Православные храмы

Храм святителя Луки Крымского (в Пушкинском парке)

Первую Литургию в храме прп. Агапита Печерского служили на Пасху 1998…

Храм иконы Божией Матери «Виленская-Остробрамская» (в больнице водников)

История прихода берет свое начало в 2002 году, когда по благословению…

Храм святителя Николая Мирликийского (Северное кладбище)

Отпевание проходит в ритуальном зале кладбища.
Публикации

Святой праведный Алексий Товт

Святой Алексий Товт родился 18 марта 1854 г. в бедной карпаторусской семье в…

Под золотыми куполами. Никольский собор киевского женского Покровского монастыря

В живописном уголке Киева, на Вознесенской горе, возвышается самый большой храм…

“Пребывай в том учении, которое ты принял”. История Болгарской Православной Церкви

Благодатная болгарская земля была заселена с древнейших времен. В VII–V…

“Поем Воскресение его…”. Об иконографии Пасхи Христовой

Soshestvie_vo_adВоскресение Христово — краеугольный камень христианской веры. Пасха — праздников праздник, торжество из торжеств. Все четыре евангелиста повествуют о Воскресении Иисуса Христа, отмечая разные детали этого события: пустой гроб, явление Ангелов, встречу с Воскресшим Спасителем, Который не сразу узнается учениками, уверение Фомы, удивление, страх и радость апостолов. Но как же изображается это событие, которое перевернуло ход мировой истории?

Православный канон исключает изображение непостижимой тайны Воскресения, так как свидетелей Воскресения не было, были лишь свидетели Воскресшего — это жены-мироносицы, апостолы и многие люди в Иерусалиме, которым Господь явился по Своем Воскресении. Но то, что произошло между двумя событиями — положением Тела умершего на Кресте Спасителя и обнаружением Его пустого гроба — остается непостижимой тайной. Тем не менее ясно, что именно в это время и совершается победа Христа над смертью. Именно это и изображает традиционная православная иконография, раскрывая глубокий смысл тайны Воскресения Христова.

 

Свет воссиял во тьме — Христос Воскрес!

Одним из древнейших изображений Воскресения Христова является икона “Сошествие во ад”. В службе Великой Субботы это событие получило отражение — Христос сходит в ад, в царство смерти, но смерть не в силах Его удержать, и Он разрушает все ее ухищрения и цепи. Навечерие Пасхи уже воспевает Христа, оставляющего гроб пустым и сокрушающего врата ада. Пасхальная служба торжествует окончательную победу Христа над смертью — открылся доступ к Свету и жизни во Христе. В Пасхальном каноне ликующе звучит: “Снизшел еси в преисподняя земли”, а в тропаре праздника поется: “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав”.

Напомним, что слово “пасха” по-древнееврейски означает “исход”, иудеи на Пасху воспоминают исход из египетского плена, христиане празднуют освобождение от плена смертного, ибо главный смысл Воскресения Христова — победа над смертью и адом. Именно этот исход и являет образ “Воскресение — Сошествие во ад”. В центре композиции изображается Спаситель — Он только что спустился в преисподнюю, сокрушенные Им врата ада — у Его ног. О них издавна известно как о вратах смерти, за которыми нет света, нет выхода, нет памяти о Боге. Это место мрачной богооставленности, о которой Давид говорил: “Во аде же кто исповестся Тебе?” (Пс. 6, 6). Спаситель изображен в золотых, белых или красных одеждах (символ его торжества и победы), окруженный сиянием славы, а порой сонмом Ангельских сил. Господь изображен на иконе как Светодавец в окружении священного сияния, называемого мандорлой. Оно имеет форму либо окружности, либо миндалевидного овала. Если мандорла круглая, она воспринимается как образ Солнца Правды (“Слава Божия”). Если же — миндалевидная, этим усиливается динамизм происходящего: “Днесь ад стеня вопиет”. Врата его разрушаются нисходящим Божественным Светом.

Одежды Христа лишены земной объемности и тяжеловесности. За этим образом — духовность тела Воскресшего Спасителя и открытая для нас истина: “Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления” (1 Кор. 15, 50). Именно поэтому тела находящихся во аде тяжелы и темны. Они еще причастны ко греху, и потому становятся телами мрака и частью мрака. Лишь свет Воскресения, по учению преподобного Макария Египетского, преображает душу и тело человека. Церковь зовет: “Очистим чувствия, и узрим неприступным светом Воскресения, Христа блистающася”.

На некоторых иконах Христос в руках держит крест — орудие позорной казни, ставшее символом Христовой победы (иногда этот крест водружают Ангелы). Главный смысл этой иконы в том, что Христос разрушает всевластие смерти. В своем Огласительном слове на Пасху святитель Иоанн Златоуст вслед за апостолом Павлом восклицает: “Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?” И это же отражает иконографический образ: черной разверзающейся бездне противопоставлена светоносная фигура Спасителя, тьма отступает перед светом. Иногда иконописцы изображают, что Христос буквально парит над бездной, иногда, что  Он словно перешагивает через нее, как через пропасть, энергичным движением увлекая за собой Адама и Еву, а иногда стоит на сломанных створках врат (часто они имеют крестообразную форму), утверждая тем самым, что отныне “ад не веченствует”, как поется в службах Страстной седмицы. На многих иконах изображается, как прародители встают из гробов. Вслед за Адамом и Евой из ада выходят цари, в первых рядах — Давид и Соломон, пророки, и первый среди них — Иоанн Креститель, далее праведники, праведницы и т. д. Некоторые иконы символически показывают лишь несколько фигур, другие — сонмы святых, но смысл изображения этих людей в том, что Воскресение Христово открывает путь к жизни вечной для всех. В черной пропасти мы видим множество сломанных предметов — ключи, замки, обрывки цепей и т. д., — это символическое изображение адских орудий, которыми злые силы сковывали и мучили людей.

 

Победа над бездной отчаяния

Духовный смысл события Воскресения Христова непостижимо глубок, и его нельзя выразить однозначно. Этим объясняется множество иконографических вариаций темы. Иногда, например, ад представляется в виде чудовища или человеческой фигуры в цепях. Это “князь мира сего”, скованный Божественной силой Спасителя. На некоторых иконах изображено, как Ангелы связывают сатану, “начальника” преисподней, в знак сокрушения; иногда Христос Сам попирает ногами сатану.

В XV в. особенно любили развернутые иконографические композиции, где в традиционную схему “Сошествия во ад” добавлялись интересные детали. Например, помимо поверженного сатаны в черной пропасти ада изображали его слуг — демонов или бесов. Причем над каждым помещалось название того греха, за который этот бес отвечал, например: сребролюбие, жадность, блуд, сквернословие, уныние и пр.

А вокруг Христа, в сияющей мандорле, изображались сонмы Ангелов, каждый из них держал зерцало с надписью добродетели: милость, радость, вера, любовь, щедрость и т. д. И от Ангелов в сторону демонов направлено копье, поражающее тот или иной грех. Таким образом, получается, что милость убивает злобу, щедрость противостоит жадности, радость борется с унынием. На наших глазах разворачивается картина духовной брани, в центре которой Христос — победитель смерти, а вокруг воинство Его, ведущее борьбу с силами тьмы. В этой интерпретации Воскресение Христово показано как эпицентр великой космической драмы спасения и преображения вселенной.

Однако сколько бы ни было вариантов иконы “Сошествие во ад”, каждый из них обязательно соответствует церковному канону. Он возник из живого опыта Церкви, стал плодом соборного постижения Воскресения. Глядя на икону, мы понимаем, что именно этот сюжет наиболее ярко свидетельствует о победе Иисуса Христа над мраком греха и бездной отчаяния.

 

Что ищете живого среди мертвых?

Существует еще один извод (вариант) иконографии Воскресения Христова, который получил название “Жены-мироносицы у Гроба Господня”. Он даже более древний, чем выше описанный, и известен примерно с IV–V вв. Композиция иллюстрирует текст Евангелия, повествующего, что рано поутру женщины, взяв ароматы, пошли ко Гробу, желая помазать тело погребенного Учителя, но увидели пустую гробницу и лежащие в ней погребальные пелены. На иконе кроме Спасителя, стоящего во “славе” у Гроба, — Ангелы и женщины (жены): Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия, Сусанна и другие. Они пришли рано утром ко Гробу с благовониями, чтобы завершить обряд погребения   Господа.

Композиция иконы может включать ряд деталей, например спящих или поверженных ниц воинов, поставленных сторожить могилу Христа; пустую гробницу с сидящим в ней Ангелом в блистающих одеждах, возвещающим мироносицам: “Что вы ищете живого между мертвыми: Его нет здесь: Он воскрес!” (Лк. 24, 5–6); оставленные белые погребальные пелены Христа; изображение явления Воскресшего Спасителя Марии Магдалине, принявшей Его за садовника. В  руке Воскресшего Христа может быть хоругвь, крест или пальмовая ветвь.

Эти варианты широко распространены в православном искусстве, они встречаются в византийской, древнерусской, балканской, грузинской живописи, словом, во всей православной иконографии.

К воскресному циклу относится и икона “Уверение Фомы”. Ее сюжет  восходит к тексту Евангелия от Иоанна, повествующему о явлении Христа ученикам и уверении Фомы, дотронувшегося до ран Спасителя и тем самым уверовавшего в истинность Его воскресения (см.: Ин. 20, 26–29).

 

Западная традиция и глубина канонических икон

В XVII в. на Русь приходит еще один вариант иконографии Воскресения Христова, изображающий, как Спаситель выходит из Гроба. Происхождение этого образа западное. Западноевропейское искусство развивалось несколько иначе, чем церковное искусство на христианском Востоке, оно было менее связано с богословием и догматикой, поэтому в нем рано появились произвольные трактовки и неканоническое письмо. На Западе образ Воскресения Христова начиная с XIII в. стали изображать как историческое событие, как выход Спасителя из Гроба на исходе ночи субботы. На этих иконах обычно представлен Гроб с отваленным каменем и Спаситель с поднятой вверх рукой, нередко с флагом, выходящий из Гроба. Иногда по сторонам изображают испуганную стражу, а порой — коленопреклоненных Ангелов. С тайны Воскресения как бы снимаются покровы, художник изображает событие, свидетелей которого не было, но фантазией и волей автора оно обретает живописное воплощение. Начиная с XIX в., подобные композиции стали помещать в алтаре как запрестольный образ. Икону часто писали на стекле с подсветкой, подражая западноевропейским витражам (искусство витража на Руси не было распространено). Но искусственная подсветка не заменяет изображения того света, которым пронизаны канонические иконы.

В XVII–XVIII вв. варианты традиционной и нетрадиционной иконографии пытались соединить в общую композицию, чтобы как можно полнее представить тайну Воскресения. И тогда на иконах стали дважды изображать Воскресшего Христа — выходящего из Гроба, а также парящего над ним и ведущего за Собой на небеса сонмы праведников.

Сегодня художники имеют возможность обращаться к разным пластам традиции — более древним или новым. Но в большинстве своем современные мастера предпочитают брать за образцы канонические изводы как более глубокие и содержательные. В древних иконах непостижимый смысл Воскресения Христова — Пасхи — отражен наиболее точно, потому что эти образы сохраняют тайну и в то же время раскрывают перед молящимся истинный смысл победы над смертью, совершенной Господом нашим и Спасителем Иисусом Христом.

Подготовила Инна Козориз

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu