Православные храмы

Трапезная церковь Флоровского монастыря

Памятник архитектуры украинского барокко, составная часть ансамбля…

Храм благоверного князя Александра Невского (в полку МВД «Беркут»)

Престольный праздник: дни памяти Блгв. кн. Александра Невского (30…

Храм святителя Николая Мирликийского (в институте Амосова)

История храма начинается с нескольких устных обращений к директору…
Публикации

“Вместе идущие”. Столичный храм святителя Феодосия Черниговского

На православной карте столицы храм Феодосия Черниговского появился неслучайно.…

Былинный богатырь Илья Муромец

Илья Муромец — самый популярный и любимый богатырь русского былинного эпоса.…

Разведчики добрых дел

В жизни каждого человека наступает момент, когда он как будто оказывается на…

Таинственный “Остров”

tainstvennij_OstrovНе раз в мировой истории мореплаватели после долгих блужданий и опасностей, увидев спасительную твердь, радостно восклицали: “Земля!”… Так хочется воскликнуть, увидев среди моря современной бездуховности удивительный остров — неординарное художественное явление, которое так же и называется: “Остров”. Само название — символ спасения от пагубных проявлений окружающего мира, символ монастырского уединения... Но сказать, что это фильм о монахе и монастыре, — значит очень обеднить многоплановый замысел произведения.

Мы видим удивительный синтез духовного и творческого в этом явлении современной культуры: глубоко православное содержание в соответствующей ему высокой, утонченной художественной форме. Мы думаем, что это первая ласточка нового искусства, которое единственное заслуживает называться искусством ХХІ в. Французский мыслитель А. Мальро сказал: “ХХІ век будет либо веком религии, либо абсолютного безумия. Бог борется с диаволом в человеческих душах, и параллельно существуют два мира, две духовности, точнее, духовность и антидуховность, а соответственно — культура и антикультура. Идет невидимая война за души человеческие. Православие в этой войне — последний нерушимый остров, который вместе с горсточкой последних христиан будет вознесен на недосягаемое для зла небо, и так будет одержана последняя победа, которая завершит историю старого греховного мира…”

На современного человека редко влияет прямая проповедь — так мы обеднели духовно, что все слова о Боге и добре большинству кажутся банальными, а их духовное содержание тяжело понять огрубевшей душе… Но именно здесь огромное значение имеет православная культура, которая служит духовной пищей на первых этапах обращения, в начале религиозного роста. И здесь значение фильма неоценимое. Он не является сугубо церковным, религиозным. (Правда, Святейший Патриарх Алексий ІІ недавно наградил почетными грамотами создателей ленты, а сам “Остров” признал лучшим христианским кинофильмом 2006 г.) В духовной войне, как и в любой другой, есть разные виды оружия. Во время Великой Отечественной войны наши враги признавали, что голос диктора Левитана достоин целой отборной дивизии. Так можно сказать и об этом фильме, который, возможно, открыл Православие больше, чем множество тиражируемых, но без подобающего чувства сказанных, проповеднических призывов. Он одновременно и традиционный по средствам выражения, и поражающе новаторский.

Кинофильм “Остров” раскрывает глубокие парадоксы Православия. В христианстве все является непривычным для греховной, ограниченной человеческой логики, все кажется абсурдным для ума. Высшее Существо — Бог — становится самым низким рабом; чтобы обрести вечную жизнь — нужна смерть на Кресте; чтобы возвыситься — нужно унизиться. И только вера убеждает человека, что правда — здесь и что ошибаться может наш ум, а не надмирная православная Истина. И эта божественная “нелогичность” Православия через творческую интуицию художников раскрывается в фильме. Его краски, вся система средств — очень аскетичны, как аскетична природа русского севера, где на протяжении “мистического времени” в 40 дней снимался “Остров”. Он представляет аскетизм красоты и красоту аскетизма. То, что у режиссеров с мирским мировосприятием выглядело бы страшным и мрачным (тема смерти, греха, одиночества), здесь пронизано хоть и драматичностью, граничащей с трагизмом, но в то же время — непобедимым оптимизмом.

О чем этот фильм? Актер Виктор Сухоруков, сыгравший в картине роль настоятеля обители, говорит: “По моему мнению, в этой картине затронуты три темы: вера, совесть, предательство. Это история об исцелении. Любой человек, которого ломает жизнь, ищет исцеления. Нам Господь всегда дает выбор. Почему же мы выбираем легкие пути?” Актер считает, что сыграть роль настоятеля островного северного монастыря, отца Филарета, в этом фильме режиссера Павла Лунгина — для него большая честь. Следует сказать, что и главная роль — старца Анатолия (Петр Мамонов), как и роль его не всегда доброжелательного брата по монастырю отца Иова (Дмитрий Дюжев), исполнены блестяще, с пониманием духовно-психологической нагрузки этих образов.

Особенная искренность и проникновение в психологию главного героя чувствуется в актерской работе Петра Мамонова. Эту роль можно было бы сыграть намного “эффектнее”, с “придыханием”, “позой”, более кричаще, искусственно, но это не просто игра. Это искреннее духовное переживание. Актер не играет молитву — он молится.

Тематическую цепочку, изложенную В. Сухоруковым, можно оправданно поставить и в обратной последовательности: предательство (из-за малодушия), совесть (ее нестерпимые, но очистительные муки) и вера (которая путем покаяния фактически ведет к святости, в своем смирении святостью себя не считающей).

Психологизм фильма прост, но убедителен. Взаимоотношения между тремя главными героями составляют каркас сюжета, на котором держатся более мелкие эпизоды.

Непростым является образ иеромонаха Иова. Конечно, легче всего поддаться поверхностному впечатлению от первых его появлений на экране и решить, что это просто завистник. Так называемая “духовная зависть” — тяжелый недуг. Видеть большие духовные успехи у кого-то другого — искушение совсем иного рода, чем зависть на что-то материальное в миру, оно намного пагубнее, ибо несовместимо со статусом монаха. Отец Иов впоследствии покаянно раскрывает истоки своей неприязни — он тоже хотел так помогать людям, но Бог подобных даров ему не давал... Не мог он понять простой причины: значит, он еще недостаточно совершенный, чтобы распорядиться этими дарами… Но в конце фильма мы видим, что отец Иов духовно возрастает под влиянием старца Анатолия. И оказывается, что на самом деле именно он чуть ли не больше всех любил старца и заслуживает стать его духовным последователем.

Также колоритной, хотя и более “ровной” и однозначной, является фигура настоятеля, отца Филарета. Это добрый отец для своих монастырских чад, человек кроткий и смиренный, который не доверяет логике и за чудачествами и “выходками” необычного старца видит свет праведности.

Фильм можно назвать православным катихизисом в художественной оболочке: здесь звучит Иисусова молитва, молитва Кресту, 1-й и 50-й псалмы, молитва о болящих... Здесь использованы и сюжетные элементы жития Христа ради юродивого Феофила Киевского, и фрагмент полиелейной службы святым Зосиме, Савватию и Герману Соловецким, покровителям островного монашества, здесь в речи героев звучат цитаты из Священного Писания.

Очевидно, что подобное произведение могло появиться только по благословению и только благодаря людям искренней веры...

Еще большим чудом, чем дар видимого исцеления или прозорливость, является чудо исцеления человеческих душ. Под влиянием отца Анатолия поднимаются на духовно высшую ступень и отец Иов, и игумен, которого он исцеляет от маловерия, от остатков привязанности к земным вещам.

В целом весь фильм пронизывает идея милосердия Божия, прямо сформулированная в реплике одного из героев: “Нет того греха, который бы не покрывало милосердие Божие, потому что для Бога нет ничего невозможного”.

Это фильм воскресающей России, воскресающей Руси… Много клеветы теперь возводит мир на наших северных соседей, как и на идею русского братства в целом. Воздвигает на всех тех, кто не хочет повиноваться диктату бездуховности, кто не желает верить в лицемерные мифы новых конкистадоров с Запада, которые двумя приманками под названиями “капитализм” и “демократия” прикрывают колонизацию других стран и народов. Мы, православные люди, всегда имели самым ценным капиталом свои души, преданные на служение Богу и ближнему, а своим идеалом — Царствие Божие, которое освящает хоть и временную, но небезразличную нам земную действительность.

 Александр Яровой,

кандидат филологических наук

 
Поиск на сайте
Календарь
<Июль 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232426272829
3031     
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu