Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (на водах)

Инициатива строительства уникального храма на Днепре принадлежала…

Храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (при «Детской академии развития»)

Первый в столице «детский» храм находится в «Детской академии…

Вознесенская церковь на Демеевке

Приходской храм Демеевки (Голосеевский проспект, 54). Пригородное…
Магнитолы форд
Обсуждение моделей и модификаций автомобилей марки Форд
km-audio.ru

Публикации

Так или иначе благодать Божия касается верующего сердца

С момента раскола в Православной Церкви в Украине в 1992 году общество стало…

Троицкая родительская суббота. “...У Него все живы” (Лк. 20:38)

Еще во времена ветхозаветной Церкви молитвенное поминовение усопших считалось…

Пасха у Православній Церкві

Пасха для християнина — це найбільше торжество в житті, це свято Воскресіння…

Mitr_VladimirНа вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви

 

?Почему, когда Господь говорит о соблазнах, Он упоминает именно руку, ногу и глаз? В каком смысле их надо отсечь, если они соблазняют?

“Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну” (Мф. 5, 29–30).

Почему из всех органов Господь назвал руку, ногу и глаз? Взор наших глаз — окно души. Многие страсти и соблазны входят через него. Нога также часто используется в Библии в символическом значении. Она претыкается о камень (см.: Пс. 90, 12) или может колебаться (см.: Пс. 17, 37). “Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают” (1 Цар. 2, 9). Рука на библейском языке нередко метафорически означает всего человека и его дела: “Да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй” (Пс. 89, 17). Часто слово “рука” используется для нравственной оценки: “И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови” (Ис. 1, 15).

По толкованию святителя Климента Римского, Господь в образной форме повелевает заранее отсекать причины и побуждения, ведущие ко греху. То есть вовремя остановиться, не сотворить грех, отсечь греховные мысли, как если бы топором отсечь руку.

 

?Поясните, что такое совесть и почему она мучает тех, у кого она есть, а бессовестных — нет?

 Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту, — помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое. Это и называется совестью, а она есть естественный закон. Следуя этому закону, то есть совести, патриархи и все святые прежде написанного закона угодили Богу. Но когда люди через грехопадение попрали ее, тогда понадобился закон написанный, стали нужны святые пророки, необходимым сделалось самое пришествие Владыки нашего Иисуса Христа, чтобы открыть и воздвигнуть ее (совесть), чтобы эту засыпанную искру снова разжечь хранением Его святых заповедей.

Само славянское слово “совесть” значит со-весть, т. е. со-вестник, который ведает наши добрые и злые дела. Святые отцы называют совесть голосом Бога в человеке.

Ныне же в нашей власти или опять заглушить этот голос, или, повинуясь ему, дать совести светиться в нас и просвещать нас. Когда совесть наша говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем этим, и когда она снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем попирать ее, тогда мы засыпаем ее, и она не может уже явственно говорить нам от тяжести, лежащей на ней, но, как светильник, сияющий за завесою, начинает показывать нам вещи темнее. И как в воде, помутившейся от многого ила, никто не может узнать лица своего, так и мы, по преступлении, не разумеем, что говорит нам совесть наша, так что нам кажется, будто ее вовсе нет у нас. Однако нет человека, не имеющего совести, ибо она есть, как мы уже сказали, нечто Божественное и никогда не погибает.

 

?Является ли лень грехом, и где в Священном Писании подробно освещен вопрос о труде и лени?

 Лень — проявление вялости и бездействия. Мудрый Соломон советует брать пример с трудолюбивого муравья: “Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою… Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?” (Притч. 6, 6–7, 9). Ленивый человек является обузой для других людей. Поэтому Священное Писание определяет лень как нравственный порок: “Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его” (Притч. 10, 26).

Лень, согласно Библии, считается также проявлением скудоумия: “Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок” (Притч. 24, 30–32).

В новозаветных священных текстах также обличается лень. Ленивый человек не радеет о данном ему Богом таланте и за это подвергнется суду: “Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал” (Мф. 25, 26).

 

?Как разобраться, что есть моя воля, а что есть воля Божия?

 Исполнение воли Божией является не только прямым, но и единственным путем ко спасению. Господь всемогущ, любит нас и желает спасения каждого человека. “И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек”

(1 Ин. 2, 17). Святые отцы употребляют богословское понятие синергия (греч. synergos — вместе действующий). Мы не можем спастись без Божией благодати, которая подается только тому, кто поступает по воле Божией. Бог даровал нам свободу воли и не спасает нас насильно. Если бы все и во всем исполняли волю Божию, то наступило бы идеальное состояние мира: не было бы согрешающих и духовно погибающих. Поэтому так много в святоотеческих творениях говорится об исполнении воли Божией, которое невозможно без отсечения своей воли. Здесь и начинается самое трудное. Человек (особенно современный), имея падшее естество, чаще всего направляет свою волю на удовлетворение похотей и страстей (от самый грубых у одних, до утонченных и завуалированных у других). Сколько придумано софизмов и составлено мнимых теорий, чтобы защитить и сохранить свою искаженную грехом волю! Нет такого вида порока и греха, в оправдании которого не злоупотребляли бы такими понятиями, как права человека и свобода. Современный человек настолько расслаблен и настолько уклонился от нормального духовного состояния, что для него является болезненной даже слабая попытка исправиться.

Что же нужно, чтобы жить по благодатной Божественной воле? Духовный опыт христианства свидетельствует, что этот навык, как добрый плод, появляется и созревает по мере духовного совершенства человека. Если растет в нас вера, то и возрастает во всем доверие к Богу. Тогда крепнет в нас решимость и обретается умение угождать во всем Ему. Если исчезло в нас себялюбие и умножилась любовь, то очистилось и наше духовное око, чтобы увидеть угодное Богу. Так и со всеми добродетелями. Преподобный Макарий Великий применяет к добродетелям образ золотой цепочки: все звенья связаны и каждое тянет за собой другое. И наоборот, “если естественные силы души не будут очищены от сквернот и срамот, какими они завалены по причине грехов, и если не получат затем должного врачевания, преобразования и укрепления, то с ними нет никакой возможности исполнять волю Божию” (преподобный Симеон Новый Богослов).

В богатой сокровищнице многовекового опыта монашества есть множество доказательств, что быстрее других достигали высот те, кто с самого начала монашеской жизни главной целью поставили полное отсечение своей воли и стяжание смирения. Самый яркий пример — преподобный Досифей, который за пять лет сподобился святости и стал в лике тех, кто десятилетия провел в пустыне, совершая суровые аскетические подвиги. “С помощью Христовою страдальческое отсечение своей воли открыло ему непогрешительный путь святых отцов, который показал ему блаженное оное бремя легким и спасительное благое иго поистине благим. Отсечением же своей воли он научился лучшему и дивному способу возвышения — смирению, и принятую от святых старцев заповедь: “Будь милостив и кроток” — исполнил на самом деле, а чрез сие украсился всеми добродетелями. Блаженный всегда носил во устах оное старческое изречение: “Достигший отсечения своей воли достиг места покоя”. Ибо он, старательно испытав, нашел, что корень всех страстей есть самолюбие” (авва Дорофей).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me