Православные храмы

Кафедральный собор в честь Воскресения Христова

31 мая 2007 года Священный Синод УПЦ утвердил решение о строительстве…

Храм равноапостольных Мефодия и Кирилла (на Позняках)

Первая Литургия отслужена на праздник Входа Господня в Иерусалим, 22…

Храм великомученика Георгия Победоносца (на Водогоне)

Первая служба совершена 26 марта/8 апреля 2001 г. Храм расположен в…

Публикации

Просветитель земли нашей

28 июля — день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира. По…

Василий Никифоров-Волгин: Молнии слов светозарных

Любил дедушка Влас сребротканый лад церковно­славянского языка. Как заговорит,…

Мать и дитя. Социальное служение Православной Церкви

Не случай руководит миром, а Божий Промысл, который всегда непрестанно посылает…

kinopoiskВ мае 2006 г. с демонстрации на Каннском кинофестивале фактически начался мировой прокат нового фильма американского режиссера Рона Ховарда “Код да Винчи”, снятого по одноименной книге его соотечественника писателя Дэна Брауна. На кинофестивале в Каннах премьера картины, которой предрекали стать самой кассовой лентой сезона, не оправдала ожиданий. По окончании просмотра зрители не стали аплодировать, а некоторые выразили свистом свое разочарование. Жаль только, что провал премьеры был связан лишь с недостаточной “зрелищностью” фильма...

Успех книги предопределен тем, что в современной массовой культуре особо популярны “конспирологические” сюжеты, истории разнообразных всемирных “тайных заговоров”. Романы подобного рода, как правило, строятся на историях разоблачения злых козней заговорщиков — членов секретных “орденов”, которые из века в век таят от мира высшие мистические знания, заставляющие по-новому осмыслить весь путь человечества. Интерес к такой идеологической продукции основан на сформированной популярной культурой наших дней подмене фундаментальных религиозных ценностей, взывающих человека к напряженной и взыскательной внутренней духовной работе, их суррогатом, создающим иллюзию приобщенности к мистическим “тайнам мироздания” без необходимости брать на себя ответственность большую, чем та, что предполагается легковесной функцией потребителя “пикантных” сюжетов.

Книга “Код да Винчи”, равно как и снятый на ее основе фильм, представляет собой детектив именно такого рода. Однако у нее есть одна принципиальная особенность: роль тайного “ордена заговорщиков” здесь играет Церковь (в буквальном смысле — Католическая, однако для автора — человека с большими претензиями на научность подхода к истории, но при этом фактически глубоко невежественного, под именованием Римо-Католической подразумевается историческая Апостольская Церковь вообще). По Брауну, церковное священноначалие с самых ранних, апостольских времен сокрыло от своих чад главную “тайну” жизни Иисуса Христа: факт его женитьбы на Марии Магдалине, в результате чего у Спасителя якобы появилось потомство, представители которого играли важную роль в истории человечества на протяжении последующих веков (по кощунственной и плоской логике книги само именование Христа “Спасителем” кажется едва ли не бессмысленным, поскольку “истинным” духовным средоточием вселенной является “мать” и “жена” Мария Магдалина, к которой “взревновали” апостолы, решившие ради сохранения своей власти замолчать ее “настоящую” роль в истории). В романе повествуется о том, что на протяжении веков отголоски этой тщательно хранимой тайны жили в сознании христианской Европы. Свидетельство тому — средневековая и масонская мифология поисков Чаши Грааля. “Истинным” Граалем в романе выступает “знание” о “женитьбе” Иисуса и его “детях”, а также могила “жены” Христа. Вплоть до наших дней церковные верхи с “масонской” тщательностью следят за сохранением этой тайны, но в мире веками существовал — и продолжает существовать — орден тех, кто “знает истину”. С ними у церковных иерархов заключен “тайный договор” о молчании. Сюжет книги строится на том, что в силу некоторых обстоятельств этот договор нарушается и стороны вступают на путь прямого противостояния.

Наиболее потенциально опасным в “Коде да Винчи” представляется то, что все вышесказанное подается не просто как беллетристический вымысел, а с явной претензией на изложение реальных исторических фактов, на попытку сбросить “шелуху лжи”, которой якобы покрыла события священного прошлого христианская историография. При этом книга не выдерживает даже поверхностной научной критики. В ней допущено несколько сот исторических ошибок, а сама центральная “концепция”, как выяснили исследователи, заимствована из недавно опубликованных “скандальных” писаний, вышедших из-под пера авторов низкопробных брошюр на околоисторические темы для массового полуобразованного потребителя.

Фильм “Код да Винчи” (как и книга, по которой он снят) представляет собой откровенное надругательство над основами христианской веры, священными для нас событиями евангельской истории, Господом нашим Иисусом Христом и Его Церковью. Очень многими православными христианами он неизбежно воспринимается как акт духовной диверсии. В этом качестве выход в прокат фильма “Код да Винчи”, очевидно, вызовет вопросы правового характера. К тому же, увы, не может быть уверенности в том, что противодействие кощунственному акту, оскорбляющему чувства верующих, которые наравне со всеми должны пользоваться гарантией соблюдения своих прав, не породит крайних форм протеста, чреватых накалом страстей. В этом смысле картина является опасной провокацией, ориентированной на циничное извлечение максимальной выгоды из скандального проката, который повлечет за собой волну выступлений в защиту основ христианской веры. Подобные выступления уже охватили многие страны мира. Религиозные лидеры разных конфессий единодушны в своих оценках фильма Рона Ховарда. Правительства некоторых стран (причем не только христианских) уже пошли навстречу верующим согражданам и нашли возможность положить пределы широкому прокату фильма на территории своих государств.

Церковь по самой своей природе не имеет права отстраняться от необходимости защищать свободу совести представителей собственной многомиллионной паствы и оставлять без внимания событие, которое потенциально может вызвать эскалацию нездоровых страстей в современном обществе. Церковь вправе сказать со всей пастырской ответственностью, что “Бог поругаем не бывает” (Гал. 6, 7) и что всякий, совершивший грех оскорбления, кощунства, если не покается, понесет наказание от Бога не только в будущей жизни, но и в жизни земной.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me