальное яйцо напоминает об одном из главных догматов веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого в Воскресении Иисуса Христа — Победителя смерти и ада.

 

Можно ли помещать на пасхальные Яйца наклейки с изображением храмов, креста, икон?

Если речь идет о сувенирных яйцах, которые не предназначены для употребления в пищу, то такие изображения на них допустимы. Но в отношении съедобных яиц это, конечно, неэтично. Ведь пасхальное яйцо надо будет очистить и съесть, то есть вместе с очистками человек выбросит и изображения храма или иконы. Есть множество возможностей сделать пасхальные яйца красивыми, так что не стоит помещать святые символы в такие места, где они могут быть осквернены небрежным обращением.

Подготовила Леся Лысенко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me