Православные храмы

Храм апостолов Петра и Павла (у Дарницкого вокзала)

До революции неподалеку от Дарницкого железнодорожного узла стояла…

Колокольня Вознесенского Флоровского монастыря

Составная часть монастырского ансамбля XVIII—XIX вв. (ул.…

Храм преподобного Агапита Печерского (прихода иконы Божией Матери «Всецарица» на Троещине)

Деревянный храм в честь преподобного Агапита Печерского принадлежит…

Публикации

Священномученик Горазд, епископ Чешский и Моравско-Силезский

Священномученик Горазд (в миру Матей Павлик), был католическим священником.…

Социальная работа — важная часть миссии Церкви в мире

Исполняя свою спасительную миссию Церковь делает это не только в таинствах,…

Пасхальные угощения

В день Светлого Христова Воскресения на стол ставят особые — пасхальные блюда,…

kinopoiskВ мае 2006 г. с демонстрации на Каннском кинофестивале фактически начался мировой прокат нового фильма американского режиссера Рона Ховарда “Код да Винчи”, снятого по одноименной книге его соотечественника писателя Дэна Брауна. На кинофестивале в Каннах премьера картины, которой предрекали стать самой кассовой лентой сезона, не оправдала ожиданий. По окончании просмотра зрители не стали аплодировать, а некоторые выразили свистом свое разочарование. Жаль только, что провал премьеры был связан лишь с недостаточной “зрелищностью” фильма...

Успех книги предопределен тем, что в современной массовой культуре особо популярны “конспирологические” сюжеты, истории разнообразных всемирных “тайных заговоров”. Романы подобного рода, как правило, строятся на историях разоблачения злых козней заговорщиков — членов секретных “орденов”, которые из века в век таят от мира высшие мистические знания, заставляющие по-новому осмыслить весь путь человечества. Интерес к такой идеологической продукции основан на сформированной популярной культурой наших дней подмене фундаментальных религиозных ценностей, взывающих человека к напряженной и взыскательной внутренней духовной работе, их суррогатом, создающим иллюзию приобщенности к мистическим “тайнам мироздания” без необходимости брать на себя ответственность большую, чем та, что предполагается легковесной функцией потребителя “пикантных” сюжетов.

Книга “Код да Винчи”, равно как и снятый на ее основе фильм, представляет собой детектив именно такого рода. Однако у нее есть одна принципиальная особенность: роль тайного “ордена заговорщиков” здесь играет Церковь (в буквальном смысле — Католическая, однако для автора — человека с большими претензиями на научность подхода к истории, но при этом фактически глубоко невежественного, под именованием Римо-Католической подразумевается историческая Апостольская Церковь вообще). По Брауну, церковное священноначалие с самых ранних, апостольских времен сокрыло от своих чад главную “тайну” жизни Иисуса Христа: факт его женитьбы на Марии Магдалине, в результате чего у Спасителя якобы появилось потомство, представители которого играли важную роль в истории человечества на протяжении последующих веков (по кощунственной и плоской логике книги само именование Христа “Спасителем” кажется едва ли не бессмысленным, поскольку “истинным” духовным средоточием вселенной является “мать” и “жена” Мария Магдалина, к которой “взревновали” апостолы, решившие ради сохранения своей власти замолчать ее “настоящую” роль в истории). В романе повествуется о том, что на протяжении веков отголоски этой тщательно хранимой тайны жили в сознании христианской Европы. Свидетельство тому — средневековая и масонская мифология поисков Чаши Грааля. “Истинным” Граалем в романе выступает “знание” о “женитьбе” Иисуса и его “детях”, а также могила “жены” Христа. Вплоть до наших дней церковные верхи с “масонской” тщательностью следят за сохранением этой тайны, но в мире веками существовал — и продолжает существовать — орден тех, кто “знает истину”. С ними у церковных иерархов заключен “тайный договор” о молчании. Сюжет книги строится на том, что в силу некоторых обстоятельств этот договор нарушается и стороны вступают на путь прямого противостояния.

Наиболее потенциально опасным в “Коде да Винчи” представляется то, что все вышесказанное подается не просто как беллетристический вымысел, а с явной претензией на изложение реальных исторических фактов, на попытку сбросить “шелуху лжи”, которой якобы покрыла события священного прошлого христианская историография. При этом книга не выдерживает даже поверхностной научной критики. В ней допущено несколько сот исторических ошибок, а сама центральная “концепция”, как выяснили исследователи, заимствована из недавно опубликованных “скандальных” писаний, вышедших из-под пера авторов низкопробных брошюр на околоисторические темы для массового полуобразованного потребителя.

Фильм “Код да Винчи” (как и книга, по которой он снят) представляет собой откровенное надругательство над основами христианской веры, священными для нас событиями евангельской истории, Господом нашим Иисусом Христом и Его Церковью. Очень многими православными христианами он неизбежно воспринимается как акт духовной диверсии. В этом качестве выход в прокат фильма “Код да Винчи”, очевидно, вызовет вопросы правового характера. К тому же, увы, не может быть уверенности в том, что противодействие кощунственному акту, оскорбляющему чувства верующих, которые наравне со всеми должны пользоваться гарантией соблюдения своих прав, не породит крайних форм протеста, чреватых накалом страстей. В этом смысле картина является опасной провокацией, ориентированной на циничное извлечение максимальной выгоды из скандального проката, который повлечет за собой волну выступлений в защиту основ христианской веры. Подобные выступления уже охватили многие страны мира. Религиозные лидеры разных конфессий единодушны в своих оценках фильма Рона Ховарда. Правительства некоторых стран (причем не только христианских) уже пошли навстречу верующим согражданам и нашли возможность положить пределы широкому прокату фильма на территории своих государств.

Церковь по самой своей природе не имеет права отстраняться от необходимости защищать свободу совести представителей собственной многомиллионной паствы и оставлять без внимания событие, которое потенциально может вызвать эскалацию нездоровых страстей в современном обществе. Церковь вправе сказать со всей пастырской ответственностью, что “Бог поругаем не бывает” (Гал. 6, 7) и что всякий, совершивший грех оскорбления, кощунства, если не покается, понесет наказание от Бога не только в будущей жизни, но и в жизни земной.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me