Православные храмы

Храм архистратига Михаила (Президентский полк)

ЧАСОВНЯ ДЕГТЕРЕВСКОЙ БОГАДЕЛЬНИ Часовня с моргом при Дегтеревских…

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери (в парке Партизанской славы)

Община в честь иконы Божией Матери «Казанская» была зарегистрирована…

Храм Воздвижения Креста Господня (на Пироговском кладбище)

В 1744 г. живший в пещере при Китаевой пустыни монах Досифей (преп.…

Публикации

Пасхальна ніч

У пасхальну ніч, коли хресний хід, обійшовши церкву, зупиняється біля зачинених…

Лист звичайного коледжанина до редакції журналу “Коледжанин”, копія редакції “Православної газети”

Шановна редакція журналу “Коледжанин”! Турбує вас звичайний коледжанин…

Православная молодежь отмечает свой день

На праздник Сретения Господня, когда международная общественность отмечает и…

Ekaterininska_tserkvaВ начале ХХ в. злое очарование революции, обещавшей построить справедливый мир в отдельно взятой стране, обернулось безумием гражданской войны. Ужасы кровавого террора в полной мере испытали на себе и жители Крыма. Разделив Россию, большевики причислили себя к воплощенному добру, и это обязывало их к бескомпромиссной борьбе, которую они не могли остановить, не рискуя утратить свою харизму, таинственную для непосвященных. Они убивали не за совершенные преступления, а по факту “непрогрессивной” предыдущей жизни своих оппонентов. Так был казнен феодосийский священник Андрей Косовский.

 

Начало террора

О протоиерее Андрее Косовском известно немного. Родился он в Крыму в 1878 г. По окончании духовной семинарии обвенчался с девицей Натальей Ивановной, в браке с которой имел двух сыновей — Владимира и Димитрия. В священный сан был рукоположен Таврическим епископом Николаем (Зиоровым) и 26 февраля 1901 г. назначен настоятелем Екатерининской церкви города Феодосии. Энергичный и ревностный пастырь, он вскоре приобрел любовь своих прихожан. Рассудительность и открытость сделали его доступным для простых крестьян из ближайших деревень. Благочестивые христиане неизменно находили у отца Андрея добрые советы, утешение и пастырские наставления. Протоиерей Андрей вел строгую жизнь, выверяя каждое слово и поступок по евангельским заповедям и советам преподобных отцов. Все свободное время он проводил в общении с прихожанами, и, несмотря на относительно молодые годы, его советы, просветленные духовным опытом, были убедительными для тех, кто искал духовной пользы.

В течение многих лет отец Андрей возглавлял уездное отделение Таврического епархиального училищного совета и состоял наблюдателем феодосийских церковноприходских школ.

Настал 1920 г., кровавой бороздой вошедший в крымскую землю. 1(14) ноября в Феодосию, которую за несколько часов до этого покинули донские казаки, вошли войска Красной Армии. Красным командирам вменялось в обязанность в “кратчайший срок восстановить полный революционный порядок” и, если потребуется, без церемоний применить к ослушникам высшую меру наказания.

В ночь с 16 на 17 ноября было расстреляно до 100 раненых офицеров и солдат, не успевших эвакуироваться. 17 ноября Крымревком расклеил по городу приказ за подписью его председателя Бела Куна: “Всем офицерам, чиновникам военного времени, солдатам, работавшим в учреждениях Добровольческой армии, явиться для регистрации в трехдневный срок… Не явившиеся будут рассматриваться как шпионы, подлежащие высшей мере наказания по закону военного времени”.

Было зарегистрировано 4500 человек. Через двое суток была объявлена перерегистрация, и всех явившихся арестовали.

Еще весной 1920 г. на Карантине был построен лагерь для железнодорожных рабочих из Курска, ушедших с белыми. Рабочих вместе с женами и детьми, около 400 человек, из лагеря выгнали и расстреляли на мысе святого Илии, а на этом месте в бараках организовали концлагерь. Расстреливали каждую ночь партиями от 100 до 300 человек. Места расстрелов охранялись от тех, кто пытался забрать тела для погребения. Происходившее в Крыму удивляло даже профессиональных палачей.

 

Лжесвидетели

7 декабря, в день памяти великомученицы Екатерины, во имя которой был освящен престол, у которого священник простоял двадцать лет, вознося молитвы к Богу, протоиерей Андрей Косовский был арестован. О беззакониях, творившихся в Феодосии, знали все, но не все решались сказать об этом, тем более публично. И когда безбоязненный священник стал говорить в своих проповедях о происходящем в городе, это взволновало его прихожан. Неоднократно с амвона и в частных беседах отец Андрей высказывал свою обеспокоенность революционными переменами и богоборческими устремлениями сограждан. Не жалея сил и времени, с деликатностью, присущей мудрому пастырю, он объяснял своей пастве причины происходивших на их глазах ужасов, потрясших великую державу.

В день ареста отец Андрей был допрошен:

“Я, Косовский, в 1919 г. во время наступления большевиков и входа их в Крым сам выехал с семьей под влиянием слухов о массовых расстрелах духовенства большевиками в город Новороссийск и пробыл там на службе 3 месяца в должности кладовщика пищевого пункта. 2 июля 1919 г. я возвратился в Феодосию, к месту постоянной службы, когда Крым был занят белогвардейцами”.

Далее следователь записал: “На вопрос, посылал ли проклятия и служил ли молебны об изгнании большевиков, названный Косовский сказал, что молебствия такого не было и проклятий он не посылал. Эвакуироваться при отходе белогвардейцев не собирался и не думал. На вопрос, давал ли адреса в контрразведку коммунистов и большевиков, гражданин Косовский ответил, что не давал”.

На следующий день были допрошены два свидетеля — Подвербный и Чуприк, которые дали требуемые следователем показания.

“Отец Андрей Косовский, — говорил Подвербный, — служил в контрразведке, выдавал большевиков и коммунистов, служил молебны, чтобы белогвардейцы победили большевиков. Кричал и выгонял детей коммунистов из школы… Всегда грозил жителям карательными отрядами...”

Чуприк подтвердил, что священник “ругал детей, родители которых были большевиками”. Правда, не уточнил: за родителей-коммунистов или за плохо подготовленный урок.

Для обвинения священника этих показаний оказалось достаточно, но решающей стала записка секретаря Феодосийского партбюро: “Священник Косовский есть самый первый контрреволюционер… Священник Косовский заслуживает: стереть с лица земли”.

 

Добрый и верный пастырь

8 декабря, переступив через страх репрессий, захлестнувших Феодосию, рискуя свободой и даже самой жизнью, прихожане Екатерининского храма, верные чада арестованного священника, на приходском собрании решили официально обратиться в ЧК с просьбой об освобождении своего настоятеля. Обращение подписали 275 человек.

Через несколько дней по примеру феодосийской паствы жители с. Дальние Камыши обратились в Феодосийскую ЧК с аналогичной просьбой: 112 простых, большей частью полуграмотных крестьян не сомневались, что их ходатайство перед народной властью возымеет силу.

Также поступили и православные соседнего с. Новониколаевки, собрав около сотни подписей в защиту любимого пастыря.

Обеспокоенные народным движением в поддержку неугодного им священника, чекисты еще раз допросили Андрея Косовского, который сказал, что произносил проповеди не против советской власти, а против ее антицерковных мероприятий: “Темой служил какой-либо конкретный случай, как, например, извещение… о расстреле священников в Донской области, о заключении в тюрьму патриарха Тихона и т. д.”.

С надеждой быть понятым, а стало быть, в какой-то мере оправданным, священник написал чекистам заявление, в котором попытался объяснить свою позицию и полную непричастность к контрреволюции.

16 декабря 1920 г. следственная комиссия Особого отдела ВЧК Черного и Азовского морей, рассмотрев дело по обвинению Косовского в контрреволюции, ввиду того, что вещественных доказательств по делу не оказалось, постановила передать весь следственный материал в Народный суд для дальнейшего проведения.

Но большевики тяготились утомительными судебными разбирательствами. Предложение передать дело в Народный суд было перечеркнуто, и написана красным карандашом резолюция: “Косовского, как врага РСФСР, изолировать от общества свободных граждан, предав высшей мере наказания — расстрелу”. И внизу подпись: Ковалев.

В тот же день, 16 декабря, протоиерей Андрей Косовский на основании этой приписки был расстрелян.

Священномученик Андрей был одним из тех добрых и верных пастырей, в отношении которых советское “правосудие” делало первые шаги.

 Протоиерей Николай Доненко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me