Православные храмы

Храм равноапостольных Мефодия и Кирилла (на Позняках)

Первая Литургия отслужена на праздник Входа Господня в Иерусалим, 22…

Храм равноапостольного князя Владимира (в Наводницком парке)

Закладка Владимирского храма была совершена Блаженнейшим Митрополитом…

Храм Рождества Христова и храм в честь Всех святых, в земле русской просиявших, на Сырце

По инициативе и с помощью прихожан храма святителя Михаила, первого…
Курс акций
Таблица и графики курсов обмена валют. Ежедневные прогнозы курса доллара
glob-finance.ru

Публикации

Только одно Писание? Или почему протестанты отвергают Святое Предание

Диакон Джон Уайтфорд до своего обращения в Православие был служителем одной из…

Ученый, сын священника. Послесловие к фильму “Сто лет жизни Платона Севбо”

Минувшей осенью на телеканале “Глас” состоялась премьера фильма, посвященного…

“Тісна та дорога і вузькі двері, що ведуть до життя... ”

В наш час люди звертають дуже велику увагу на своє тіло, а душа людини…

Lavra_1912Святые — это люди, которые всецело и деятельно откликнулись на призыв Бога, обращенный ко всему человечеству. Призыв войти в вечность путем духовного преображения, которое невозможно без жертвенной любви к Богу и ближнему. Эти люди понимали, что выбрали путь через Голгофу. Они пошли этим путем вслед за Христом и, укрепляемые Им, воплотили в своей жизни заветы Евангелия. Воплотили — вопреки всем преградам, какие воздвигала на земном пути каждого из них современная им историческая эпоха. Своей жизнью святые засвидетельствовали, что Евангелие — реальность, и обрели дерзновение молиться о тех, кому еще предстоит пройти путь земной жизни. Они стали сосудами благодати Святого Духа. Вот почему для каждого христианина спасительны и молитвенное обращение к святым, и благоговейное чтение их житий.


Родоначальник монашества на Руси

prp_AntonijСреди первых святых, просиявших в Древней Руси, особое место принадлежит преподобному Антонию Печерскому (память 10/23 июля и 28 сентября/11 октября). Он основал в Киеве Печерский монастырь — ныне всемирно известную Киево-Печерскую Лавру — и стал родоначальником всего монашества на Руси.

Странное и непонятное для многих желание — быть подальше от людей, есть через день, спать на досках по 3–4 часа в сутки. Что это? Ради чего? Почему нельзя просто быть добрым и честным? Ответ находим в Священном Писании. “Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями” (Гал. 5, 24); “Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха” (Евр. 12, 4). Эти слова показывают нам, каким на самом деле беспощадным к себе должен быть христианин в стремлении к нравственному совершенству. В чем мы можем отказать себе ради того, чтобы быть совершенными, как совершен Отец наш Небесный (см.: Мф. 5, 48)? Святые — это люди, в земной жизни бывшие максималистами в религии, которые, стремясь к Богу, делали это бескомпромиссно.

Преподобный Антоний — один из таких гениев духа. Если сказано “иди за Мною” (Мф. 8, 22), ибо “всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную” (Мф. 19, 29), то не мог он оставить часть, а ходить лишь раз в неделю в храм. Если призывает Христос: “Возьмите иго Мое на себя” (Мф. 11, 29), то не мог он вместо ига искать что-то полегче.

Любеч, из которого родом был Антоний, находится на территории современной Черниговской области. Рожденный за пять лет до Крещения Руси, он, когда пришло назначенное Богом время, почувствовал ту духовную жажду, которая побудила его стать паломником и отправиться на Святую Гору Афон в далекой Греции. Увидев тамошние монастыри, русич Антипа познал красоту служения Богу в монашеском звании и принял в одной из обителей постриг с именем Антоний. По благословению своего духовного наставника, получившего откровение свыше, преподобный Антоний вернулся на Родину.

Когда он пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Это было в 1051 г. Здесь святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Такого монашества на Руси еще не видали. К Антонию стали приходить люди. Некоторые из них просили чудесного исцеления от болезней. Антоний давал им какое-то зелье своего приготовления, и люди исцелялись. В зелье не было ничего врачебного, кроме молитв Антония. Просто таким путем Антоний хотел уйти от похвалы.

Но приходили еще и другие — молодые люди, стремившиеся подражать святому и тоже стать отшельниками. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым — 23-летний юноша по имени Феодосий, который стал потом игуменом монастыря. Пришел и 17-летний Нестор, ставший первым летописцем на Руси.

Год от года монахов становилось все больше, и они попросили Антония разрешить им построить кельи и церковь над землей. Киевский князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого, почитавший иноков, подарил им для этого земли, на которых теперь и стоит Лавра. Возвести кельи было несложно, а вот каменную церковь в Киевской Руси XI в. могли построить только очень богатые князья, а никак не маленькие бедные монастыри, каким была тогда Лавра.

Три дня молился святой о том, чтобы Господь указал ему место будущего храма. В один день по его просьбе на том месте не было росы, как по всей земле. Во второй день, наоборот, везде было сухо, и только на месте храма — роса. В третий же день сошел с неба огонь и опалил не только деревья, но и саму землю.

Во взаимоотношениях святого отшельника с мирской властью как в зеркале отразились будущие отношения Церкви и государства на Руси.

Однажды киевский князь Изяслав обиделся на Антония за то, что старец постриг в монахи юношу Варлаама, сына одного из самых уважаемых бояр при княжеском дворе. Князь решил разогнать монахов, даже заключил в темницу одного из учеников Антония — Никона, бывшего тогда игуменом. Антоний не стал спорить и доказывать свою правоту. Он просто ушел из монастыря. Не для того святой ушел от мира и копал себе пещеру, чтобы ввязываться в придворные интриги столичного князя. Жена Изяслава упросила мужа вернуть монахов. Она была родом из Польши, где ее отца постигли страшные несчастья именно за оскорбление иноков. По просьбе князя святой Антоний возвратился.

Позднее Антония оклеветали перед князем в том, что, якобы, он больше внимания уделял сопернику Изяслава — князю Всеславу. Старец снова ушел из обители. Покуда князь понял свою ошибку, святой жил в Чернигове и успел и там основать монастырь.

Антоний отошел ко Господу в 1073 г. Почти все его ученики канонизированы Церковью. Именно из них произойдет большинство первых епископов Киевской Руси.

Христианство на нашей земле еще только зарождалось, и русичам был нужен пример истинной молитвы и любви к Богу, пример истинного христианства. Им и стал Антоний.

 

Просиявший от гор киевских

prp_FeodosijПроблема отцов и детей существовала всегда. Усугубляется она разностью мировоззрений. “Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее” (Мф. 10, 35) — эти слова Христа именно о непонимании родственниками религиозного пути кого-то из членов семьи. Феодосий Печерский — один из немногих примеров благополучно разрешенного конфликта поколений.

Преподобный Феодосий провел свою молодость в Курске, где жили его родители. Мать Феодосия очень любила его, но при этом могла избить за то, что тот раздавал нищим самую дорогую одежду, которую она покупала ему.

С ранних лет он обнаружил благочестивое настроение духа: каждый день бывал в храме, прилежно читал Слово Божие, отличался скромностью, смирением и другими добрыми качествами. Услышав однажды в церкви слова Господни: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня” (Мф. 10, 37), — Феодосий решился оставить мать (отец к тому времени уже умер). После первого побега Феодосия из дому мать догнала его и, как сказано в житии, “схватила отрока за волосы, бросила на землю и в ярости била ногами”. Домой вернула его связанным. Но Феодосий не перечил матери, а смиренно старался угасить ее гнев своей кротостью.

Узнав, что в храме иногда не служат литургию из-за недостатка просфор, он решил сам заняться этим делом: покупал пшеницу, своими руками молол и испеченные просфоры приносил в церковь, что до глубины души возмутило мать. Семья Феодосия была состоятельной. Это сейчас выпечка просфор — дело, освященное святостью Феодосия, Никодима и Спиридона Печерских. А тогда этим занимались прислужники. Мать сначала умоляла Феодосия не выпекать просфоры, а потом прибегла к привычному для нее методу — побоям. И Феодосий снова убежал из дому.

Однако удачным стал только третий побег, в Киев. Феодосий обошел несколько монастырей, и ни в одном его не хотели принимать. Последним, к кому пришел Феодосий, был преподобный Антоний. “Видишь ли чадо, что пещера моя скромна и тесна?” — спросил он Феодосия. “Сам Бог привел меня к тебе, — ответил юноша, — буду исполнять то, что ты мне повелишь”.

Мать и здесь его нашла. Но ей не удалось выманить сына никакими уговорами. Более того, Феодосий убедил мать саму постричься в монахини. Сколько для этого провел он с ней бесед и сколько молился — знает только Бог.

Если святой Антоний стал основателем отшельничества, монашества на Руси, то Феодосий — основателем многих монастырей. Братия избрала его новым игуменом после того, как предыдущий — Варлаам — был киевским князем поставлен в другой монастырь.

Феодосий начал стараться об учреждении правильного общежития по уставу цареградского Студийского монастыря, который стал уставом всех русских обителей. Главные черты учрежденного им общежития были следующие: все имущество у братии было общее, время проводилось в непрестанных трудах, которые разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению. Преподобный Феодосий часто обходил кельи и наблюдал, нет ли у кого чего лишнего и чем занимается братия. Часто и ночью он подходил к дверям келий и, если слышал разговор двух или трех иноков, сошедшихся вместе, то ударял жезлом в дверь, а утром обличал виновных.

Сам преподобный был во всем примером для братии: носил воду, рубил дрова, работал в пекарне, носил самую простую одежду, прежде всех приходил в церковь и на монастырские работы. Без крика и приказов он собственным примером показывал монахам, как нужно работать. “Нет дров, может, кто-то сидит без дела, прикажи нарубить”, — как-то сказал Феодосию один из монахов. “Я без дела”, — ответил игумен, взял топор и пошел рубить дрова. “Братия увидели и устыдились”, — пишется в житии.

Силу молитв и пользу советов преподобного больше других оценил князь Изяслав. Но даже он, князь киевский, не имел права нарушить устав Печерского монастыря. По уставу монахи ночью и утром молились, а днем спали. Поэтому днем в монастырь никого не впускали. Один раз не пустили даже князя Изяслава, то есть отказали в приеме главе государства. Интересна реакция князя. “Он еще больше стал почитать преподобного как одного из древних святых”, — читаем в житии.

Каждый Великий пост преподобный уходил в пещеру и проводил время в молитве и суровой аскезе. Молился Феодосий со слезами, “часто к земле колена преклоняя”, как пишет житие.

Кроме аскетических подвигов, преподобный Феодосий отличался великим милосердием к бедным. В обители он устроил особый дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных и на содержание их уделял десятую долю монастырских доходов. При Феодосии все запасы продуктов обычно уходили на больных или нищих. Кроме того, каждую субботу он отсылал целый воз хлеба заключенным в темницах. В результате очень часто монастырь оказывался на грани того, что на следующий день монахам просто нечего было бы есть. Но каждый раз, когда монастырский повар был уверен, что ему будет нечем кормить братию, очередной благодетель привозил продукты целыми телегами.

Преподобный Феодосий отличался любовью к духовному просвещению и старался расположить к этому и свою братию. Из сочинений преподобного Феодосия известны два поучения к народу, десять поучений к инокам, два послания к великому князю Изяславу и две молитвы.

 Именно Феодосий основал традицию наставления князей и бояр. С тех пор власть всегда считала необходимым советоваться с монахами. Благодаря святости Феодосия, все князья Киевской Руси начали испрашивать у него совета или искать подвижников в своих княжествах. Сколько братоубийственных сражений остановили эти многочисленные святые в истории Руси — знает только Господь.

Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Церкви. Из ее стен вышли знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Наиболее известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский), преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели — преподобные Нестор Летописец и Симон.

…Пути Господни неисповедимы: видно, надо было, чтобы молодого Феодосия отказались принять во всех киевских монастырях и попал он именно к святому Антонию. “Есть последние, которые будут первыми”, сказано в Священном Писании (Лк. 13, 30). И дело, прежде всего, в святой жизни Антония и Феодосия, которая остается примером истинного монашества и поныне.

 Влад Головин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me