Православные храмы

Храм Всех святых (храмового комплекса кафедрального собора Воскресения Христова)

Храм рассчитан примерно на 300 человек и возведен, как временный,…

Храм преподобного Агапита Печерского (в Пушкинском парке)

Первую Литургию служили на Пасху 1998 г. Храм размещался в…

Храм апостола и Евангелиста Луки (в отделе медобеспечения ГУВД в Киеве)

С конца 90-х годов на территории Института нейрохирургии Национальной…

Публикации

Cвятые горы Украины

Настоятель Святогорского монастыря, архимандрит Арсений, в 1851 г. прямо…

Православное кино “переводит из горизонтали в вертикаль”

“Церковь должна постоянно искать новые пути к сердцам людей, использовать во…

Почему люди не веруют в Бога

Почему так случается, что человек, созданный Богом, не верит в Него?.. Не по…

mch_VarvaraПрошло 1700 лет со дня мученической кончины 12-летней девочки — святой великомученицы Варвары, которую за любовь ко Христу убил собственный отец — язычник Диоскор. По поводу этой даты Блаженнейший Митрополит Владимир обратился ко всем верным Украинской Православной Церкви с такими словами: “Православный украинский народ с особенной любовью и благоговением почитает память святой исповедницы Христовой, которая своими святыми мощами освятила нашу землю и стала примером непоколебимости веры для наших соотечественников, в годы гонений на Церковь отдавших свою жизнь за Украину. Хотя сегодня святые мощи великомученицы Варвары находятся в раскольническом плену, мы верим, что она вместе с нами, она слышит наши молитвы и спешит нам на помощь”.

История почитания святой великомученицы Варвары насчитывает 1700 лет. Украинская просветительница София Руссова некогда писала о том, что еe современники в Петербург и Москву ехали, как правило, по делам, но совсем другое привлекало многих в Киев — это мощи подвижников: “Сюда едут совсем с другим настроением, но ещe больше идут пешком, часто босыми ногами за тысячи верст”. Существовал традиционный маршрут богомольцев. Впервые его описал Николай Лесков. По словам его персонажа, “богомол” прежде “поклоняється усім святим Печерським, потім до Варвари, а потім Макарію Софійському…” Хранившиеся в Михайловском монастыре мощи святой великомученицы Варвары были у нас единственной реликвией древнего христианского Востока.

 

Илиополь — Царьград — Киев

 После мученической кончины святой Варвары в 306 г. еe мощи были погребены благочестивым Галентианом в том же городе, где прошло еe детство, — в Илиополе Финикийском (современная Сирия). Впоследствии тот же Галентиан построил церковь над могилой великомученицы.

В VI в. мощи святой переносят в Константинополь — такая судьба была у многих почитаемых святынь.

Далее история мощей связана с именем византийского императора Алексея I Комнина, который передает святые мощи великомученицы Варвары в качестве приданого своей дочери-княжне, которая в святом крещении носила имя Варвары. Вступая в брак с русским князем, внуком великого князя Ярослава Мудрого, Святополком Изяславичем (в крещении Михаил), византийская княжна привезла мощи с собой в Киев в 1103 г. Но мощи святой Варвары были привезены в Киев без левой руки, которая долгое время находилась в Греции.

В том же 1103 г. начинается грандиозное строительство Свято-Михайловского храма, которое было завершено спустя пять лет. Именно в это время мощи святой Варвары были перенесены в освященный храм.

Трагичным для Киева был 1240 год — год нашествия хана Батыя. Святыня была спрятана под каменными ступенями собора — и таким образом сохранилась. Спустя несколько десятилетий мощи были обнаружены, и вновь их поместили для поклонения в восстановленном Михайловском соборе.

 

Избавляющая от внезапной смерти

 Во времена святителя Петра Могилы в 1644 г. Киев посетил канцлер польского королевства Георгий Осолинский. “Я глубоко верю в помощь великомученицы Варвары, — говорил он после поклонения мощам святой, — так как многие свидетельствуют, что тот, кто отдает себя еe защите, не отойдет без покаяния и причастия Святых Таин. Я бывал в Риме и западных странах и везде спрашивал, где находятся мощи святой великомученицы Варвары, на Западе или на Востоке? Мне говорили, что на Западе нет их, на Востоке — тоже, но они находятся в этих странах. Сейчас верю, что именно здесь, в Киеве, находятся подлинные мощи святой великомученицы Варвары”. Поклонившись, канцлер почтительно просил предоставить ему частицу мощей святой. Учитывая его дипломатическую миссию, ему была передана часть перста десницы святой Варвары.

О масштабах почитания святой великомученицы Варвары на католическом Западе можно судить по факту, зафиксированному Рафаэлем в “Сикстинской Мадонне”, — рядом с Божией Матерью изображена святая Варвара.

Во времена святительства Петра Могилы из Греции в Киев доставили левую руку великомученицы, но в раку она не попала, так как большую еe часть раздробили на частицы. А оставшуюся часть поместили в отдельном ковчежце в реликварии Софийского собора.

В 1650 г. литовский гетман Януш Радзивилл, захватив Киев, отделил две частицы от мощей святой Варвары и передал одну своей жене Марии, позднее эта частица попала к митрополиту Киевскому Иосифу (Тукальскому) и была перенесена им в город Канев, а после его смерти — в город Батурин, в монастырь во имя святого Николая Чудотворца. Другую часть он переслал в Вильно, епископу Георгию (Тишкевичу).

В 1657 г. в Киев приехал Антиохийский патриарх Макарий. После торжественного молебна возле раки святой он обратился к киевской пастве с такими словами: “В моей патриархии, недалеко от Антиохии, есть город Илиополь, в котором жила и погибла святая Варвара. Я искал еe останки по всему миру. Как-то мне сказали, что они находятся в стране варваров, как тогда называли ваши земли. И вот я отыскал еe нетленные мощи”. Патриарх Макарий обратился с просьбой отвезти хотя бы частицу мощей святой великомученицы Варвары на еe малую родину. Его просьбу удовлетворили.

Глубоко чтил святую Варвару гетман Иван Мазепа, который пожертвовал для мощей серебряную раку с помостом, обложенным позолоченными серебряными досками.

Во время опустошительных болезней в 1710 и 1770 гг. у раки с мощами молились тысячи киевлян о спасении от внезапной смерти.

1830, 1848, 1854, 1855, 1856 годы были годами вспышек эпидемии холеры. Отчаявшиеся киевляне находили утешение только у святой Варвары. “Только двор Михайловского монастыря, где покоятся мощи святой великомученицы Варвары, болезней не имел” — значится в документах описываемого периода.

 

“І перстеник у Варвари…”

 raka_VarvaraВ XIX в. для мощей святой Варвары была предоставлена серебряная рака с балдахином весом в 24 пуда (дар графини-схимницы Анны Орловой-Чесменской). Гробницу окружали 48 литых позолоченных ангелов работы петербургского мастера Андреева. В праздничные дни вывешивалась золотая лампада с брильянтовой ветвью (подарок Елизаветы II). Над ракой висела икона святой Варвары в ризе, украшенной драгоценными камнями и обручальными кольцами цариц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны с огромными бриллиантами, которые те обменяли на простенькие серебряные кольца от святой Варвары.

Эти колечки с руки великомученицы особо почитались паломниками. Для богатых богомольцев делались массивные золотые кольца, для бедных — синенькие финифтяные. Приобретали эти кольца и молодожены.

Осип Мандельштам вспоминал, что для Таинства Брака он для себя и своей невесты Надежды приобрел именно “простенькие и дешевые финифтяные кольца от святой Варвары”.

Колечко святой Варвары преподнесла Павлу Скоропадскому в день провозглашения его гетманом Елена Безак, хозяйка его конспиративной квартиры на Печерске. Это кольцо он не снимал до конца жизни.

Тарас Григорович Шевченко также упоминает эти легендарные колечки в поэме “Наймичка”:

І перстеник у Варвари

Невістці дістала,

І всім святим поклонившись,

Додому верталась.

Федор Михайлович Достоевский устами героини “Братьев Карамазовых” также сообщает о почитании святой Варвары:

“— Вот, — вскрикнула в радости г-жа Хохлакова, возвращаясь к Мите, — вот что я искала!

Это был крошечный серебряный образок на шнурке, из тех, какие носят иногда вместе с нательным крестом.

— Это из Киева, Дмитрий Федорович, — с благоговением продолжала она, — от мощей Варвары великомученицы. Позвольте мне самой вам надеть на шею и тем благословить вас на новую жизнь и на новые подвиги”.

Простая, но искренняя вера богомольцев иногда порождала осуждение у современников, вот что писал язвительный князь Долгорукий: “У гроба святой Варвары то же происходит, что и прежде: пропасть образцов, колец, крестов и всего накладено в раку, и торг идет своим порядком, Кто берет оттуда хлопчатой бумаги для ушей от простуды, кто в пузырек цедит масло для смазывания ресниц от офтальмии, иные заимствуют ладан для окуривания себя во время грома. Замолчим из почтения к святыне…”

Известный киевский мемуарист Богатинов вспоминает свое детство: “В поре моего недуга матушка ездила со мной к святой Варваре, брала от раки святых мощей кипарисовых стружек и подкуривала меня ими, накрывая с головой простыней”.

 

Мощи удалось спасти

 Начало XX в. — это время разлагающих идей, время начинающегося упадка нравственности, устоев государственности и семьи.

В 1917 г. началось ещe неслыханное в истории человечества гонение на Церковь, на Православие, на исповедников веры Христовой. И в это время словно небесным заступлением святой великомученицы Варвары были воодушевлены подвиги Киевских новомучеников и исповедников — священномученика митрополита Владимира, священников Александра и Алексия Глаголевых, Михаила и Георгия Едлинских, Анатолия Жураковского, инокини Софии (Гриневой), настоятельницы Свято-Покровского монастыря, и многих, многих других.

После “изъятия ценностей” из киевских храмов в 20-х годах прошлого века от былого великолепия Михайловского собора не осталось и следа. Исчезает серебряная рака с балдахином и другие драгоценности, украшавшие раку с мощами святой Варвары.

Дальнейшая судьба останков святой великомученицы Варвары такова: в 1934–1935 гг., в годы “социалистической реконструкции”, сноровистые подрывники НКВД тремя этапами взрывов уничтожают Михайловский Златоверхий монастырь, даже без эвакуации жителей прилегающих домов. Но мощи удалось спасти, их переносят во Владимирский собор, ныне принадлежащий так называемому Киевскому патриархату, где они находятся по сей день.

 

Призвание к служению

 Интересен такой факт: сегодня иконописное изображение святой Варвары есть на каждом командном пункте всех ракетных дивизий России. Дело в том, что 17 декабря 1995 г. был подписан указ об установлении Дня ракетных войск стратегического назначения. С этого дня великомученица Варвара избрана небесной покровительницей ракетчиков. А на территории Главного штаба построен храм, освященный Святейшим Патриархом Алексием во имя святой великомученицы Варвары. К юбилею — 1700-летию со дня мученической кончины — в этот храм возвратилась икона великомученицы Варвары — образ побывал с кораблем-носителем на околоземной орбите.

А в Венеции, на острове Бруно, клирики и верующие венецианского православного прихода во имя святых жен-мироносиц собрались в день памяти святой Варвары для юбилейного чествования великомученицы за Божественной литургией. Ковчег с частицей мощей находится в Венеции с начала второго тысячелетия, он был подарен гражданам города византийскими императорами.

Причисление к лику святых в Православной Церкви — это совсем не форма поощрения (даже посмертного). Это даже не форма признания заслуг церковных деятелей и тем более не повод для пышных юбилеев. Прославление в лике святых — это в первую очередь призвание к служению. В какие бы времена ни бывали прославления святых, всегда в конкретный исторический момент призываются именно те, кто более всего может своим духовным примером и подвигом жизни во Христе подать помощь нашей земной Церкви.

Святая Варвара проявила поистине сверхчеловеческую стойкость и мужество во время посланных ей Богом испытаний, оставив после себя неизгладимый след в истории христианского подвижничества и мученичества.

 Святая великомученице Варваро, моли Бога о нас!

 Протоирей Олег Скнарь,

настоятель Покровского храма при ГВКГ МО Украины

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me