Православные храмы

Храм Всех святых (на Лесном кладбище)

Строительство «типового» деревянного храма началось летом 2007 г.…

Храм блаженной Ксении Петербургской (в Дарницком районе)

19 февраля 2011 года по благословению Блаженнейшего Митрополита…

Храм святителя Михаила, первого митрополита Киевского (в центральной клинической больнице)

У Центральной клинической больницы более, чем 100-летняя история. 24…
Публикации

Православная психотерапия

Когда случается трагедия, будь то теракт, серьезная авария, распад брака или…

Иконография Рождества Христова

Празднование Рождества Христова восходит к первым годам христианства, возможно,…

Социальная значимость больничных церквей

Православная церковь с глубокой тревогой констатирует, что народы, традиционно…

Святитель киевский Петр Могила. 360 лет со дня праведной кончины и 10 лет канонизации

Pamjatnik_svt_Petry_Mogile6 декабря 1996 года Киевский митрополит Петр Могила (1596–1647) был причислен к лику местночтимых святых. И как вовремя явлен новый угодник Божий! В наши дни, когда церковный хитон вновь раздирается на части, когда православных Украины, как и 400 лет назад, вновь пытаются увлечь в унию, расколы и отступничество, нам особенно необходимо заступничество и дерзновенное предстательство пред Господом святителя Петра, митрополита Киевского, добившегося при жизни умирения православной веры и Церкви и ныне молящегося у Престола Божия о том же.

 

Великий Архимандрит

Фамилия Могил принадлежит к древним знатным родам молдавским. В конце XVI в. один из Могил, Иеремия, стал господарем молдавским, а в 1602 г. брат его Симеон — господарем валашским. В 1609 г. Симеон стал также господарем и Молдавии, но ненадолго — турки лишили эту фамилию господарства. Могилы должны были искать приюта в Польше.

Сын Симеона, будущий митрополит Петр, получил образование во Львовском братском училище, причем в строго православном духе. Он закончил свое образование за границей, где слушал лекции в разных университетах. Языками латинским и греческим он владел в совершенстве. Сначала Петр Могила был военным, участвовал в хотинской битве; но, вероятно, под влиянием киевского митрополита Иова Борецкого, решил принять духовный сан. В 1625 г. он принял постриг в Киево-Печерской Лавре, еще не достигши 30 лет от роду. Через год скончался печерский архимандрит Захария Копыстенский. Тогда возник вопрос о том, чтобы молодому молдаванину Могиле сделаться архимандритом. Его связи и богатство представляли в будущем большие надежды для Лавры: но не вся печерская братия готова была его выбрать. Петр Могила стал печерским архимандритом в 1628 г.

При святителе Петре Киево-Печерская Лавра была не только благоустроена внешне и внутренне. По его благословению и все Божественные службы стали совершаться особо торжественно и благолепно. Была введена и новая традиция — каждый Великий пост совершать Пассии, с чтением Евангелия о страданиях Господа нашего Иисуса Христа и Акафиста Страстям Христовым, что исполняется в Церкви и доныне.

Кроме этого святитель тщательно собирал сведения обо всех благодатных явлениях в обители в первые годы его настоятельства или при его ближайших предшественниках. Став лаврским архимандритом, он завел специальную книгу, куда собственноручно тщательно записывал рассказы о чудесах по молитвам Пресвятой Богородицы и Печерских угодников.

По благословению святителя Петра писатель Афанасий Кальнофойский написал и издал “Тератургиму” — своеобразное продолжение “Патерика Печерского”. Именно при владыке Петре была прославлена Иулиания, княжна Ольшанская, чьи мощи ныне покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Святитель Петр сделал попытку добиться общецерковного прославления Собора Киево-Печерских преподобных, которые до его времени почитались лишь как местночтимые святые. Его предшественник Захария Копыстенский включил имена некоторых из них в праздничную Минею наряду с именами общецерковных святых. Но владыка хотел добиться соборного признания Константинопольской Церкви.

Когда он стал Киевским митрополитом, был составлен (около 1643 г.) Канон преподобным Печерским, автором которого считается константинопольский иеромонах и патриарший экзарх грек Мелетий Сириг. Канон существовал в двух вариантах — на церковнославянском и греческом языках. Впервые был опубликован в лаврском издании Следованной Псалтири в 1643–1644 гг. Позднее святитель заказал на Афоне “Синаксарий” (“Месяцеслов”) преподобного Симеона Метафраста, в котором помещались краткие жития святых и толкования праздников. Святитель Петр хотел перевести его, дополнить житиями русских и Печерских святых и издать на церковнославянском языке, но не успел. Этот титанический труд осуществил воспитанник Киево-Могилянской академии, святитель Димитрий Ростовский.

Есть основание предположить, что появлению многих известных трудов святителя способствовало и голосеевское уединение — маленький скит, построенный им в окрестностях Киева спустя четыре года после возведения в сан печерского архимандрита.

 

Киево-Могилянская коллегия

Митрополит Иов мирно почил о Господе в марте 1631 г. Перед смертью владыка Иов составил духовное завещание, где убедительнейше просил архимандрита Петра (и даже приказал — под неблагословением!), чтобы школы для обучения христианских детей нигде не учреждались, кроме как в братстве Киевском...

Для святителя Петра вопрос об основании православных школ тоже был одним из главных. Он сознавал отсталость южноруссцев в сравнении с латино-униатами, считал это великим поношением и видел в нем огромный ущерб для Православной Церкви.

Уже вскоре после принятия сана архимандрита святитель испросил у Константинопольского патриарха благословение завести школы, а также латинские и польские училища в Киеве и, избрав угодных монахов, разослал в разные государства для обучения. В Киево-Печерской Лавре святитель хотел открыть высшую коллегию.

Однако в Киеве уже существовала школа при Киевском Богоявленском братстве, и возникновение новой, с более расширенной программой, могло подорвать ее авторитет и лишить способных учителей и учеников. Кроме того, могло возникнуть нездоровое соперничество, совершенно недопустимое в среде верующих, и нарушить общий мир. Тем более, что владыку Петра киевляне воспринимали неоднозначно, и не все его действия понимались и одобрялись. На девятый день после смерти владыки Иова киево-печерский архимандрит вступил в соглашение с Богоявленским братством, в которое окончательно вошел только к концу года, став его старшим братчиком и опекуном и отдав свой фундуш (имение, права) на коллегию Киево-Братской школы. Но до этого он в июне 1631 г. дал торжественный обет во Львовской Успенской церкви об устроении подобных школ в Киеве.

В исполнение этого обета и по благословению Константинопольского патриарха он основал-таки при Лавре свою первую коллегию, которая просуществовала менее года. Но спустя время, в исполнение завещания святителя Иова Борецкого и по настойчивым просьбам нового митрополита Исаии Копинского, Киевского православного братства, духовенства, мирян, а позже и запорожских казаков, святитель Петр отдал все права Братской школе.

Коллегия и школа слились воедино, вобрав в себя все лучшее, существовавшее в обеих. Так образовалась Киево-Могилянская коллегия, которая впоследствии стала знаменитой Киево-Могилянской академией. Но прежде школа пережила немало потрясений. Однажды киевляне настолько сильно восстали против нее, что преподаватели не чаяли остаться в живых. Среди мирян распространился ложный слух, что в новом училище учат ересям и готовят еретиков, и они с возмущением ринулись в школу для расправы. Если бы не Божия помощь, утихомирившая страсти, учителей побросали бы в Днепр как отступников...

И это была не единственная клевета на святителя и не единственное возмущение его поступками. С самого начала своего служения в сане киево-печерского архимандрита, а впоследствии и в сане Киевского митрополита и до последнего дня жизни его доброе имя страдало от непонимания, осуждения и явной клеветы.

Интересно то, что его небесный покровитель, святитель Петр, Московский чудотворец, пережил в самом начале своего служения похожие скорби. И это неудивительно: оба митрополита — и Московский, и Киевский — носили имя “Петр”, что значит “камень”. И оба они стали теми камнями, на которых возрождалась и укреплялась Православная Церковь.

Святитель Петр при жизни не смог добиться того, чтобы училища, им основанные, были признаны академиями, — католики не были заинтересованы в том, чтобы у православных появились свои академии. Это произошло уже спустя 50 лет после его смерти, в 1701 г.

 

“И врата ада не одолеют Ее”

В апреле 1632 г. скончался король Сигизмунд III. При избрании королем польским Владислава IV представителем киевлян в Варшаве был Петр Могила. Святителю удалось выхлопотать признание легального существования Православной Церкви наряду с униатской. Одним из условий этого соглашения было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых. Митрополитом Киевским был выбран святитель Петр, с сохранением лаврского архимандритства. Однако все поначалу складывалось непросто, все вызывало сопротивление врагов Церкви. Униаты очень неохотно уступали и покидали захваченные храмы, а чаще всего — не уступали совсем.

Униаты не хотели добровольно отдавать знаменитую Софию Киевскую. Тогда представители владыки вместе с боярами, мещанами и казаками отбили у собора все замки, вынесли из него церковную утварь и книги. Спустя несколько дней святыню передали Киевскому митрополиту вместе с Десятинной, Васильевской и Симеоновской церквами. И постепенно все церкви и монастыри перешли в руки православных и началось их возрождение.

Десять лет длилось восстановление Святой Софии, которая была совершенно опустошена. При святителе Петре ее полностью восстановили, обновили и украсили иконами. Таким же опустошенным передали православным и Выдубецкий монастырь, с его старинной Михайловской церковью, а древнейшие знаменитые церкви — Десятинная и Спаса на Берестове — вообще лежали в развалинах. В срочных ремонтах нуждались и другие святыни. Все это требовало огромных средств, которых у Церкви не было, и потому святитель восстанавливал их за свой счет, привлекая благотворителей и обращаясь за помощью к московскому государю. Царь Михаил Федорович, когда еще святитель Петр был только киево-печерским архимандритом, пожаловал ему грамоту, которой лаврским инокам разрешалось каждые 5–6 лет приходить в Москву для собирания милостыни. И он, и Алексей Михайлович еще и лично благотворили бедным киевским монастырям и храмам, жертвуя им деньги, священные одежды, книги и иконы. А для украшения Киево-Печерской Лавры прислали даже искусного иконописца-сусальника.

Так, с Божией помощью, святой Петр возродил Софийский собор, частично Десятинную, в которой в 1635 г. обрел честную главу святого равноапостольного князя Владимира и восстановление которой было окончено уже после его смерти, Спаса на Берестове, Трехсвятительскую вблизи Михайловского монастыря и Михайловскую в Выдубецком. Кроме того, им был обновлен главный храм Киево-Печерской Лавры — Успенский — и восстановлены несколько мужских монастырей и один женский. По его благословению и его усердием внук владельца Флоровского монастыря отказался от своих наследственных прав на обитель и передал ее игуменье и ее преемницам.

Общецерковный собор при владыке Петре состоялся только однажды — в 1640 г. Он проходил в соборе Святой Софии в течение десяти дней, начиная с праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Самой главной темой Собора стало обсуждение нового катихизиса “Православного исповедания”, составленного Киевским предстоятелем.

 

“Убогим тщанием и трудом смирения”

Именно так составлял и издавал свои знаменитые книги Киевский первосвятитель. При нем книгоиздательская деятельность достигла расцвета. Был куплен польский шрифт и напечатаны православные книги на польском языке. Увидели свет догматические, богослужебные и полемические произведения, причем автором или соавтором многих был сам Киевский архипастырь.

Если бы святитель Петр ничего больше не совершил в своей жизни, а только написал “Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной” — за одно это навсегда бы вошел в историю как выдающийся церковный деятель. Преподобный Амвросий Оптинский ставил этот труд на первое место в списке книг, рекомендуемых для православных родителей и для всех, кто стремится устоять и возрасти в вере. Полное издание “Православного Исповедания” на греческом языке увидело свет только спустя 15 лет после смерти святителя, в 1662 г.

Через 18 месяцев после “Православного Исповедания” под псевдонимом Евсевия Пимена вышло в свет сочинение “Лифос, или Камень”, приписываемое святителю Петру — ответ на книгу “Перспектива”, автором которой был Кассиан Сакович, вначале отпавший от Православия и перешедший в унию, а затем оставивший унию и перешедший в католицизм. “Перспектива” содержала столько лжи и клеветы, что не ответить на нее было невозможно. “Лифос” был издан на польском языке, но вскоре был переведен на русский и имел распространение не только в Украине, но и в Московском государстве.

В конце 1646 г. святитель Петр издал в лаврской типографии свой монументальный труд “Требник”. Влияние этого труда на последующие Требники, изданные в Киевской митрополии, было очень сильным. К Могилянскому Требнику обращались не только в XVII, но и в последующих столетиях, и не только в Украине, но и в России, поскольку в нем содержались очень редкие чины: например, на основание и освящение нового монастыря.

Незадолго до смерти святитель взялся за осуществление еще одного важнейшего дела на пользу Церкви: за сличение с греческим оригиналом и исправление текста славянской Библии (он даже собирал деньги для ее нового издания).

Усердием святителя зародилось книгопечатание и на его родине — в Молдове и Валахии. Трудами Петра Могилы в Яссах возникла и высшая школа — наподобие Киевской коллегии.

 

“В путь всея земли”

Киевский архипастырь отошел ко Господу в канун праздника того святого, с которым его любили сравнивать современники, — Василия Великого, в ночь под 1(14) января 1647 г., канун Нового года по старому стилю.

По кончине тело святителя Петра было перенесено из Киево-Печерской Лавры в Софийский Собор. Так, и по смерти своей святитель защищал святую церковь от чуждых посягательств.

Погребение в Успенском соборе состоялось спустя более двух месяцев, 9 (22) марта, в день памяти 40 Севастийских мучеников. Родился святитель в Рождественский пост, преставился на святках, а погребен был тоже в пост, в Великий, после Недели Торжества Православия.

Почти 300 лет тело Киевского архипастыря покоилось в склепе под левым клиросом Успенского собора. Никто не дерзал нарушать покой великого архиерея. Но в ноябре 1941 г., когда Киев был оккупирован гитлеровскими войсками, Великую Лаврскую церковь взорвали. Взрывчатку заложили именно возле места погребения святителя Петра, поэтому гроб с останками был полностью уничтожен. Остались только серебряные пластины с родовым гербом и эпитафией, которые в 1982 г. были найдены при раскопках. На руинах Успенского собора археологи установили место захоронения святителя, определили, из чего был сделан гроб и чем выложен саркофаг... Насколько же пророческими оказались слова митрополита Лазаря Барановича: “Могила скрыла от нас Могилу!” По нашим грехам нам в наследство досталось лишь место...

Возле руин Десятинной церкви, взорванной в советское время, до сих пор растет (и цветет в свое время!) липа, посаженная святителем Петром в 1635 г.

...Еще 100 лет назад почитатели памяти святителя собирались в день его кончины на торжественную панихиду. Теперь же этот день стал не только праздником новопрославленного святого, но воистину днем церковного торжества, ведь Церковь не может не торжествовать со своим верным сыном, положившим за нее душу!

Ирина Алатарцева

 
Поиск на сайте
Календарь
<Июль 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262829
3031     
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu