Православные храмы

Храм Зачатия Иоанна Предтечи в Беличах

Деревянная церковь Зачатия Иоана Предтечи была построена в 1797 г. на…

Храм праведного Лазаря Четверодневного (на Совском кладбище)

Храм праведного Лазаря Четверодневного на Совком кладбище был заложен…

Храм сорока мучеников Севастийских (в 5 й больнице Святошинского района)

Первая служба (молебен с водосвятием) была совершена 9/22 марта 1999…

Публикации

Служение милосердия невозможно без Евхаристии

Православная Церковь знает три образа служения Христу. Первый — в таинствах.…

Добром согретое сердце

Каждый человек выбирает свой жизненный путь сам. Но над ним незримо пребывает…

Нам сроден Свет Его Божества

Не только в Церкви, в церковном языке, но и просто в человеческом обиходе…

KirilovkaПолитики зачастую используют проблемы, связанные с церковной собственностью, в своих узкопартийных целях. На деле же острейшие проблемы возврата церковной собственности в Украине никак не решаются, а эксперты прогнозируют новый виток обострения религиозных отношений благодаря вмешательству в жизнь Церкви национал-демократов.

Следовало бы напомнить, что Украина на государственном уровне взяла на себя обязательство перед Советом Европы возвратить храмам и монастырям имущество и землю. Так, существуют рекомендации СЕ № 192 1995 г. относительно восстановления прав верующих и соответствующие Рекомендации ПАСЕ № 1556 2002 г., где пункт о реституции церковной собственности предваряет весьма тревожное обобщение: “В последнее время социально-религиозные события в посткоммунистических государствах отмечаются появлением фундаменталистских и экстремистских тенденций, активных попыток сделать религиозные лозунги и религиозные организации частью процесса военной, политической и национальной мобилизации в служении воинствующему национализму и шовинизму, а также политизации религиозной жизни”.

Тем не менее наметился очередной кризис в среде украинских национал-радикалов — сегодня в виде раздробленной помаранчевой оппозиции. Он сопровождается всплеском их агрессивного интереса к религиозным вопросам с подчеркнутой антипатией, если не сказать ненавистью, к Украинской Православной Церкви. Что-то подобное происходило в начале 90-х годов прошлого века при президенте Кравчуке. Неоднократно вспыхивали политические баталии на религиозной почве и при правлении Кучмы. Видимо, по мнению политиков, это как-то стимулировало электорат и впрыскивало адреналин агрессии, возбуждало жизнедеятельность самих нардепов с выраженными антироссийскими настроениями.

И вот недавно представитель партии “Собор” из фракции “Наша Украина” Николай Яковина еще раз продемонстрировал виртуозность креативного мышления отдельных носителей национальных идей, препятствием в реализации которых, по их мнению, стоит Украинская Православная Церковь. Н. Яковина усмотрел прямую взаимосвязь приезда Владимира Путина в Киев (22 декабря 2006 г.) с рассмотрением в Кабмине вопроса о передаче Кирилловской церкви в постоянное пользование УПЦ и возобновлением деятельности комиссии по реституции церковной собственности. Депутат назвал это “угодничеством” перед северным соседом в вопросах нашего национального наследия и духовной жизни...

Но если бы проблема возникла сегодня! Вопрос о собственности объектов Кирилловской церкви и их использовании, увы, тянется годами и никак не решается. Напомним, что этот памятник ХII в. входит в состав Национального заповедника “София Киевская”. Здесь до ХVIII в. размещался древний мужской великокняжеский монастырь, а ныне расположилась самая большая в Украине психиатрическая лечебница. Возобновившаяся в 1993 г. православная Кирилловская община развернула здесь уникальную в своем роде деятельность по уходу за больными. По свидетельству психиатров, благодаря участию пациентов в церковной жизни, наблюдается поразительный лечебный эффект. Община признана Синодом УПЦ одним из лучших больничных приходов в Украине.

Кирилловская община по договору с Госстроем Украины, который курирует Кирилловскую церковь, пользуется храмом во время богослужений в праздничные и воскресные дни. Музей и община совместно пользовались храмом на фоне достаточно сложных межконфессиональных и церковно-государственных отношений 90-х годов. Затем последовали указы Президента Украины (Л. Кучмы) о реституции церковной собственности, а за ним и ряд постановлений Кабмина о защите прав верующих и пересмотре их имущественных прав. Также в 2004 г. при Кабинете Министров была создана Межведомственная комиссия по вопросам реституции церковной собственности, деятельность которой после помаранчевой революции свернулась. На нынешнем этапе вице-премьер-министр Дмитрий Табачник вернулся к реконструированию этой комиссии.

Кирилловская община ходатайствовала о передаче ей прав на пользование имуществом Кирилловской церкви с сохранением музейной структуры, что, казалось бы, вполне согласуется с логикой действий властей и международными обязательствами Украины по вопросам реституции. Тогда как руководство заповедника “София Киевская” уже пятый год ведет борьбу с общиной, изыскивая всевозможные аргументы, чтобы не уступить Церкви права на владение древним храмом. За эти годы пришлось услышать и прочесть такую уйму искаженной, если не сказать цинично-клеветнической информации в адрес общины, что готов присягнуть: руководство “Софии Киевской” прикрывается зодчествоведческими идеями, за которыми не менее откровенно просматриваются бизнес-интересы.

В некоторых из публикаций утверждается, что на богослужениях в Кирилловском храме жгут свечи и копоть оседает на фресках, что верующие затирают плечами стены, что якобы поврежден иконостас и другое. В действительности же в храме по благословению настоятеля всегда горит одна-единственная общая свеча, верующие вообще свечей здесь не зажигают, т. к. в храме отсутствуют подсвечники, а все стены отгорожены рядами стульев. Дошло до того, что настоятеля протоиерея Феодора Шеремету, кандидата богословских наук и преподавателя Киевских Духовных школ с 20-летним стажем, обвинили в устремлениях разобрать мраморный иконостас, снять иконы Врубеля и замалевать фрески. Подобные откровения были восприняты ярыми ревнителями возрождения национальной духовности как боевой клич, так что православной общине пришлось полгода молиться на улице перед закрытыми под предлогом реставрации земельного участка вратами Кирилловского храма. Сейчас храм открыт, но давление на общину не прекращается.

Изменения к Закону “О свободе совести и вероисповеданий”, с поспешностью принятому в 1994 г., столь несовершенному и противоречивому, десятки раз отклонялись в Верховной Раде трех последних созывов. Вопросы о реституции, о “земельном законе” для Церкви, о предоставлении Церквям статуса юридического лица вот уже второе десятилетие разбиваются о камень преткновения нашего поликонфессионального политикума. Возникают элементарные вопросы: если, скажем, УПЦ Киевского патриархата Филарета, зарегистрированная в Минюсте как новая религиозная организация в 1992 г., должна вступить в права обладания церковным имуществом, то как она может претендовать на передачу в собственность того же кафедрального Владимирского собора, строившегося в ХІХ в. в честь 900-летия Крещения Руси на императорские деньги и исторически принадлежащего Русской, а затем Украинской Православной Церкви? И может ли быть отдана Андреевская церковь Растрелли УАПЦ, которая объявилась из-за океана, как эхо забытой столетней эмиграции, также в начале 90-х? Следуя логике “всякой сестре по серьге”, нужно позаботиться и о десятках бессовестно нарегистрированных Госкомрелигий в пылу “демократической свободы совести” конфессий, которых нынче более ста, в том числе и таких, которые в ряде европейских стран признаны деструктивными, асоциальными и противозаконными.

Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир, который недавно встречался с Президентом Ющенко, в том числе и по вопросам церковной собственности, по поводу перспектив решения реституционных проблем подчеркнул: “Декларирование свободы совести, которое включает в себя и правовые нормы верующих, должно начинаться с совести каждого политика. Нельзя ставить политические амбиции выше заповедей Господа, в которых Божие должно принадлежать Богу и верующим в Него людям. Мы надеемся, что правда восторжествует и Церкви будет возвращено исторически принадлежащее ей имущество”.

 Сергей Герук, для “Профиля”

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua