Православные храмы

Храм Рождества Богородицы (на «Чайке»)

Строительство нашего храма было начато в 1989 году Ассирийской…

Храм иконы Божией Матери «Экономисса»

21 декабря 2010 года, по благословению Блаженнейшего Митрополита…

Храм апостола Андрея Первозванного (на Печерске)

Известнейший киевский храм в честь ап. Андрея воздвигнут архитектором…

Публикации

Православные мученики и цивилизация комфорта

Наша цивилизация  очень изнежена. Мы привыкли жить в тепле и уюте, комфорте и…

Моя Лавра. Состоялась премьера нового фильма о Печерской обители

16 июня, в день Святого Духа, в столичном Доме кино состоялась премьера фильма…

Церковь и дети: на пути к школе

Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне ибо таковых есть Царство…

 prot_Vitalij_KosovskijВ который раз православная общественность становится свидетелем того, как движения некоторых православных братств иллюстрируют свою “ревность не по разуму”, вызывая смущение и тревогу в церковной среде, сея смуту и нагнетая страсти. А теперь уже и открыто обвиняя священноначалие Украинской Православной Церкви в лице ее Предстоятеля чуть ли не в самочинном объявлении автокефалии, измене и втягивании Церкви в раскол.


Дерзающие выступать от имени Церкви

Сразу после рождественских дней в храмах Киева начали распространяться листовки с анонимным текстом так называемого “Ответа православных христиан”. Тон сего воззвания свидетельствует об агрессивности авторов, затмившей как реальное понимание вещей, так и смысл текста Обращения Священного Синода УПЦ к Президенту, Кабинету Министров и парламенту, против которого и писан этот “Ответ...”. Чего стоит лишь одна фраза, адресованная Блаженнейшему Митрополиту Владимиру: “Предупреждаем и напоминаем Вам о многочисленных случаях изгнания народом Божиим иерархов-еретиков со своих кафедр. Ваши действия подталкивают народ к новому расколу и, хуже того, к войне”. Такие слова мог написать человек, не просто далекий от веры и Церкви, но желающий внести зло в церковную жизнь, послужить недругам канонической Церкви, и без того постоянно подвергающейся дискредитации политиками и раскольниками. Авторы данного воззвания — либо люди духовно неразвитые, как говорил апостол Павел, пребывающие во младенчестве, но дерзающие вещать от имени Церкви Христовой, либо действующие по указанию антицерковных сил.

Собственно, речь не только об анонимном воззвании “Ответ православных христиан”, трусливо неподписанном, а потому исполненном желчи, лукавства и словесного яда. Речь о самом явлении то и дело возникающих различных “общественных формирований”, дерзающих выступать от имени православных христиан и всей Полноты Церкви. Заявление о том, что решающее слово “за народом Божиим, а не за иерархами”, ссылки на “прозорливых старцев” так и отдает старообрядчеством смутной поры патриарха Никона, когда церковные деяния священноначалия по устройству Церкви воспринимались как действия врага рода человеческого. Это явление выражается и в наше время в лице всевозможных доморощенных “братств” и “движений”, постоянно запугивающих православную паству всевозможными “явлениями антихриста”, “печатями”, “знамениями”, “пророчествами” при неизбежном стаскивании надуманных проблем в политическую плоскость — если не под монархическими, то под шовинистическими лозунгами и знаменами.

Я не имею в виду благословенные священноначалием Церкви крестные ходы законных братств Украины с молитвой о защите Церкви и ее прав, акции протеста против нарушений прав верующих перед Администрацией Президента, Кабмином и Верховной Радой. Речь идет о нагнетании надуманных проблем, гиперболизации и гипертрофированном, искаженном восприятии самозванцами “от имени народа” церковной действительности. В данном случае — пример с так называемым анонимным “Ответом православных христиан”.

 

Ложь вместо правды

Речь в “Ответе...” идет об Обращении Священного Синода УПЦ к Президенту, Председателю Верховной Рады, Премьер-министру и народу Украины, в котором на богословском, догматическом, каноническом, экклезиологическом и историческом уровне раскрывается понятие “Поместная Церковь” наряду с понятием раскола, в данном случае в лице так называемой УПЦ Киевского Патриархата лжепатриарха Филарета (Денисенко). Авторы “Ответа...”, возможно, не знают или не хотят знать о том, что в последнее время Президент Виктор Ющенко, а также политические силы, поддерживающие раскол и радикал-национальные религиозные (часто униатские и прокатолические) движения, оказывают усиленное давление на каноническую Украинскую Православную Церковь в лице ее Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Владимира, требуя немедленного объединения с раскольниками и создания единой Украинской Поместной Церкви, причем по национальному, а не вселенскому признаку, как провозглашается в Символе веры: “Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь”. Это “пожелание” политических мужей с тех пор, как Украина стала независимой, звучит уже 17-й год подряд, и первым, кто на него отозвался, был анафематствованный Соборной Церковью бывший митрополит Филарет, ставший лидером современного раскола в Украине и называющий свою “церковь” “поместной и законной”.

В связи с этим, а также ввиду грядущего 15-летнего юбилея исторического Харьковского Собора, избравшего канонический путь развития Церкви, который освободил Церковь от раскола, умышленной политизации и национализации, политическим дилетантам и церковным невеждам нужно было объяснить, что составляет сущность Поместной Церкви и каковы пути ее становления. В Синодальном Обращении отсутствуют какие-либо призывы к автокефалии, а лишь на богословско-церковном уровне нашим правящим политикам объясняется, при каких теоретических условиях возможна автокефалия УПЦ.

Что же делают авторы анонимного “Ответа...”? Они выдергивают из контекста Обращения несколько фраз и толкуют их на свой искаженный манер, преподнося народу Божию ложь вместо правды, сея смуту и тревогу. Божие ли это дело? Следуют ли эти люди заповедям Господним, апостольским преданиям, в которых апостол Павел по внушению Святого Духа, предвидя будущие церковные потрясения, ереси и расколы, неоднократно напоминает о необходимости соборного разума, обязательного благословения младшего от старшего в церковной иерархии, об опасности кривотолков и “мудрствования лукавого”?

 

Блаженны миротворцы

Богомудрый святитель Иоанн Златоуст еще в IV в. писал: “Посему должно тщательно стараться, да слово Христово вселяется в нас обильно (см.: Кол. 3, 16). Мы готовимся не к одному роду борьбы, но эта война разнообразна и производится различными врагами”. И нам, возлюбленные братья и сестры, следует отличать, от какого имени звучит то или иное слово, и не является ли “забота о судьбах Церкви” оружием против нее?

В вопросах церковного устройства нам нужно быть особенно внимательными, полагаться на святоотеческое наследие, соборный разум Церкви, ее благодатные послания, изложенные в Священном Писании. Для этого необходимо, прежде всего, очищать свои сердца покаянием и смирением, чтобы по воле врага не впасть в грехи гордости, осуждения, хулы, самомнения. По заповеди Христа, православным христианам необходимо стремиться к миру и правде, потому что “блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими” (Мф. 5, 6, 9).

Протоиерей Виталий Косовский, благочинный храмов г. Киева,

секретарь Киевской Митрополии, профессор КДА

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua