Православные храмы

Храм великомученицы Варвары (при Киевской областной больнице № 1)

Идея возведения храма на территории областной больницы принадлежит…

Церковь великомученика Георгия Победоносца (у южного вокзала)

Молебен и закладка первого камня в основание стройки состоялись 4/17…

Никольский храм (Киевский следственный изолятор)

Киевский следственный изолятор - изначально, в XVIII веке - Киевская…

Публикации

Жены-Мироносицы

Каждый год, во второе воскресенье после Пасхи, православные христиане…

Реквием по “мечте”

Наркотики — это медленная смерть. Казалось бы, нет человека, который бы не знал…

Как пригласить священника

Бывают ситуации, когда священника необходимо пригласить в дом для совершения…

Komisar_Evropi16 декабря Комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммамберг посетил Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру, где встретился с иерархами Украинской Православной Церкви.

В мероприятии приняли участие Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Высокопреосвященнейший Митрофан, Архиепископ Переяслав-Хмельницкий, Управляющий делами УПЦ, Высокопреосвященнейший Филипп, Архиепископ Полтавский и Кременчугский, Председатель Синодального отдела религиозного образования, катихизации и миссионерства УПЦ, профессор протоиерей Николай Забуга, руководитель Отдела внешних церковных связей, и народный депутат Украины Юрий Болдырев.

Главная тема беседы — актуальные проблемы, стоящие сегодня перед Украинской Православной Церковью.

Комиссар Совета Европы по правам человека:

— Мы встретились со многими людьми, посетили тюрьмы, психиатрические клиники и приюты для детей с недостатками развития. Мы пытаемся делать все для того, чтобы права людей защищались лучше. Именно поэтому мы посещали те учреждения, где находятся наименее защищенные и наиболее уязвимые слои населения. Общество, которое защищает тех, кто нуждается в помощи, всегда будет здоровым. Во всех учреждениях, где мы побывали, священники хорошо осуществляют гуманитарную деятельность.

Совет Европы заинтересован вести диалог с религиозными организациями. В августе этого года специальная конференция состоялась в Казани, в сентябре — в Нижнем Новгороде, в октябре — в Страсбурге. Все эти меры, без сомнения, будут способствовать налаживанию диалога между конфессиями и между священнослужителями и представителями Совета Европы.

Блаженнейший Митрополит Владимир и председатели Синодальных отделов разносторонне рассказали о трудностях, и это дало возможность господину Хаммамбергу увидеть целостную картину.

Блаженнейший Митрополит Владимир:

— Очень приятно, что Вы решаете такой важный вопрос, как человеческие права и свободы. Нужно отдать должное власти в Украине, ведь у нас есть возможность проповедовать и молиться искренне и открыто, о чем мы не могли даже мечтать в советское время. Главная проблема для нас — это раскол в Православной Церкви. Беда даже не в том, что в 1992 году многие пошли за схизматиками, а в том, что этот вопрос и до сих пор остается нерешенным на законодательном уровне. Поэтому получается, что сегодня любой может одеться в священническую одежду и назвать себя митрополитом или даже патриархом. И то, что Украина не выполнила сегодня некоторых обязательств перед Церковью, предусмотренных законодательством, тоже можно объяснить расколом и его негативным влиянием на жизнь Украинской Православной Церкви и общества в целом. У нас есть целый ряд посланий к Верховной Раде и Президенту Украины с просьбой улучшить сегодняшнее положение.

Со времен провозглашения независимости Церковь не имеет статуса юридического лица. С этим связано много проблем. Например, трудности с реституцией церковного имущества. До сих пор Церковь не получила права на использование помещений, которые были отобраны у нее еще во время революции 1917 года. Государство не спешит возвращать священнослужителям древние церковные книги, передавать архивные материалы о репрессиях священнослужителей и мирян, экспроприации церковного имущества и голодоморе.

Если храмы и возвращают Украинской Православной Церкви, то эти помещения сложно зарегистрировать и законодательно оформить из-за отсутствия у Церкви юридического статуса. 900 объектов церковной собственности сегодня используются не по назначению.

Не менее важной проблемой для Церкви является то, что государство позволило представителям разных конфессий в порядке очереди совершать богослужение в храмах канонической Православной Церкви. Особенно это характерно для западных регионов Украины: нередко поочередность приводит к вражде между верующими.

Есть проблемы с преподаванием Закона Божия в светских школах. Продолжается дискуссия, а время идет и дети не знают своей истории. Традиционным для Украины является Православие — оно представляет собой религию и государственно-созидательную силу одновременно.

Существует также проблема государственного налогообложения храмов, монастырей и других церковных структур. Церковь не имеет собственного имущества и земли — всем этим она пользуется временно. Несмотря на то, что Церковь живет за счет добровольных пожертвований, священнослужителям все равно приходится платить налоги за пользование помещениями.

Если бы проблемы Церкви были рассмотрены и решены на государственном уровне, многого негативного не произошло бы в нашей стране. Если представители местной власти на местах вмешиваются во внутренние церковные дела, то в основном — с преимуществом в сторону раскольников, а не канонической Православной Церкви.

Архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан обратил внимание Комиссара Совета Европы на то, что в Украине неодиночными являются случаи, когда органы местной власти несвоевременно исполняют судебные решения о передаче Церкви имущества. В некоторых регионах представители местной власти ведут себя по принципу: чья власть, того и вера.

Председатель Синодального отдела религиозного образования, катихизации и миссионерства УПЦ Архиепископ Полтавский и Кременчугский Филипп сказал, что и преподавание дисциплин с христианским наполнением в светских школах тоже целиком зависит от инициативы и воли местной власти. Сегодня в Украине нет законодательной базы, которая позволяет Церкви свободно преподавать или влиять на подготовку преподавателей. В ближайшем будущем таких перспектив не предвидится.

А председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Киевской Духовной Академии профессор протоиерей Николай Забуга выразил обеспокоенность тем, что духовное образование в Украине не признается на государственном уровне, а училища, семинарии и академии не имеют аккредитации.

За девять лет существования Всемирного Совета Церквей к церковно-государственным отношениям он обращался всего шестнадцать раз. Действующий Закон “О свободе совести” — достаточно демократический, однако он является реальностью лишь настоящего и не учитывает перспективы. Государство принимает Церковь и признает то, что она руководствуется своими установлениями, но ее дипломы об образовании не признает — это нонсенс.

Народный депутат Украины Юрий Болдырев:

— Определенные трудности связаны с тем, что в комитете Верховной Рады, который занимается вопросами Церкви, к сожалению, власть принадлежит атеистам. Часто парламентские заседания, как и заседания комитетов, превращаются в поле битвы между атеистами и верующими. И последние, как правило, остаются в меньшинстве.

Недавно в парламенте появилась возможность решить два из тех вопросов, которые поднимались сегодня. Речь идет о долгосрочной аренде земли и церковных помещений и создании религиозными конфессиями учебных заведений, в которых бы учились не только будущие священнослужители, но и готовилась интеллигенция соответствующей конфессиональной ориентации. Эти законопроекты были провалены Верховной Радой.

В принципе, возможность повлиять на ситуацию существует. Какие бы убеждения ни исповедовали депутаты, они все-таки прислушиваются к голосу Совета Европы. В частности, ко мнению Венецианской комиссии.

Господин Хаммамберг отметил, что Церковь — это сообщество людей, поэтому она обязательно должна иметь права. — Мы же не можем представить, чтобы в XXI веке в одной из ведущих стран Европы были бесправные люди, — отметил он. — Необходимо, чтобы жизнь и деятельность Церкви были обязательно юридически оформленными. Церковь не только должна беспроблемно владеть своим имуществом, но и иметь гарантии защиты прав — как общины, так и отдельных верующих.

Свобода вероисповеданий является важной составляющей общей системы прав человека. Именно о ней упомянуто в Европейской конвенции. Все эти положения также регламентированы в национальном законодательстве нашей страны. Ратифицировав Конвенцию, Украина тем самым взяла на себя труд считаться с этими положениями при формировании своего национального законодательства. Свобода вероисповеданий означает не только то, что каждый человек имеет право исповедовать ту или иную религию, то есть иметь Бога в сердце. Это понятие намного шире. Это также означает, что Церкви имеют право свободно действовать и выполнять свою миссию. Как по мне, из этого уже следует, что Церкви должен быть предоставлен статус юридического лица, право владеть имуществом; она должна иметь гарантии неприкосновенности прав собственности. Сюда же относится право учить и воспитывать людей в религиозном духе. Все эти проблемы и предложения их решения мы обязательно отобразим в отчете, который будем готовить по итогам визита в Украину. Мы не становимся на сторону какой-либо политической силы, не поддерживаем ни одной партии или блока. Наша цель и желание — добиться от европейских государств соблюдения основополагающих прав и свобод своих граждан.

Завершая беседу, Блаженнейший Митрополит Владимир поблагодарил Комиссара Совета Европы по правам человека за внимание к проблемам, стоящим сегодня перед Церквью, и подарил ему фотоальманах о Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре — на добрую память о визите в обитель.

— Позвольте и вас поблагодарить за гостеприимство и откровенность в изложении ваших проблем и потребностей, — ответил Томас Хаммамберг. — Очень важно, что вы предоставили нам документы, которые мы сможем использовать во время диалога с государством.

 Александр Андрущенко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua