Православные храмы

Храм мученика Иоанна Воина (в Быковне)

Первая Литургия была совершена в день престольного праздника, 30…

Храм великомученика Георгия Победоносца (на Водогоне)

Первая служба совершена 26 марта/8 апреля 2001 г. Храм расположен в…

Храм в честь пророка и крестителя Господня Иоанна Предтечи

Однопрестольный деревяный храм. 6 февраля 2014 года в Соломенском…

Публикации

Петропавловский храм (о восстановлении исторической справедливости)

Чуть больше двух месяцев назад по благословению Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего…

Мовчазний свідок

Нещодавно стало відомо, що за останніми розрахунками, в Києві протягом…

Церковь святой Византии. История Константинопольской Православной Церкви

Вся история христианского просвещения Руси была неразрывно связана с…

Konferentsia_o_hramah21 декабря в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре состоялась пресс-конференция “Передача храмов Церкви — историческая справедливость”, посвященная проблемам возвращения монастырю храмов и корпусов, которые до сегодняшнего дня используются историко-культурным заповедником и различными арендаторами. В конференции приняли участие Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Высокопреосвященнейший Павел, Архиепископ Вышгородский, наместник Киево-Печерской Лавры, Высокопреосвященнейший Митрофан, Архиепископ Переяслав-Хмельницкий, викарий Киевской Митрополии, Высокопреосвященнейший Антоний, Архиепископ Хмельницкий и Шепетовский, архимандрит Варсонофий, казначей Лавры.

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра — один из самых больших монастырей на Руси: площадь его составляет почти 30 гектаров. На территории Лавры расположено 145 зданий, 42 из которых являются уникальными. В Лавре 23 храма, из них 6 — пещерные. Печерская обитель дала православному миру полторы сотни святых подвижников, сохранив нетленные останки 119 из них в своих пещерах. Благодаря Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре Киев получил название второго Иерусалима.

Судьба Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры в XX в. — одна из самых трагических страниц в истории Православия и нашего государства. До революции это был мировой центр паломничества, в котором несли послушание свыше семи тысяч иноков. За первые два десятилетия советской власти погибло больше священнослужителей, чем за весь 900-летний период христианства на Руси, непоправимые потери понесла и Лавра. В 1926 г. она была осквернена и разграблена воинствующими атеистами. Святыни поруганы, ценности частично изъяты и переданы в созданный здесь атеистический музей, а многие из них проданы и вывезены за рубеж.

В своем выступлении на прошедшей пресс-конференции Архиепископ Павел подчеркнул, что с “лавроборчеством” в нашей стране все еще не покончено. Верующие вынуждены мириться с присутствием в этом святом для всей православной Украины месте коммерческих структур, платить деньги за вход на территорию, где находится Успенский собор и Трапезный храм. А самим священнослужителям приходится просить у музейных чиновников разрешения на совершение служб в этих храмах. Кроме того, “хозяйствование” музейщиков и арендаторов приводит к разрушению Лавры, ведь они ведут себя, как временщики, озабоченные лишь получением прибыли, забывая о традициях и вере нашего народа.

Комментируя развернутую в некоторых средствах массовой информации кампанию, основанную на утверждениях о том, что, дескать, “насельники Лавры часто не осознают исторического и творческого значения объектов, оказавшихся в их распоряжении и разрушают их своей хозяйственной деятельностью”, владыка Павел отметил, что прежде всего благодаря трудам монахов Лавра приобрела статус всемирного духовного и культурного центра. Именно монахи, священнослужители и церковные люди, основавшие и построившие обитель, являются изначально ее подлинными хозяевами. Она не оказалась в их распоряжении, а была создана их руками. 45 % строений Лавры занимают арендаторы, 23 % — музей. Они и инициируют нападки на монастырь, не желая расставаться с имуществом, приносящим доход. А государство зачастую выступает в роли стороннего наблюдателя.

О том, какие большие усилия прилагает монастырь для восстановления Лавры, рассказал ее казначей архимандрит Варсонофий. Он отметил, что с 1988 г., с момента передачи Нижней Лавры, братия монастыря оказалась перед лицом тотальной разрухи почти всех церквей и лаврских строений. Начался кропотливый труд по реставрации храмов и корпусов, силами исключительно монастыря и прихожан. На сегодняшний день поднято из руин, отреставрировано очень многое.

В 1995 г. был выполнен капитальный ремонт Крестовоздвиженского храма, восстановлен и позолочен иконостас, проведены объемные работы по восстановлению настенной и купольной живописи.

В 2001 г. был завершен капитальный ремонт храма в честь иконы Божией Матери “Живоносный Источник”. Ныне заканчивается реставрация росписей Аннозачатьевского храма, весь комплекс работ планируется завершить к Пасхальным праздникам.

После храмов восстанавливались братские корпуса и другие постройки. Так, капитальные ремонты были проведены в корпусах №№ 42 (1999), 50 (2002), 51 и 52 (2000), 53 (2001), 43 (2004) и во многих других строениях. Корпус № 49, где расположена Киевская Митрополия, полностью отреставрирован в 2001 г. Восстановлена защитная лаврская стена, ограждающая всю территорию монастыря.

В самих пещерах, как Дальних, так и Ближних, было проведено много работ, и прежде всего, обновлено облачение для мощей, раки отреставрированы и заменены новыми. Много внимания и трудов ушло на восстановление храмов в пещерах. В общей сложности в шести храмах были восстановлены престолы и иконостасы.

А ведь есть еще работы, подчеркнул архимандрит Варсонофий, которые не видны, но они особо объемные и дорогостоящие. К примеру, дренажные, канализационные, кабельные; словом все, что связано с проведением земляных работ. Конечно, без помощи и содействия государства тут не обойтись, но ни правительство Тимошенко, ни Кабмин Еханурова проблемами Лавры не озаботились. И лишь в этом году правительство Виктора Януковича выделило 1,1 млн гривень на неотложные работы в Лавре.

Сдвиги грунта являются проблемой всего печерского склона — от Мариинского дворца до музея Великой Отечественной войны. Дренажные работы, по приказу Хрущева, планировалось провести еще в 1961 г., и только сейчас, почти через пятьдесят лет, монастырь самостоятельно приступил к глобальному проведению противооползневых мероприятий.

Архимандрит Варсонофий также отметил, что многие проблемы порождены тем, что Лавра находится в собственности города, а монастырь лишь арендует у столичных властей и храмы, и корпуса. Но горадминистрация не особо озабочена этой “своей собственностью”, которая является святыней Вселенского Православия.

Начиная с 1995 г. корпуса монастырю не передавались. Лишь недавно, в сентябре 2006 г., монастырю были переданы три корпуса — №№ 54, 55 и 58. Решение о передаче подписал мэр Киева Л. Черновецкий. Это жизненно важное для монастыря событие породило целую волну активного сопротивления со стороны всего штата сотрудников Киево-Печерского музея-заповедника.

Монастырь не намеревается конфликтовать с заповедником. Идет речь о том, чтобы освободить хотя бы те помещения, которые используются музеем не по назначению. (Некоторое время на территории заповедника располагался даже офис иностранной табачной фабрики.) Музею же, по-видимому, выгодно сдавать в аренду удерживаемые им помещения. Необходимо освободить лаврские здания от арендаторов, которые с таким же успехом могут арендовать помещения в других частях города. Одна только Академия искусств занимает одиннадцать корпусов общей площадью около 8 тыс. кв. метров. Между прочим, возникает вопрос: “На сколько этическим является соседство подобного рода учреждения с монастырем? Что общего между богослужением, постом, покаянием и занятиями хореографией, акробатикой, эстрадными концертами или театрализованными представлениями?”

Вопросов урегулирования отношений Церкви и государства коснулся на пресс-конференции народный депутат, замглавы комитета по духовности и культуре Юрий Болдырев. По его мнению, Церкви должна быть возвращена вся ее собственность. Однако сказать, когда Верховная Рада примет закон о реституции церковной собственности, народный депутат затруднился.

В свое время ради торжества справедливости были реабилитированы те, кто был неугоден тоталитарному советскому режиму. Но почему-то, когда говорят о храмах и монастырях, закрытых и отобранных атеистами у верующего народа, забывают о том, что ради той же справедливости логично было бы вернуть отобранное его исконному владельцу — православному народу.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua