Православные храмы

Храм Рождества Иоанна Предтечи (на Зверинецком кладбище)

На Зверинце существовало 2 кладбища: Зверинецкое кладбище…

Храм святителя Николая Мирликийского (на Лесном массиве)

Первый молебен состоялся 21 мая/3 июня 1999 г., первая Литургия —…

Храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (при «Детской академии развития»)

Первый в столице «детский» храм находится в «Детской академии…

Публикации

Связь и общение живых с умершими

Утешительное учение Православной Церкви о возможности для грешников, умерших с…

Элладская Православная Церковь. Часть I: от основания до обретения автокефалии

Церковь Греции (Эллады) — автокефальная Поместная Православная Церковь,…

Если бы Евангелия писали журналисты…

Сегодняшний человек живет в потоке информации. Мы постоянно узнаем о событиях,…

slovo_MitropolitaНа вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви

 

?К кому применима заповедь “почитай отца твоего и мать”, если родители умерли?

 Наши обязанности перед родителями остаются и после их смерти. Умершие родители нуждаются в нашей молитвенной помощи. Дети должны не только поминать их в домашних молитвах, но и заказывать долговременные поминовения в приходских храмах или монастырях, подавать регулярно записки на литургию, в особые дни их памяти заказывать панихиды. Во всем этом проявляется наша любовь к ним, а следовательно, исполнение важнейшей заповеди: “Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле” (Еф. 6, 2–3).

 

?Как следует понимать слова Христа о том, что враги человека — домашние его?

 Выражение это впервые встречается у пророка Михея: “Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка — против свекрови своей; враги человеку — домашние его. А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня” (Мих. 7, 6–7). В священном ветхозаветном тексте говорится о взаимной вражде в семье, когда люди погружаются в мирское и забывают Бога. Господь наш Спаситель говорит о тех, которые из-за привязанности к мирским домашним заботам и попечениям не идут за Ним по пути спасения. Это очевидно из контекста.

 

?Недавно я узнала, что в Царствии Небесном не будет родственных отношений. А как же Таинство Брака, через которое муж и жена соединяются навеки?

Таинство Брака соединяет людей не только плотскими отношениями. Оно, прежде всего, связывает супругов духовными узами. Семья, по учению святых отцов, — малая Церковь, духовный союз, целью которого является спасение. Когда Иисус Христос сказал саддукеям: “В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах” (Мф. 22, 30), — то имел ввиду прекращение отношений по плоти, потому что саддукеи спрашивали: “В воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее” (Мф. 22, 28). Люди, которые здесь, на земле, были связаны духовными узами (любви, дружбы, взаимной молитвы), будут иметь тесное общение и в будущем веке. Тем более, если эти отношения Господь скрепил в особом Таинстве. В “Последовании венчания” есть молитва: “Боже, Боже наш, пришедый в Кану Галилейскую, и тамошний брак благословивый, благослови и рабы Твоя сия, Твоим промыслом ко общению брака сочетавшыяся. Благослови их входы и исходы: умножи во благих живот их: восприими венцы их в Царствии Твоем, нескверны, и непорочны, и ненаветны соблюдаяй во веки веков”. Церковнославянское слово “ненаветный” означает: чуждый навета, безопасный от посягательства.

Известны примеры явления святых и людей праведной жизни, которые просили молиться о своих родителях. Так, святитель Феодосий Черниговский, явившись иеромонаху Алексию, несшему послушание у его раки, просил поминать на проскомидии своих родителей иерея Никиту и Марию.

 

?Правда ли, что святые отцы не признавали существования иного идеала христианской духовной жизни, кроме монашеского? Каков тогда идеал христианского брака?

 Идеал христианской духовной жизни дан Спасителем. Господь не связывает его достижение с монашеством, которое возникло в III в. по Рождестве Христовом. Он говорит только о безукоризненном исполнении Божественных заповедей. Святые апостолы первыми достигли христианского совершенства — они не были монахами, некоторые из них были людьми семейными.

Природа духовной жизни едина. Святые отцы лишь указывают на монашество как на путь, идя которым можно полнее раскрыть заложенные в человеке духовные возможности. Однако люди, имеющие решимость угождать Богу, всегда могли это сделать, живя и семейной жизнью. Преподобному Макарию Великому Бог сказал: “Ты не сравнялся добродетельною жизнью с двумя женщинами, которые живут вместе в ближайшем городе”. Когда подвижник разыскал их, он спросил, как они живут. Женщины сказали, что они жены двух родных братьев. Живут вместе 15 лет. За это время ни разу не ссорились, не сказали друг другу ни одного обидного слова и избегали пустословия и праздности. Узнав жизнь этих женщин, преподобный Макарий сказал: “Поистине везде и всякому можно спастись, и Бог поможет, было бы только желание спасения”.

 

?В Библии сказано: “И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт. 1, 27), т. е. человек состоит как бы из двух половинок, которые в Таинстве Брака соединяются в одно целое. Должна ли состояться на земле встреча этих двух “половинок”?

 В Священном Писании речь идет не о персональной предопределенности супругов, а только антропологической. Мужчина и женщина по своим природным и душевным особенностям, с одной стороны, противоположны, а с другой — дополняют друг друга и тем самым составляют единство. С этим Божественным замыслом связан и способ их сотворения. Это нашло выражение в древнееврейском языке: иш — мужчина, иша — женщина. Будучи равными перед Богом и имея одинаковое человеческое достоинство, они выполняют различное предназначение на земле. Цель у них одна — спасение в Царстве Небесном. Поэтому святой апостол Павел пишет: “Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе” (Гал. 3, 28).

 

?Известно, что нужно молиться, чтобы Господь послал достойного супруга. Но нужно ли православному человеку предпринимать также активные действия по поиску суженого (суженой)?

 Вероятно, одно другого не исключает. Как и во всех иных случаях нашей жизни, нужно просить Божией помощи там, где своими силами ограничиться было бы невозможно или дерзновенно. Но не случайно есть пословицы: “Под лежачий камень вода не течет” и “Бог спасает нас не без нас”. Спасение человека осуществляется по благодати Божией, но требуется и усилие человека. Хороший жених и хорошая невеста, прежде всего, вымаливаются. Но не стоит сидеть дома за  закрытыми дверями. Безусловно, православный юноша или девушка не будут искать спутника жизни на дискотеке или гуляя без дела по центру города. Но почему же, выходя из дверей храма, не предложить проводить до ближайшей станции метро или до дома одинокую девицу, с тем чтобы в случае взаимной симпатии эти провожания могли когда-то привести к венцу?

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me