Православные храмы

Храм благоверного князя Ярослава Мудрого на Березняках

Строительство храма святого благоверного князя Ярослава Мудрого на…

Храм святителя Николая Мирликийского (на водах)

Инициатива строительства уникального храма на Днепре принадлежала…

Публикации

Святая Евхаристия. О Таинстве Причащения

Святая Евхаристия в Православном Предании называется “Таинством Таинств”, или…

Побачити Христа

Помітивши Закхея, який сидів на дереві, Христос сказав: “Закхею! Злізь …

Православие в Румынии

Согласно преданию, в римскую провинцию Дакию, которая находилась на территории…

pominovenieЕсть особые дни в году, когда вся Церковь с благоговением и любовью молитвенно вспоминает всех “от века” (т. е. во все времена) умерших своих собратьев по вере. По Уставу Православной Церкви такое поминовение усопших совершается по субботам. И это не случайно. Мы знаем, что именно в Великую Субботу, накануне Своего Воскресения, Господь Иисус Христос пребывал во гробе.

Обычай поминовения усопших коренится в глубокой вере православных христиан в то, что человек бессмертен и душа его, однажды родившись, будет жить вечно, что видимая нами смерть — это временный сон для плоти и время ликования для освобожденной души. Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход, преставление из этого мира в мир иной...

Страдает и трепещет душа, покидающая тело. Но проходит совсем немного времени, и выражение скорби и страдания на лице усопшего исчезает, лик его светлеет и успокаивается. Душа родилась в мир иной! Поэтому-то мы и можем молитвой своей желать нашим умершим близким блаженного упокоения там, в покое и свете, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная...

Поэтому-то, зная о вечном бытии души человеческой, “за гранью смерти зримой”, мы молимся с надеждой и верой, что молитвы наши помогут душе в ее загробном странствии, укрепят ее в момент страшного последнего определения между светом и тьмой, защитят от нападения злых сил...

И вот 3 ноября (21 октября по ст. ст.) православные христиане собрались в храмы, чтобы вместе помолиться об “усопших отцех и братиях наших”. Первые, о ком мы вспоминаем, молясь об умерших, — наши покойные родители. Поэтому и суббота, посвященная молитвенной памяти почивших, называется родительской (всего их шесть).

У родительской субботы 21 октября/3 ноября есть и еще одно название — Димитриевская. Названа она так по имени воспоминаемого 26 октября/8 ноября святого великомученика Димитрия Солунского. Установление поминовения в эту субботу принадлежит святому благоверному великому князю Димитрию Донскому. Одержав победу в Куликовской битве над Мамаем, он, совершив по возвращении с поля брани в Троицкой обители поминовение павших православных воинов, предложил Церкви творить его ежегодно в субботу перед днем своего тезоименитства.

В дни поминовения усопших православные христиане передают в храм записки с именами своих почивших родственников — только крещеных. О некрещеных можно молиться дома или над их могилой на кладбище.

В эти дни свечи ставятся не только к иконам, но и к распятию, на специальный столик — “канун”. Свеча — наша жертва Богу и символ нашей молитвы. Поэтому, когда христиане ставят свечи, они в этот момент просят Бога об упокоении их близких, называя имена усопших родственников.

Есть еще один добрый обычай в Церкви: в дни поминовения верующие приносят в храм угощение для неимущих. Оно освящается во время богослужения и потом раздается всем, кто пожелает. Мы знаем и верим, что человек, получивший это угощение, перед трапезой помолится “о всех зде ныне поминаемых”, и к молитве каждого из нас присоединится его благодарная молитва. С этим обычаем связан и другой, подобный ему: подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

А можно без труда найти среди своих знакомых или соседей человека больного, слабого, одинокого, да еще и живущего на одну убогую пенсию, и в память о своих умерших родителях принести ему, например, сумку картошки с рынка... Бог примет нашу молитву и в такой форме. Только была бы она теплой и искренней, не отравленной горделивым самоодобрением. “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” (Мф. 5, 7).

“Чем больше имел грехов умерший, тем нужнее для него милостыня; благодетельствуй вдовам и нищим: это самая важная принадлежность погребальная”, — говорит святитель Иоанн Златоуст. И блаженный Августин также пишет: “Милостыни, совершаемые за души умерших, вспомоществуют им к тому, чтобы Господь был к ним милостивее, нежели сколько они заслужили по грехам своим”. Когда ты подаешь милостыню за усопшего родственника, помни, что подаешь не ты, а через тебя — сам умерший, не успевший сделать этого при жизни. Господь же сторицею вознаградит его во Царствии Своем (см.: Притч. 19, 17).

Подавая милостыню за усопших, мы спасем их от проклятия и неугасающего огня, приобретаем им прощение грехов, вводим их в рай. “Многие из усопших, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — получили великую помощь от милостыни, раздаваемой за них другими”. Невозможно исчислить все свидетельства, находящиеся в жизнеописаниях святых мужей, ясно доказывающие, что и по смерти приносят величайшую пользу усопшим совершаемые за них милостыни.

Молитвы же церковные есть такая всемогущая сила, которая проходит Небеса, восходит к самому Престолу Вседержителя, нисходит даже до бездны ада и изводит оттуда узников. С каким трепетным желанием душа твоего сродника, может быть, ожидает, пока пойдешь ты в храм Божий поручить священнодействующему помянуть ее и сам помолишься о ней купно со всею Церковью!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me