Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского бывшего Иорданского монастыря (на Куреневке)

Во времена древней Руси здесь существовал монастырь, а каменный храм…

Храм преподобного Серафима Саровского (во 2‑й больнице)

Первая служба была совершена в 1996 г. в помещении актового зала ЖЭКа…

Храмовый комплекс Архангела Михаила (в Дарнице)

В год 1000 летия Крещения Руси было принято решение о строительстве…
Публикации

Ветхозаветная Пасха как прообраз Пасхи Новозаветной

Таинства Нового Завета дают спасение, таинства Ветхого — обещали Спасителя.…

“Истерия” или богохульство? О новой театральной интерпретации Фрейда

Отношение Православной Церкви к театру и, шире, к лицедейству нельзя назвать…

Священномученик Гавриил, патриарх Сербский

Священномученик Гавриил (Райич) стоял у кормила Церкви с 1648 по 1655 гг., в…

Ревностный защитник Православия святитель Димитрий Ростовский

raka_mochi_Dimitrij_Rostovskij4 октября — обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского

“Все святые жизнь свою проводили в скорбях и печалях, в страдании, терпении и гонении: ты ли один хочешь оставаться без всякого страдания? Или ты один только хочешь быть из числа избранных Божиих, не желая ничего потерпеть? Да не будет сего! Итак, с кем же Бог и с кем нет Бога? На это всякий легко может ответить: кто добродетелен, богоугоден, при том пребывает Бог, а кто делает злое, прогневляет Бога, при том нет Его. С добрым человеком Бог, а с злым — нет. Теперь для нас ясно, почему Господь наш не носит ключей Царства и жизни, подобно тому, как носит ключи смерти и ада: где нет врат — там не нужно и ключей, ибо при Вознесении Господнем небесные врата совсем сняты и уже никогда не будут затворены. Вы помните, как за отеческое благочестие Ноя и Лота были спасены их сыновья и дочери. И ныне почитающие своих родителей получают от Бога великие блага: изобилие в доме, а в последствии и изобилие вечное”.  Митрополит Димитрий Ростовский

Ростовский митрополит Димитрий, “русский Златоуст”, великий угодник и святитель Христов, известен всему православному миру, прежде всего своим богоугодным сочинением “Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней”. Этот духовный плод напитал жаждавший святости русский народ высоким подвигом мучеников и праведников, возгрел веру православных.

 

Родился святитель Димитрий (в миру Даниил) в 1651 г. в г. Макарове близ Киева, в семье благочестивых родителей. В 11 лет отрок поступил в Киевское Братское училище при Богоявленском монастыре, основанное для православного духовного воспитания юношества и противостояния латинскому влиянию в крае. Там у Даниила обнаружилась склонность к подвижнической жизни, к созерцательности.

В те бедственные времена Киев переходил попеременно то к русским, то к полякам. В 1665 г. влияние и власть латинян усилились, и училище было закрыто на 8 лет. Обучение Даниила было прервано, и по прошествии трех лет он на 17-м году жизни с родительского благословения принял иноческий постриг в Кирилловской обители, а через год был возведен в сан иеродиакона.

Тут Димитрий (так был он наречен при пострижении), укрепляясь в вере и благочестии, усердно занимался науками и языками. Богато одаренный умом и всеми способностями, он на благо употребил эти драгоценные дары Господни и, как верный служитель, о котором говорит Евангелие, умножил вверенный ему талант, обратив его на службу Богу и пользу ближнему.

В 25 лет красноречивый инок Димитрий стал известен архиепископу Лазарю (Барановичу). Владыка рукоположил его во иеромонаха и, имея нужду в сильных проповедниках, оставил при себе. “Кормило церковное, управляющее верных к тихому пристанищу”, инок Димитрий не только красноречивым словом, но и благим своим примером укреплял в пасомых веру православную.

Димитрий подвизался и игуменствовал в разных монастырях, и многие просили его к себе. Проповеди его привлекали множество народа и утверждали Православие в тех областях, где оно несколько колебалось по причине частого и близкого общения жителей с соседними папистами.

Вскоре Димитрий был призван на другой труд. Чувствовалась необходимость собрать жития святых. Давно уже митрополит Макарий начал это дело, собрав в своих великих Четьих-Минеях жития святых из разных книг. Потом митрополит Киевский Петр (Могила) пожелал издать эти книги на более доступном для всех языке, но умер, не успев исполнить своего намерения. Теперь митрополит Киевский искал человека, которому мог бы поручить это, и избрал на то Димитрия, уже известного как благочестием, так и ученостью и трудолюбием.

Димитрий начал этот полезный труд, бывши игуменом Батуринского монастыря, и постоянно занимался им более 20-ти лет в сане архимандрита в Чернигове и Новгороде-Северском. Он собрал в Четьих-Минеях жития святых, расположив их по дням. Святые Божии сами являлись святителю в видениях, что указывало на его близость к духовному миру.

Между тем император Петр I, тогда царствовавший в России, назначил Димитрия митрополитом Сибирским и Тобольским; но так как расстроенное здоровье святителя и начатое им дело не позволяли ему предпринять отдаленного путешествия в Сибирь, то он в 1702 г. был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским. В этой старейшей русской епархии святитель Димитрий в 1705 г. завершил составление Четьих-Миней. Здесь же ему было суждено окончить свои земные дни, о чем он был извещен в чудесном видении.

Но до этого святитель многое успел сделать для своей паствы. Димитрий еще более усилил труды свои; помня изречение Спасителя, что кому много дано, от того много и потребуется, он неутомимо заботился о благе вверенных ему душ.

При архиерейском доме из собственных доходов он основал Димитриевское Духовное училище. Следил за уроками и часто преподавал сам, когда это позволяли ему разнообразные занятия. Словом и проповедью он неусыпно старался изъяснить учение Христово; житием же воздержанным, богобоязненным и честным представлял благой пример. Добрый, сострадательный и всем доступный, он помогал ближним всеми средствами: охотно подавал совет и наставление; ходил за больными; щедро раздавал неимущим пищу и одеяние, едва оставляя себе что-нибудь, так что по смерти ничего не оставил, кроме священных книг.

Он написал много книг духовного содержания, молитв и духовных песнопений. Его проповеди, простые и ясные, будили и укрепляли духовные силы народа.

За эти подвиги Святая Церковь прославляет его, называя “Православия ревнителем”, “русскою звездой, из Киева просиявшею и через Новгород-Северский в Ростов достигшею, всю же страну сию учением и чудесами озарившею”, а также “златословесным учителем”.

На 58-м году жизни святитель заболел и почувствовал приближение конца своего, хотя болезнь не казалась важною и не внушала никому опасения. Накануне смерти он призвал к себе певчих и со вниманием выслушал им же сочиненные духовные песни: “Надежду мою в Бозе полагаю, Ты мой Бог, Иисусе, Ты моя радость”. Отпустив всех, он при себе оставил одного из певчих, который помогал ему в переписывании сочинений, и долго с ним беседовал о жизни, об обязанностях христианина; потом отпустил и его, и, проводив до двери келии, низко ему поклонился. “Мне ли, последнему служителю, ты так низко кланяешься, владыко святый?”, — сказал певчий. Митрополит опять поклонился, повторив: “Благодарю тебя”, — и потом, став на колена, начал молиться. Певчий возвратился в дом свой с грустным предчувствием. Рано поутру 28 октября 1709 г. колокольный звон возвестил о кончине святителя, которого нашли умершим перед святыми образами на коленях.

Нетленные мощи святителя Димитрия были обретены 21 сентября 1752 г. во время ремонта церкви в честь Зачатия Богоматери, и через пять лет “новый и великий чудотворец” был причислен к лику святых. А в 1763 г. мощи святителя были переложены императрицею Екатериной в серебряную раку. С тех пор великое множество богомольцев притекает в Ростов отовсюду, чтобы поклониться мощам великого святителя.

 Александр Гадайчук

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu