Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (на Соломенке)

Деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»…

Храм святителя Луки Крымского (при Центре эндокринной хирургии)

19 ноября 2013 года по благословению Блаженнейшего Мирополита…

Публикации

О православном воспитании детей

Начиная рассуждать о значении христианских нравственных ценностей в воспитании…

Много может молитва Божией Матери

“И разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего…

Преподобный Нил Синайский: о кротости

Кротость мужа поминается у Бога, и душа негневливая делается храмом Святого…

Pashalnoe_chudoМы все, наверное, помним выражение: Бога не может вместить целый мир, но в то же время Бог вмещается в человеческом сердце… Наибольшее чудо мировой истории — Воскресение Христово — во всей духовной глубине и разнообразии значений не может постичь совершеннейший земной ум; да что там земной — даже Ангелы небесные были удивлены величием Христовой победы над смертью, торжеством Божественной любви к человеку. Но необъятна и величественна Пасха — у каждого свое ее восприятие, потому что пасхальный свет касается каждой души в той мере, в которой она готова открыться для Бога.

Итак, понятие “личной” Пасхи включено в понятие Пасхи общей, всемирной и надмирной, которая соединяет небо и землю, соединяет всех людей, которые жили, живут и будут жить на свете до конца веков. “Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити”, — победно звучит пасхальное песнопение, раздается торжественный звон, люди радостно приветствуют друг друга: “Христос Воскресе! — Воистину Воскресе!” Забываются все несчастья, в сердце водворяется парадоксальная для мирской логики христианская правда: смерть побеждена, нам остается только пройти по следам Спасителя и тем приобщиться к Его Светлому Воскресению.

Но перед тем, конечно, — наши маленькие смерти и маленькая Голгофа. Всякое наше страдание ради Христа, добровольное или даже непроизвольное, сразу вносит свою лепту на храм воскресения нашей души. И поэтому, веруя в Воскресение Иисуса, мы можем преодолеть все трудности. Рано или поздно наступит минута, о которой сказал святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: “Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас” (Ин. 16, 22).

Не потому ли преподобный Серафим Саровский всегда встречал каждого человека пасхальным приветствием: “Христос воскресе, радость моя!..” Подвижники, которые победили мир, плоть и диавола, испытали искушения Христовы, которые с Ним пострадали, — с Ним и воцарились. Еще здесь, на земле, водворилась в их сердцах вечная Пасха, открылось им Царствие Небесное. Каждый год, чувствуя опыт пасхальной радости, христианин растет духовно, “от силы в силу” укрепляется, он готов понести еще большие труды, чтобы большей была его радость от чувства единения с Воскресшим Господом.

Путь христианина всегда тяжел, но за ним и неоценимая награда. Именно в страданиях раскрывается величие духа последователей Христа. Блаженной памяти схиархимандрит Зосима (Сокур), который прожил нелегкую жизнь среди атеистических преследований, претерпел заключение, гонения, невероятно тяжелые телесные болезни, говорил: “Предстою перед распятым Господом и всегда помышляю — вот, завтра моя Голгофа. И если бы не радость Светлого Христова Воскресения — растаяли бы все силы от этой скорби”. Но мысль о Пасхе, о радости после мук, причем радости небесной, способной перевесить все земные страдания, эта спасительная мысль — будто маяк в море житейских бурь и штормов.

Кто-то пал на поле брани духовной, отдав душу за Христа. Кто-то в этот день праздновал победу земную, но добытую величием небесного духа. В своих воспоминаниях протоиерей Михаил Бойко, “киевский старец”, память о котором осталась во многих сердцах (служил в Покровском монастыре, почил в 2003 г.), вспоминает Пасху 1945-го, которую раненым встретил в Берлине. Вспоминает, как подбирал ноты церковных песнопений на немецком фортепиано, как отпраздновал этот величайший день с однополчанами, православными единомышленниками, которые через всю войну пронесли свою веру и, победив врага, на руинах сатанинского логова произнесли пасхальное приветствие, знаменовавшее победу света с Востока, победу народа Божия.

Святитель Николай Сербский в одном из писем объяснял, кто является свидетелем того, что Христос воскрес. “Прежде всего моя совесть свидетельствует об этом, — пишет он, — а затем и ум, и воля; свидетельствуют жены-мироносицы, двенадцать великих апостолов, пять сотен других свидетелей; свидетельствует и Савл, который стал апостолом Павлом, который не отрекся от виденного ослепительного света даже через 30 лет, когда в нероновском Риме палачи заносили над ним меч”. Свидетельствуют тысячи мучеников, которым являлся живой Христос в муках, темницах, на местах казни в течение веков, “от Иерусалимских мучеников до мучеников Балканских и так до наших дней, до новых мучеников Московских”. “Свидетельствуют мне, — продолжает проповедник, — еще и премногие народы и племена, которые верой в Воскресение Христа воскресли сами от дикости к просвещению, от рабства к свободе, от аморальной грязи и потемнения ума — к свету детей Божиих. Да и сами слова “Воскресение из мертвых” свидетельствуют мне о том же. Ведь без Воскресения Христова не было бы самого слова “воскресение” в речи человеческой. Воистину Воскрес Христос!”

Пасха сама по себе Чудо, поэтому ее сопровождают чудеса. В позднем списке “Патерика Печерского” есть повесть под названием “Слово о чуде на Пасху в 1463 году”. Летописец рассказывает: “При князьях киевских Симеоне и Михаиле, при архимандрите Николае в Печерском монастыре было удивительное знамение. В Пасхальный день брат Дионисий, званый Щепой, пришел покадить в подземную трапезную в Ближних пещерах, где почивают тела преподобных. От избытка радостных чувств, переполняющих его, он воскликнул: “Отцы и братия! Великий день ныне: Христос Воскрес!” И что было дальше? Скажем словами из Акафиста преподобным печерским: “Слышит абие… громогласное: “Воистину Воскресе!” С отцом Дионисием праздновали преподобные, которые никоим образом не отошли от нас, “плотию уснув”, а стали нашими заступниками на пути к вечной жизни!

Чудо воскресения человеческих душ для вечной радости — вот что удивительнее всего. Пусть каждая Пасха на многая лета дарит нам все более ощутимое переживание приближения к Горнему Царствию! Господи Иисусе, добрый наш Пастырю, Агнче Божий, “подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего”, — как поется в Пасхальном каноне. Пусть сольются в сердечном приветствии, объединятся добром и любовью миллионы человеческих сердец! Пусть в ответ на слова священной общей радости — “Христос Воскресе!” — звучит искреннее и уверенное утверждение нашей личной веры: “Воистину Воскресе!”.

 Александр Яровой, кандидат филологических наук

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua