Православные храмы

Вознесенский храм Флоровского монастыря

Соборный храм Флоровского женского монастыря на Подоле. Памятник…

Храм преподобного Агапита Печерского (прихода иконы Божией Матери «Всецарица» на Троещине)

Деревянный храм в честь преподобного Агапита Печерского принадлежит…

Храм великомученика Георгия Победоносца (в госпитале МВД)

Расположена на территории Центрального госпиталя МВД Украины на…
Публикации

Взірець побожності і служіння

З глибини віків горять чистим полум’ям світильники божественної любові та віри,…

Время празднования Пасхи

Праздник Пасхи установлен в Ветхозаветной Церкви в память избавления народа…

“Царство Небесне силою добуваeться”

Господь говорить: “Царство Небесне силою добувається...” (Мф. 11,12). Як…

Почему я болею?

invalidДля большинства из нас болезни становятся испытанием, способным или сломать, или сделать крепче и сильнее. Церковь понимала это всегда и потому придавала недугам особый смысл. Она давала свое объяснение этой кажущейся несправедливости и неистребимому злу, преследующему человека на протяжении всей его жизни.


Болезнь — посещение Божие

С духовной точки зрения, болезнь — это нарушение полноценной связи с Богом. Чем дальше от Бога человек, тем больше он подвержен темным силам, которые хотят ввергнуть его в абсолютное небытие. Поэтому источник болезни один — грех. Духовное отношение к болезни — не “Почему я болею?”, а “Для чего я болею?”.

Здесь проходит водораздел между верующими и неверующими людьми. Языческое представление говорит о том, что если бы мы знали законы природы, особенно так называемые оккультные, скрытые от обыкновенных людей, это знание сделало бы нас неуязвимыми. Верующий же человек ищет причину болезней не в нарушении работы каких-то органов или недостатке каких-то веществ, а только в своей испорченной грехом душе.

Святые отцы считают, что болезнь — это драгоценное время, когда человек переживает то, что в любой другой ситуации пережить невозможно.

Ведь когда он здоров, создается эйфория от кажущейся неуязвимости: “Хочу — пойду, хочу — не пойду. Хочу — сделаю, а хочу — не сделаю”.

Но вот приходит недуг. Хочется пойти, и не можешь. Хочется чашку воды набрать, а сил подняться нет. В конце концов, человек приходит в полную зависимость от других. Подадут чашку — повезло, а не подадут — так и будет лежать без нее. В таких состояниях остро переживается как оставленность, так и беспомощность.

Языческое мировоззрение абсолютно не подготавливает человека к болезням, потому что ищет причины вне отношений человека с Богом, делая акцент на упражнениях, таблетках, диетах. Одна концепция в качестве панацеи предлагает раздельное питание, другая — бессолевое, третья — вегетарианство. И отчасти все это срабатывает. Но в итоге люди все равно продолжают болеть. Значит, главное — не исцеление, а терпение болезни, извлечение тех духовных уроков, которые она дает. Именно поэтому святые отцы всегда говорили, что болезнь — это посещение Божие для смирения и для отвращения от грехов, которые стали ее причиной. Она дана для того, чтобы преобразились, изменились отношения человека с Богом, а значит, с окружающим миром и другими людьми. “Болезнь посылает нам Мудрый и Всеблагий Владыка к нашей же пользе”, — говорил свт. Василий Великий. “Бог часто наказывает тело болезнями для того, чтобы от наказания низшей части, высшая получила какое-нибудь врачевание”, — учил свт. Иоанн Златоуст.

Языческое сознание в человеке выдает вера в так называемую “порчу”, якобы приводящую к тяжелым болезням. Христианское мировоззрение ни в коем случае не может принять такую точку зрения на болезнь. В чем механизм “порчи” или “сглаза”? Человек считает себя невинной жертвой “нехороших” людей, желающих ему зла. И тогда главной задачей становится найти более “сильного”, который мог бы эту порчу “снять”. Самое страшное в этой позиции то, что человек не меняет себя. Ему необходимо просто найти волшебное слово, волшебную водичку, особый отвар, которые все сделают сами.

Православное же понимание исходит из того, что болезнь — результат собственных неправильных действий, а значит, она призывает к необходимости измениться. Речь идет о покаянии — главном духовном лекарстве. Вся наша жизнь, вся цепочка нескончаемых грехов приводит к тому, что практически каждый человек сегодня чем-нибудь болен.

Впрочем, это не означает поиск какого-то конкретного греха, из-за которого у нас заболела голова или живот. “Кто может измерить глубину, исследовать пути Божиих судеб? Кто решится каждого больного признать осужденным и всякую болезнь — вывеской виновности?” — вопрошал свт. Филарет Московский. “Не думай, что всякая скорбь находит на людей за грехи”, — поучал прп. Марк Подвижник.

 

Лечиться или нет?

 Осознавая духовную причину возникновения болезни, можно прийти к неверному выводу о ненужности в земной жизни медицины и всего, что с ней связано. Такое мнение не подтверждается ни Библией, ни самой жизнью Церкви. При правильном отношении к болезни — как средству духовного перерождения человека — лечиться у земных врачей можно и должно.

К сожалению, есть люди, которые говорят, что никакие лекарства, никакие доктора не нужны, потому что есть Бог. “Бог дал болезнь, Бог и заберет”, — рассуждают они. Эту позицию очень жестоко критиковал Николай Гоголь в “Ревизоре” на примере попечителя богоугодных заведений Земляники. Такой взгляд демонстрирует полное безразличие и отрицание милосердия и любви к ближнему.

В Библии сказано: “Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими” (Сир. 38, 4). Значит, в жизни человека есть место лечению.

Что же касается чудесных исцелений без применения земных лекарств, к ним надо относиться очень осторожно. Требование чуда для себя говорит о том, что у человека не все в порядке на духовном уровне. Попросту говоря, это один из признаков прелести.

 

Бойтесь быть обманутыми

 К какому же врачу обратиться? Ведь сегодняшняя медицина достаточно противоречива. С одной стороны, существует традиционная медицина, представители которой прежде чем получить почетное звание врача, десятки лет учатся, оканчивают аспирантуру, ведут научную работу. С другой — просторы рекламных полос газет заполонили предложения услуг специалистов в области так называемой “нетрадиционной медицины”. Вызывает глубокое сомнение не только наличие у этих “специалистов” какого-либо специального образования, сомнительно само научное обоснование предлагаемых ими методов. Несмотря на это, клиентов у таких лекарей становится с каждым годом все больше.

Что же выбрать: смелый подход “нетрадиционников” или классическую медицину, которая не обещает чудес, но может если не излечить больного, то хотя бы облегчить его страдания?

Исходя из своего многовекового опыта, Церковь предостерегает и относительно опасности внедрения под прикрытием “альтернативной медицины” оккультно-магической практики, которая подвергает волю и сознание людей влиянию демонических сил. Каждый человек должен иметь право и реальную возможность не принимать тех методов влияния на свой организм, которые противоречат его религиозным убеждениям.

 

Духовные лекарства

 И все-таки любой медик — лишь орудие в руках Божиих: “От Вышнего — врачевание” (Сир. 38, 2). Поэтому вместе с обращением за помощью к врачу, необходимо употреблять все средства, которые человеку предлагает Церковь. Крещенская вода, масло от святых мощей, Таинства Соборования и, самое главное, Причащения должны стать первыми лекарствами в духовной аптечке православного христианина. Они, а вместе с ними молитва о враче и благословение на применение назначенных лекарств помогут в излечении самых тяжких недугов.

Главным при любой болезни должно быть осознание того, что происходит она по воле Божией. При понимании этого не будет страха перед врачебной ошибкой, не будет уныния от неуспешного лечения по вине нерадивого или безграмотного врача. “На все воля Твоя, Господи”, — с этими словами человек может перенести любую скорбь и выйти из нее обновленным, исцеленным не только телом, но и душой, а значит, полностью освободившимся от своих недугов.

Так, святитель Григорий Двоеслов говорил: “Болящие и немощные да познают, сколь благотворны для спасения душ телесные страдания, которые приводят ее в самосознание и пробуждают от усыпления”. А святитель Иоанн Златоуст считал, что тот “кто научился благодарить Бога за свои болезни, недалек от святости”.

 Протоиерей Николай Катальников

 
Поиск на сайте
Календарь
<Июль 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
234578
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu