Православные храмы

Храм преподобного Нестора Летописца (возле южного моста)

Храм преподобного Нестора Летописца построен в городе Киеве в 2010…

Храм преподобного Серафима Саровского (во 2‑й больнице)

Первая служба была совершена в 1996 г. в помещении актового зала ЖЭКа…

Введенский и храм на Подоле (с пределом благоверного князя Александра Невского)

В течение десяти веков с этого места возносились к Богу молитвы о…
Публикации

Пересопницкое Евангелие теперь доступно многим

20 июля в Киеве в Украинском Доме состоялись презентация и вручение меценатам…

Мой путь обретения веры

В один из предпасхальных дней мне попала в руки газетная статья, в которой…

Святий Mиколай Мірлікійський, Чудотворець

Святий Миколай народився в лікійському місті Патарі (південне узбережжя…

Иконография Рождества Христова

 

“И свет во тьме светит” (Ин. 1,5)

Rogdestvo_Hristovo_XIIПразднование Рождества Христова восходит к первым годам христианства, возможно, еще ко временам апостолов, в наставлениях которых указывается на значимость этого праздника для Церкви и определяется праздновать его 25 декабря.

Иконопись как особый вид христианского искусства появилась в ІV в. Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты обозначились уже в раннехристианский период. Пытаясь раскрыть смысл Рождества, иконописцы опирались на евангельский текст и древние предания.

 

Первые изображения

Самое простое изображение найдено на саркофаге в храме во имя святого Амвросия в Милане. На боковой стороне его изображен спеленутый Младенец, а рядом лежат вол и осел. Здесь нет ни Богоматери, ни Иосифа, ни пастухов, ни волхвов, но звезда над головой Младенца, без сомнения, указывает на то, что изображено именно Рождество Христово. Считается, что прототипом для иконы Рождества Христова стали изображения этого события на ампулах — небольших сосудах, в которых паломники приносили со Святой Земли масло от лампад, зажигаемых на святых местах.

В IV в., когда христианская религия из гонимой становится главенствующей, образы Рождества Христова приобретают характер конкретного события. Его воплощают в рельефах, украшающих гробницы-саркофаги. Непременными деталями становятся ясли со спеленутым Младенцем, фигуры Марии и Иосифа, трех волхвов, указывающих на звезду, или пастухов, поклоняющихся Младенцу.

Наиболее ранние сохранившиеся изображения Рождества Христова относятся к IV в. В катакомбах святого Себастьяна в Риме спеленутый Младенец лежит на одре, рядом — Богоматерь с распущенными волосами в античной одежде. Отличительными чертами образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах является изображение сцены не в пещере, а под своеобразной сенью, Богоматерь при этом не лежит на одре, как на более поздних изображениях, а сидит рядом с Младенцем. Возле ложа Спасителя лежат и животные — вол и осел — как исполнение пророчества Исаии: “Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет” (Ис. 1, 3). Именно так представлено Рождество на саркофаге из Латеранского музея, на саркофаге, найденном на древней Аппиевой дороге Рима, на окладе Миланского Евангелия (VI в.). По свидетельству святых Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста, а позже святого Димитрия Ростовского, Богоматерь изображалась сидящей — в подтверждение того, что безболезненно родила Христа, и потому, в отличие от других женщин, не нуждалась в отдыхе.

Впервые изображение Рождества Христова в пещере появляется на одной из ампул Монци, которая датируется концом VI — началом VII в., и с этого времени пещера как место рождения Спасителя есть на всех византийских и на большинстве западных памятниках.

В течение нескольких последующих веков Рождество Христово изображают в мозаиках и фресках, украшающих стены храмов, а также в виде книжных миниатюр. К деталям изображения добавляется точное определение места события — пещеры или хлева, среди персонажей появляются женщины, обычно купающие Младенца. Классическая икона Рождества выглядит так: в центре, на фоне гор, — пещера с новорожденным Спасителем в яслях, над которыми склонились вол и осел, рядом на одре лежит Божия Матерь, наверху — Ангелы и звезда. С одной стороны от пещеры идут или едут на поклонение волхвы, с другой — пастухи. Внизу изображаются две сцены: омытие Младенца и Иосиф в глубокой задумчивости, перед которым стоит сгорбленный старец с посохом.

Византийское искусство не сохранило первоначальной формы изображения Богоматери. В первых византийских и русских памятниках, относящихся к VI в., Богоматерь обычно изображается лежащей. Это свидетельствует о стремлении византийских художников приблизить изображение Рождества Христова к представлениям об обычном рождении и уменьшить символическое значение образа.

 

Русские каноны

На Руси образы Рождества были чрезвычайно распространенными. Иконописцы использовали византийскую иконографическую схему, но дополняли ее различными подробностями и деталями. Рождественский цикл уже с XI–XII вв. почти всегда появлялся в расширенном варианте, содержащем не только поклонение волхвов, но и их путешествие за звездой. Так, конные изображения восточных мудрецов присутствуют в монументальной живописи собора Антониевого монастыря в Новгороде, Кирилловской церкви в Киеве, тогда как в греческих мозаиках и фресках этого времени такие примеры единичны.

На основе византийского канона в начале XV в. написана икона московского мастера, принадлежащего к школе Андрея Рублева. В центре иконы, в окружении гор — земной тверди, — черная пещера, над которой сияет Вифлеемская звезда. Но в пещере только ясли со спеленутым Младенцем и животные. Развивая византийский принцип изображения “внутри предмета”, художник рисует ложе с Богоматерью не на фоне пещеры, а прямо перед входом, помещая его в центр композиции. С тех пор такой прием становится чрезвычайно популярным и получает название “извода”.

 

Символы Рождества

Poklonenie_volhvov_XVIIИкона Рождества Христова — особое изображение, которое не исключает человеческий элемент. Так, человеческое знание символизируют волхвы, труд и искусство — пастухи, а переживание — Иосиф. По трактовке иконописцев, “естественная человеческая жизнь изображена в ее столкновении с миром сверхъестественным, поэтому любое явление мирской жизни находит свое место, осмысливается и освещается. Так икона поднимает ум и чувство к созерцанию и познанию тайны Боговоплощения, делая нас участниками духовного торжества”. В центре иконы мы видим маленького Христа, лежащего в яслях в пещере. В тексте Евангелия о пещере ничего не говорится, этот элемент заимствован из Предания и показывает нам мистические глубины земли. Темный треугольник пещеры — как напоминание об адской бездне. Младенец, лежащий в пещере, — это уже схождение Слова в ад; это, быть может, наиболее точное выражение пролога четвертого Евангелия: “И свет во тьме светит” (Ин. 1, 5).

Земля на иконе Рождества Христова преисполнена движения, уступов, вершин, спусков. И эта неровность земной поверхности является не только свидетельством о рельефе местности возле Вифлеема; встречая Христа, вся земля ожила, пришла в движение, ибо почувствовала в себе закваску вечной жизни.

Обычно на иконах Рождества изображены и Ангелы, и волхвы, и пастухи. Ангелы — как первые свидетели и благовестники Рождества Христова. Пастухи представляют собой избранный род иудейский и призваны поклониться Христу от имени всего Израиля. Волхвы же символизируют вершину языческого мира, стремящегося понять тайну Рождества Христова. По Преданию Православной Церкви, звезда, которая вела царей в Вифлеем, была Ангелом, излучавшим свет. Символ Вифлеемской звезды сохраняется не только на иконах Рождества, но и в богослужении.

При совершении проскомидии на литургии над положенным на дискос Агнцем ставится “звездица”. И светильник, который выносится в Рождественский сочельник и ставится посреди храма, также знаменует Рождественскую звезду, таинственный прообраз Христа, как сказано в Апокалипсисе: “Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя” (Откр. 22, 16).

Образ Иосифа Обручника символизирует глубокую печаль, невозможность вместить тайну Рождения от Девы. Для многих икон Рождества характерно то, что Матерь Божия обращена Ликом не к Спасителю, а к Обручнику, и взгляд Ее выражает глубокую тревогу и желание помочь Иосифу. В этой заботе уже определяется служение Матери Божией как Царицы Небесной, заботящейся о человеческом роде.

Самая важная задача иконы — показать незримый внутренний мир христианина; через видимые краски передать духовное содержание того, что происходит с человеком при встрече с Богом. Содержание того, что произошло с Марией, передают не столько “хроники” Матфея или Луки, сколько более позднее богословское свидетельство Иоанна: “Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины” (Ин. 1, 14).

Икона Рождества Христова — это образ непреходящей славы, вольного умаления Христа, и все основные линии иконы, все ее построение говорят об этом. В иконографии Рождества Христова нашли отображение немало исторических и догматических моментов. Икона не просто повествует о прошлом: каждая ее деталь способствует глубокому осмыслению изображаемого события, являющегося началом нашего спасения.

Архимандрит Иларий (Шишковский), кандидат богословия

 
Поиск на сайте
Календарь
<Июль 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232426272829
3031     
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu