Православные храмы

Храм блаженной Ксении Петербургской (на Святошинском кладбище)

Святошинское кладбище примечательно тем, что здесь покоятся Христа…

Храм равноапостольного великого князя Владимира (в 18‑й больнице, на бульваре Шевченко)

Киевский Императорский Университет св. Владимира (современное…

Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (в областной больнице)

Первая Литургия совершена в июне 1999 г. Храм размещается в…
Публикации

Икона Пресвятой Богородицы “Лепавинская”

Икона Пресвятой Богородицы “Лепавинская” — одна из самых почитаемых икон в…

Благословение “красавицы Глинской”

Интервью с архиепископом Конотопским и Глуховским Лукой (Коваленко),…

Крымская голгофа. Священномученик Андрей Косовский

В начале ХХ в. злое очарование революции, обещавшей построить справедливый мир…

Пасхальное Чудо

Pashalnoe_chudoМы все, наверное, помним выражение: Бога не может вместить целый мир, но в то же время Бог вмещается в человеческом сердце… Наибольшее чудо мировой истории — Воскресение Христово — во всей духовной глубине и разнообразии значений не может постичь совершеннейший земной ум; да что там земной — даже Ангелы небесные были удивлены величием Христовой победы над смертью, торжеством Божественной любви к человеку. Но необъятна и величественна Пасха — у каждого свое ее восприятие, потому что пасхальный свет касается каждой души в той мере, в которой она готова открыться для Бога.

Итак, понятие “личной” Пасхи включено в понятие Пасхи общей, всемирной и надмирной, которая соединяет небо и землю, соединяет всех людей, которые жили, живут и будут жить на свете до конца веков. “Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити”, — победно звучит пасхальное песнопение, раздается торжественный звон, люди радостно приветствуют друг друга: “Христос Воскресе! — Воистину Воскресе!” Забываются все несчастья, в сердце водворяется парадоксальная для мирской логики христианская правда: смерть побеждена, нам остается только пройти по следам Спасителя и тем приобщиться к Его Светлому Воскресению.

Но перед тем, конечно, — наши маленькие смерти и маленькая Голгофа. Всякое наше страдание ради Христа, добровольное или даже непроизвольное, сразу вносит свою лепту на храм воскресения нашей души. И поэтому, веруя в Воскресение Иисуса, мы можем преодолеть все трудности. Рано или поздно наступит минута, о которой сказал святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: “Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас” (Ин. 16, 22).

Не потому ли преподобный Серафим Саровский всегда встречал каждого человека пасхальным приветствием: “Христос воскресе, радость моя!..” Подвижники, которые победили мир, плоть и диавола, испытали искушения Христовы, которые с Ним пострадали, — с Ним и воцарились. Еще здесь, на земле, водворилась в их сердцах вечная Пасха, открылось им Царствие Небесное. Каждый год, чувствуя опыт пасхальной радости, христианин растет духовно, “от силы в силу” укрепляется, он готов понести еще большие труды, чтобы большей была его радость от чувства единения с Воскресшим Господом.

Путь христианина всегда тяжел, но за ним и неоценимая награда. Именно в страданиях раскрывается величие духа последователей Христа. Блаженной памяти схиархимандрит Зосима (Сокур), который прожил нелегкую жизнь среди атеистических преследований, претерпел заключение, гонения, невероятно тяжелые телесные болезни, говорил: “Предстою перед распятым Господом и всегда помышляю — вот, завтра моя Голгофа. И если бы не радость Светлого Христова Воскресения — растаяли бы все силы от этой скорби”. Но мысль о Пасхе, о радости после мук, причем радости небесной, способной перевесить все земные страдания, эта спасительная мысль — будто маяк в море житейских бурь и штормов.

Кто-то пал на поле брани духовной, отдав душу за Христа. Кто-то в этот день праздновал победу земную, но добытую величием небесного духа. В своих воспоминаниях протоиерей Михаил Бойко, “киевский старец”, память о котором осталась во многих сердцах (служил в Покровском монастыре, почил в 2003 г.), вспоминает Пасху 1945-го, которую раненым встретил в Берлине. Вспоминает, как подбирал ноты церковных песнопений на немецком фортепиано, как отпраздновал этот величайший день с однополчанами, православными единомышленниками, которые через всю войну пронесли свою веру и, победив врага, на руинах сатанинского логова произнесли пасхальное приветствие, знаменовавшее победу света с Востока, победу народа Божия.

Святитель Николай Сербский в одном из писем объяснял, кто является свидетелем того, что Христос воскрес. “Прежде всего моя совесть свидетельствует об этом, — пишет он, — а затем и ум, и воля; свидетельствуют жены-мироносицы, двенадцать великих апостолов, пять сотен других свидетелей; свидетельствует и Савл, который стал апостолом Павлом, который не отрекся от виденного ослепительного света даже через 30 лет, когда в нероновском Риме палачи заносили над ним меч”. Свидетельствуют тысячи мучеников, которым являлся живой Христос в муках, темницах, на местах казни в течение веков, “от Иерусалимских мучеников до мучеников Балканских и так до наших дней, до новых мучеников Московских”. “Свидетельствуют мне, — продолжает проповедник, — еще и премногие народы и племена, которые верой в Воскресение Христа воскресли сами от дикости к просвещению, от рабства к свободе, от аморальной грязи и потемнения ума — к свету детей Божиих. Да и сами слова “Воскресение из мертвых” свидетельствуют мне о том же. Ведь без Воскресения Христова не было бы самого слова “воскресение” в речи человеческой. Воистину Воскрес Христос!”

Пасха сама по себе Чудо, поэтому ее сопровождают чудеса. В позднем списке “Патерика Печерского” есть повесть под названием “Слово о чуде на Пасху в 1463 году”. Летописец рассказывает: “При князьях киевских Симеоне и Михаиле, при архимандрите Николае в Печерском монастыре было удивительное знамение. В Пасхальный день брат Дионисий, званый Щепой, пришел покадить в подземную трапезную в Ближних пещерах, где почивают тела преподобных. От избытка радостных чувств, переполняющих его, он воскликнул: “Отцы и братия! Великий день ныне: Христос Воскрес!” И что было дальше? Скажем словами из Акафиста преподобным печерским: “Слышит абие… громогласное: “Воистину Воскресе!” С отцом Дионисием праздновали преподобные, которые никоим образом не отошли от нас, “плотию уснув”, а стали нашими заступниками на пути к вечной жизни!

Чудо воскресения человеческих душ для вечной радости — вот что удивительнее всего. Пусть каждая Пасха на многая лета дарит нам все более ощутимое переживание приближения к Горнему Царствию! Господи Иисусе, добрый наш Пастырю, Агнче Божий, “подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего”, — как поется в Пасхальном каноне. Пусть сольются в сердечном приветствии, объединятся добром и любовью миллионы человеческих сердец! Пусть в ответ на слова священной общей радости — “Христос Воскресе!” — звучит искреннее и уверенное утверждение нашей личной веры: “Воистину Воскресе!”.

 Александр Яровой, кандидат филологических наук

 
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu