Православные храмы

Храм святителя Феодосия Черниговского (Львовская площадь)

5 ноября 2012 года, в Пантелеимоновском монастыре в Феофании,…

Никольский храм (Киевский следственный изолятор)

Киевский следственный изолятор - изначально, в XVIII веке - Киевская…

Храм апостола и Евангелиста Марка (на Троещине)

Строительство храма апостола и Евангелиста Марка проходило весной и…
Публикации

Особенный ребенок у приемных родителей

Вспоминаю рассказ мамы, дочь которой больна ДЦП. Она говорила, что долго…

Основанная учителями словенскими. История Православной Церкви Чешских земель и Словакии

Изгнание князем Святополком учеников равноапостольных Кирилла и Мефодия и…

Старушка

Старушка, что называется, зажилась. До последнего у себя в селе вставала с…

Европа хочет снова поверить в Бога

europaНа Мальте состоялась конференция “Религия и образование: возможность развития толерантности через преподавание религиозной фактологии”.

По мнению участников конференции, утрата религиозными институтами их влияния в Европе привела к общему снижению культурного уровня населения. В резолюции, выпущенной по итогам конференции, говорится о том, что негативные последствия “культурного скудоумия” очевидны, в первую очередь, на примере европейской молодежи. Именно поэтому для решения проблемы создан Международный институт по сотрудничеству в сфере религиозного образования, который разработает соответствующую методику “преподавания религии”.

В резолюции по итогам конференции указывается, что главными темами обсуждения стали связи, существующие между образованием и религией, а также значение последней для развития в массовом сознании толерантности.

Также в тексте говорится о том, что религия — неотъемлемая часть культурного наследия и что развивать подобное понимание могут, прежде всего, школы, как государственные, так и частные. И хотя совершенно очевидно, что учесть все особенности религиозной культуры в различных странах будет довольно трудно, участники конференции намерены создать унифицированный подход к предмету, который с легкой руки чиновников уже назван “основами мировых религий”.

Надо сказать, что подобное решение принято на фоне недавнего довольно бурного обсуждения Конституции Евросоюза. Как показали последние события, население многих стран не одобряет этот документ. И хотя причины неприятия в каждом государстве свои, есть и нечто общее.

Как известно, глава комиссии по ее подготовке Валери Жискар д’Эстен исключил из преамбулы упоминание о христианстве как общем духовном импульсе для Европы. Правда, он пообещал дополнить формулировку о “культурном, религиозном и гуманистическом наследии” фразой о “мощном духовном потоке, прошедшем по Европе”. Против таких округлых определений высказались католические Португалия, Польша, Италия, Литва, Чехия и Словакия. Определенную поддержку данные страны получили от Ирландии и Греции. Впрочем, слово “религия” все же в тексте появилось, что уже было уступкой со стороны светских властей, думающих в первую очередь о том, как угодить всем своим избирателям, среди которых в протестантских странах преобладают атеисты.

Тем не менее разговоры о том, что в Старом свете существуют проблемы с выражением религиозных воззрений, идут уже давно. Ситуация во многом напоминает хрущевские времена в СССР, когда вера в Бога считалась уделом высмеиваемых “темных и необразованных людей”, а деятельности официальных церковных институтов всячески препятствовали.

Как предупреждал папа Иоанн-Павел II, свобода вероисповедания в Европе находится под угрозой, так как власти некоторых стран путают официальное разделение Церкви и государства с запретом проявления религиозности в публичной сфере. Дискуссии же по поводу формулировок в проекте Конституции Евросоюза понтифик и вовсе характеризовал как боязнь некоторых правительств допустить религию в общественную жизнь. На этом фоне даже американцы представляются более набожными, чем европейцы. К примеру, проведенный среди американских пользователей Интернета опрос показал, что 82 млн человек из 128 миллионной “армии юзеров” ищут или распространяют через сеть материалы религиозного и духовного содержания. При этом 28% делятся информацией о своей религии с другими, а еще 26% пытаются получить данные о других конфессиях.

Так что шаг к созданию учебных программ по вопросам верований можно расценить как запоздалое, но все же насущное стремление европейцев вернуться к духовным ценностям.

“Это очень своевременное решение. Я бы даже сказал, что, к сожалению, много времени уже упущено, — подчеркнул заместитель председателя комитета Госдумы России по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев. — Ведь, в сущности, все негативные проявления, возникающие в молодежной среде, — это следствие того, что в школьных программах отсутствовали ценностные, воспитательные компоненты”.

В Институте Европы РАН смотрят на проблему еще более глобально: создание учебных программ по вопросам верований — это, возможно, завершение более чем 200-летнего секуляризационного цикла, начавшегося после Великой Французской революции. Ведь до нее получение образования и изучение религии было единым, и не возникало даже возражений по этому поводу.

Интересно, что помимо собственно “культурного упадка” есть и ряд других моментов, по которым видно, что Европе секуляризация “вышла боком”. Один из них, как ни странно, связан с глобальными политическими амбициями Евросоюза. Секуляризованной Европе явно не хватает подобной “пассионарности”, которая просто необходима новым претендентам на мировое лидерство.

Анна Попова

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu