Православные храмы

Храм великомученика Пантелеимона (в центре микрохирургии глаза, в Медгородке)

Приход вмч. Пантелеимона УПЦ был зарегистрирован 22 февраля/6 марта…

Свято-Троицкий храм на Жилянской

Изначально Свято-Троицкий приходской храм находился на месте скверика…

Храм святителя Григория Богослова (в 4‑й больнице, на Соломенке)

14/27 февраля 2000 г. (в Неделю о блудном сыне) состоялась первое…
Публикации

...Мы стали в чем-то лучше

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины,…

Светильник земли Румынской. Святой Пахомий, владыка Романский

Известный румынский историк Николай Йорга утверждает, что святой Пахомий был…

Теплый праздник в Кипячем

Сразу три архиерея приехали 12 января в обитель Афонской иконы Богородицы.…

“Сия вера вселенную утверди…” Православие и иконопочитание

Sv_Troitsa11 марта 843 г., через 56 лет после VII Вселенского Собора (787 г.), осудившего иконоборчество, был установлен праздник Торжества Православия, и доныне совершаемый в первую неделю Великого поста. Почему Церковь начала праздновать Торжество Православия в связи со своей победой именно над иконоборцами, а не какой-либо другой ересью? Ответ состоит в том, что иконопочитание и Православие не могут мыслиться друг без друга, но являются одним целым.

 

Иконоборчество и победа Церкви

Издревле христианами чтимы были святые иконы или священные изображения Лиц Пресвятыя Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа, святых Ангелов и святых Божиих человеков. Но вот, в начале VIII в. на престол Восточной Римской империи вступил Лев III Исавр. Чрез 10 лет своего правления, в 726 г., он издал указ, которым христианам запрещалось повергаться в молитвах пред иконами на землю, и многие иконы после этого поставлены были высоко, чтобы нельзя было лобызать их. Через пять лет он издал другой указ, которым повелевалось совершенно прекратить почитание святых икон и удалять их из церквей и общественных мест. Ему думалось, что через упразднение икон последует сближение иудеев и магометан с Церковью и греческой империей, теснимой магометанами. Сын его Константин V Копроним в продолжение 34 лет (с 741 по 775 г.) еще с большею жестокостью преследовал чтителей святых икон. Также и его внук Лев Хазар (775–780) следовал по пути своего отца и деда. Но они достигли противоположного, — не только не угодили ни иудеям, ни магометанам, но возбудили против себя народ в своей империи. Римские папы, тогда независимые от греческих императоров, и три восточных патриарха: Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, находившиеся уже под властью магометан, — не хотели иметь духовного или церковного общения с Константинополем. Восточные христиане, хотя и страдали под игом магометан, имели утешение безбоязненно молиться перед святыми иконами, ибо магометанские калифы не вмешивались в дела Церквей подвластных им народов.

Vladimirka_ikonaПосле продолжавшегося около 60 лет гонения на святые иконы в греческой империи, при правнуке первого царя-иконоборца Константине VI и благочестивой матери его царице Ирине, в 787 г. созван был в городе Никее VII Вселенский Собор, на котором было утверждено почитание святых икон. Чрез 25 лет после этого собора вступивший на престол греческой империи Лев V Армянин снова воздвиг жестокое гонение на святые иконы, которое продолжалось и при его преемниках. После этого нового тридцатилетнего гонения благочестивая царица Феодора восстановила почитание святых икон в своем царстве. При этом был установлен праздник Торжества Православия. С сего времени святые иконы были единодушно чтимы христианами во всех Церквях Востока и Запада в продолжение семи столетий, несмотря на то, что в XI в. (в 1054 г.) Западная Церковь совершенно отделилась от Восточной.

В XVI в. Мартин Лютер, восставший в Германии против злоупотреблений Римской Церкви и отторгший от нее весьма многих христиан, сам впал в разные великие заблуждения. Одно из его лжеучений состояло в том, что он признал Священное Писание единственным источником христианского вероучения, предоставив каждому верующему толковать и объяснять его по своему разумению, а не по руководству Церкви; другой же источник христианского вероучения, — Священное Предание, служащее к объяснению  Священного Писания, — он отверг.

Руководствуясь ложным толкованием Священного Писания, протестанты и происшедшие от них сектанты отвергли почитание святых икон. Одни из них допускают употребление икон для украшения храмов, но не воздают им почитания; другие же относятся к святым иконам весьма враждебно. Таковы, между прочим, отступившие от протестантов штунды. Эти новые иконоборцы называют чтителей святых икон идолопоклонниками, утверждаясь на том, что употребление икон запрещено Богом чрез Моисея во второй заповеди Закона Божия, и к чтителям святых икон относят все обличения древних пророков, направленные против евреев, которые часто уклонялись в древности в идолопоклонство и приносили жертвы бесам, а не Богу (см.: Втор. 32, 17; Вар. 4, 7).

 

PreobragenieУпотребление икон есть духовное совершенство

Спустя довольное время после всеобщего потопа народы, омраченные грехами и беззакониями, утратили познание об истинном Боге и, отступив от Него, подверглись влиянию злых духов, им стали воздавать почитание, свойственное Богу. Люди стали обоготворять предметы видимого мира, полезные или вредные, “и славу нетленного Бога, — как пишет святой апостол Павел, — изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся” (Рим. 1, 23). Таким образом явились весьма многие и различные боги, кумиры или идолы, т. е. статуи и изваяния этих богов из металла, дерева, камня и изображения их в разных видах, которые ставились в языческих храмах и других чтимых местах и перед которыми приносились в жертву плоды земные, животные, а иногда младенцы и взрослые (см.: Пс. 105, 37). Злые духи являлись в языческих храмах и других местах — в пещерах, на горах, в рощах, при источниках и реках, и ложными знамениями и чудесами держали народы в обольщении. Языческие народы, особенно слабосильные, будучи побеждаемы сильнейшими, нередко меняли своих богов на богов победителей или же чтили тех и других вместе. Против многобожия и лжебожия язычников и дана была Богом евреям первая заповедь: “Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим” (Исх. 20, 2).

Так как Господь Бог есть Дух невидимый, непостижимый, вездесущий, бесконечный, то, давая заповеди народу еврейскому на горе Синай, Он не явился евреям в каком-либо видимом образе, дабы евреи, склонные к чувственности и идолопоклонству, не уподобили Его языческим богам и не стали представлять Его существом телесным и ограниченным. Потому Моисей, напоминая впоследствии еврейскому народу о явлении Господа Бога на Синае, говорит в разъяснение второй заповеди: “Глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас… Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день… дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира” (Втор. 4, 12,15–16). Это было за полторы тысячи лет до Рождества Христова.

Spas_Jaroe_OkoПротивники святых икон утверждают, что устроение и почитание икон есть несовершенство, а обхождение без икон и поклонение Божеству духом есть духовное совершенство, поскольку Спаситель сказал: “Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Ин. 4, 24), и “Блаженны невидевшие и уверовавшие” (Ин. 20, 29). Излишне долго останавливаться на вопросе о необходимости внешнего богопочитания при внутреннем. Доколе человек в теле, внешний мир неотразимо действует на него. Мир действует на многих людей соблазнительно через важнейшее чувство — зрение. Почему соблазнительным видам и предметам не противопоставить священные изображения?

Утверждать, что почитание икон есть несовершенство, значит утверждать, что сама Пресвятая Троица была виною несовершенства, так как сам Бог Отец послал Сына Своего для воплощения на землю, а Сын принял на Себя образ человека, Дух же Святой содействовал тому. Если Богу приятно только служение духовное, то для чего Иисусом Христом установлено Причащение Тела и Крови Его под видом хлеба и вина, во исцеление не только души, но и тела? Что же касается слов Спасителя: “Блаженны не видевшие и веровавшие”, — то они к иконам не относятся; они сказаны апостолу Фоме в обличение неверия его свидетельству прочих апостолов, видевших воскресшего Господа.

В Ветхом Завете не было изображений Божества, потому что там был дух рабства и страха. Но и самый страх мало действовал на этот чувственный народ. Вскоре евреи слили себе золотого тельца и потом часто отступали от Бога и поклонялись идолам языческим. Напротив, в Новом Завете — дух любви. Сын Божий как нельзя более приблизился к людям, явившись в плоти человеческой не избранным только, но всему народу еврейскому и язычникам, с ним соприкосновенным. Христос усыновил всех верующих в Него Отцу Небесному (см.: Ин. 1, 12). Но кто кого более любит, тому приятнее изображение любимого: детям более свойственно чтить изображения своих отцов, нежели рабам, братьям естественно чтить изображения братьев. Кому и цари земные дают свои изображения? Тем, которым хотят оказать особое свое благоволение. Так поступил и возлюбивший нас Царь Небесный. И христиане достойно воздавали любовию за любовь Божию. Они тысячами умирали за Христа среди преследований от язычников; в тяжкое и продолжительное гонение от иконоборцев они многими страданиями и потоками крови отстояли изображения Пресвятыя Троицы и братий своих на Небе — святых Божиих. Это истинная любовь! Это истинное совершенство! Господь Иисус Христос во время пребывания во плоти на земле благоволил так приблизить Себя к людям, что входил в их дома и возлежал с ними на вечерях и во время вечери допустил прикасаться к Нему жене грешнице (см.: Лк. 7, 36–50). Потому христиане и в домах своих имеют образ Его и Его святых.

 

Apostol_PavelСвятые иконы — свидетельство Боговоплощения

По сути, иконопочитание возможно по причине Воплощения Бога Слова, воспринявшего плоть. Поэтому возможно изображение Бога и почитание святых изображений — икон. Святость людей — также следствие Воплощения, иконы святых и Богородицы почитаются по той же причине, что и икона Христа.

Богословское обоснование иконопочитания сделал преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.). “Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз” — такова основная мысль этого догмата Вселенской Церкви.

Традиция иконопочитания четко прослеживается с III в. До того в связи с гонениями евангельские смыслы изображались очень завуалировано и символично. Основным символическим изображением Христа был Агнец. После решением VII Вселенского Собора запрещается использовать указующие, обычно ветхозаветные, символы (тот же Агнец) и рекомендуется изображать Христа и Богородицу явным образом.

Иконопочитание является универсальным критерием Православия, оно наиболее полно выражает его суть. Всякая попытка оспорить иконопочитание является попыткой оспорить само Православие. И наоборот, любое отклонение от Православия немедленно отражается на отношении к иконам. Для того, чтобы определить “православность” той или иной конфессии, достаточно зайти в храм и взглянуть на его стены.

Суть Православия состоит в том, что Бог стал человеком, чтобы через восприятие падшего человеческого естества спасти его от власти греха и привести к обожению. Ради этого произошло подлинное, не мнимое, соединение полноты Божественного естества с полнотой человеческого естества в ипостаси Сына Божия. Все без исключения ереси пытались оспорить этот догмат. Смысл всех ересей в том, что либо соединение Божественного и человеческого естества не было подлинным, но мнимым, либо с Божественным естеством соединилось не все человеческое естество, а лишь какая-то его часть, и потому другая его часть осталась вне спасения, потому что, по известному богословскому принципу, что из человеческого естества осталось не воспринятым Божественным естеством, то осталось неуврачеванным от греха.

Spas_na_PrestoleТо же самое стремление разорвать соединение Божественного и человеческого естества во Христе двигало иконоборцами. Согласно православному вероучению, мы изображаем Христа в силу того, что Он стал подлинным человеком. Подлинность Его человечества и реальность соединения в Нем Божественного и человеческого естества как раз и позволяют нам изображать Его на иконах. Он, истинный неизобразимый Бог, стал “изобразим”, по выражению святых отцов, в силу того, что стал подлинным человеком.

Кто почитает иконы, тот тем самым исповедует подлинность Боговоплощения, и наоборот. Можно сказать также, что всякое уклонение в учении о Боговоплощении тут же, как на лакмусовой бумажке, отражается на отношении к иконам. Рассмотрим один лишь пример — Армянскую Церковь. В силу того, что она отделилась от Вселенской Церкви задолго до возникновения споров об иконопочитании, на ее отношение к иконам не оказали особенного влияния ни решения VII Вселенского Собора, которые она не принимает до сих пор, ни проповедь византийских иконоборцев. Она, если можно так выразиться, естественным образом “дрейфовала” к иконоборчеству — не в силу активного действия иконоборцев, а в силу влияния монофизитства, которое она приняла. Таких примеров можно привести множество.

Нечто подобное наблюдается и в католических храмах. Хотя латинская Церковь официально не отвергала иконы, иконы сами по себе практически ушли из храмов, в которых зачастую остались лишь изображения креста. В этом факте обнаруживается уклонение латинства в ту самую универсальную ересь, а именно воздвижение средостения между Божеством и человечеством, в силу чего человечество теряет надежду на спасение.

Таким образом, иконопочитание есть наиболее характерный критерий Православия. Именно поэтому Церковь связала Торжество Православия с победой иконопочитания над иконоборчеством.

 Священник Сергий Говорун

 
Поиск на сайте
Календарь
<Июль 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262829
3031     
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu