Православные храмы

Храм Владимирской иконы Божией Матери (прихода мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии на Лукьяновке)

Первую Литургию под открытым небом на фундаменте будущего храма…

Крестовоздвиженская церковь на Подоле

Деревянная "на каменном фундаменте" приходская церковь Кожемяцкой…

Храм иконы Божией Матери «В родах Помощница» (в 1‑м роддоме, на Печерске)

Храм был открыт 8/21 декабря 2000 г., первый молебен отслужен 9/22…
Публикации

Научись слушать небо

24 сентября, в день памяти преподобного Силуана Афонского — автора многих…

Молитва Господня

В Писании содержится множество указаний на Небесную природу Христа. На то, что…

“За все благодарите...”

Каждый из нас, слушая евангельское повествование об исцелении десяти…

Густынский Свято-Троицкий монастырь

Gystinskij_monastir

К светлому празднику Святой Троицы множество богомольцев отправляется в паломничество по святым обителям Православной Руси — в Киев, Псков, Чернигов, на Валаам, в Сергиев Посад, Дивеево... На вопрос: “Далеко ли путь держите?” — слышится: “К батюшке Серафиму...”, “К Сергию Радонежскому...”, “К Кукше Одесскому...”, “К Антонию и Феодосию...”, “В Густыню, к Святой Троице...”

Густынь... Из поколения в поколение, из века в век привыкли люди нести сюда свои радости и горе, просить здесь о помощи и благодарить за утешение. Тот, кто посетит Густынскую обитель в День Святой Троицы, навсегда сроднится с этим благодатным местом и, оставляя его, будет долго вспоминать, как побывал в земном раю…

 

Первоначальное устройство монастыря

 Начало Густынскому монастырю  на Черниговщине было положено в 1600 г. Основателем обители был иеросхимонах Иоасаф. Иоасаф вместе с другим старцем, иеромонахом Афанасием, пришел с Афонской Горы и первоначально поселился в Киево-Печерской Лавре. Прожив здесь некоторое время, Афанасий, по благословению архимандрита Лавры Елисея, удалился для уединения за несколько верст от Киева вверх по Днепру, в местечко Межигорье. За Афанасием последовал старец Иоасаф. В Межигорье Афанасий, при участии Иоасафа, основал Межигорский монастырь, восстановив там обитель, которая существовала в Межигорье до нашествия на Киев хана Батыя. Афанасий был избран игуменом Спасо-Преображенского Межигорского монастыря. Иоасаф же, для распространения благочестия и славы Божией, пожелал устроить где-либо новый монастырь. С этой целью, взяв благословение игумена Афанасия и пригласив с собой двух иноков, иеромонаха Евфимия и монаха Геннадия, он удалился в заднепровскую сторону для поиска места, удобного для основания монастыря. Осмотрев разные местности по берегам реки Удая, старец остановил свой взор на острове Густынь. Этот уединенный, окруженный со всех сторон водой и покрытый густым, дремучим лесом остров представлял наилучшее место для монастырского иноческого жития.

Поселившись со своими учениками на острове, Иоасаф в самой густоте леса с молитвой водрузил крест, решившись на том месте основать иноческую обитель. Вскоре на остров начали собираться люди из многих мест и селились близ Иоасафа “ради монашеского жития и спасения”. Живя на острове и трудясь со своими учениками над построением келий и ограды, Иоасаф, по милости Божией, получал немалую помощь от окрестных жителей, которые снабжали его всем необходимым, деньгами и строительными материалами. Благодаря усердию и посильным жертвам жителей близлежащих сел, Иоасаф в 1614 г. соорудил малую деревянную церковь в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. К этому времени около Иоасафа собралось достаточное количество братии, которые пожелали иметь над собой настоятеля. Им был единодушно избран старец Иоасаф, уже принявший схиму.

Новосозданная обитель еще во многом нуждалась и требовала усиленных трудов по благоустроению. Но Иоасаф был уже стар, и устройство монастыря было не по его силам. Поэтому в помощь себе он избрал известного ему по уму и благочестию Исаию Копинского, игумена и настоятеля Антониевых пещер при Киево-Печерской Лавре, желая видеть его преемником по управлению Густынским монастырем. Исаия принял приглашение Иоасафа и по благословению архимандрита Лавры прибыл в Густынь. Обозрев и одобрив выбранное место для монастыря, Исаия испросил право на владение островом Густынью, находившимся в то время во владении князей Вишневецких. Для этого, по получении рекомендательных писем от Лубенских князей, бывших управляющими имений Вишневецких, — Симеона Лыко и Симеона Свяцкого — и от других знатных и влиятельных лиц, он отправился вместе с Иоасафом на Волынь к православному князю Михаилу Корыбуту Вишневецкому. Князь охотно исполнил просьбу Исаии и Иоасафа и в 1615 г. дал им грамоту на владение островом Густынью и другими местностями с находившимися в них пахотными землями, лесами, прудами и другими угодьями. После смерти князя Михаила Вишневецкого в 1615 г. грамота эта была подтверждена его супругой, княгиней Раиной (Ириной) Могилянской, происходившей из рода Молдавских господарей Могил, к которому принадлежал и известный Киевский митрополит Петр Могила.

Получив желанную грамоту на владение островом Густынью и другими угодьями, обеспечив обитель к дальнейшему существованию, Исаия приступил к строительству монастыря. Он построил несколько новых зданий, а при трапезе соорудил теплую церковь в честь Успения Богоматери с приделом в честь Рождества Богородицы. Исаия, заботясь о благоустройстве Густынского монастыря, в то же время созидал и устраивал два скита: Ладынский (в 1616 г.) и Мгарский, или Лубенский, (в 1619 г.). Скиты эти принадлежали Густынскому монастырю и от него получали все необходимое для своего существования. С течением времени они были обращены в самостоятельные обители.

Вскоре Густынский монастырь пережил тяжелые испытания. Пожарами 1625 и 1636 гг. были уничтожены почти все его строения. Но благодаря помощи Божией монастырь вскоре после пожаров вновь отстраивался.

В 1639 г. обитель посетил Киевский митрополит Петр Могила. Им был назначен новый игумен монастыря — Илия Торский. Митрополит осмотрел весь монастырь и поставил крест, назначив на этом месте строить новую великую и прекрасную церковь. В 1641 г. эта церковь была заложена и через три года освящена в честь Святой Живоначальной Троицы.

Густынскую обитель посещали также предстоятели Поместных Церквей: патриарх Иерусалимский Феофан (в 1621 г.) и патриарх Антиохийский Макарий (в 1654 г.).

При игумене Авксентии в 1671 г. случился третий пожар, уничтоживший Троицкую церковь, колокольню, келии и другие постройки. Уцелели лишь Успенская трапезная церковь и церковь во имя святых апостолов Петра и Павла.

В 1674 г. приступили к построению большой каменной пятиглавой Троицкой церкви — она была возведена гетманом Иваном Самойловичем на собственные средства. Троицкая церковь сохранилась до настоящего времени — как памятник усердия благочестивого гетмана и образец зодчества старинных украинских храмов. 23 мая 1675 г., в день Сошествия Святого Духа, этот храм был освящен в честь Пресвятой Живоначальной Троицы архиепископом Черниговским Лазарем (Барановичем), который при этом освящении рукоположил во иеромонаха пребывавшего в Густынской обители и украшавшего Густынь трудами и подвигами иеродиакона Димитрия, впоследствии славного светильника Русской Церкви, митрополита Ростовского, причисленного к лику святых.

Троицкая церковь стоит на телах невинных мучеников. Об этом факте Густынская летопись в общих чертах повествует следующее.

При одном из нападений на Малороссию врагов вблизи Густынской обители были убиты трое младенцев, тела которых были брошены в поле около монастыря. Трупы младенцев лежали три дня и три ночи, и ни зверь их не тронул, ни мороз не сковал: тела мучеников были мягки, хотя стояли холода и сыпал снег. Благочестивые христиане принесли тела этих невинных страдальцев в монастырь, где предали их земле. При постройке Троицкой церкви игумену явились во сне три младенца и сказали, что они перед Всевышним молятся за монастырь и за монастырскую братию. Игумен долго размышлял о видении. Наконец он поведал об этом старцу-иноку, который и рассказал о случае с тремя убиенными младенцами и указал место их погребения в монастыре. Игумен приказал разрыть могилы младенцев и вынуть из земли их гробы. Когда гробы были открыты, тела мучеников оказались нетленными. Святые останки были перенесены для погребения в более достойное место — туда, где строилась церковь: над могилами невинных страдальцев воздвигли алтарь в честь Святой Троицы.

Благодаря пожертвованиям, поступавшим в монастырь от добродетелей, и вследствие приобретений разных имущественных владений, к концу XVIII в. Густынская обитель была полностью благоустроена, считалась самой богатой из всех монастырей Малороссии и называлась в простонародье “второй Лаврой”.

Но это благоденствие обители продолжалось только до учреждения штатов для монастырей. В 1793 г. Густынский монастырь был упразднен.

 

Восстановление обители

Gustunskaja_ikonaМонастырь был восстановлен и вновь получил самостоятельность в 40-х годах XIX в. благодаря заботам и хлопотам преосвященного Гедеона, архиепископа Полтавского.

Открытие монастыря было торжественно совершено 15 мая 1844 г., в самый храмовый праздник, в День Святой Троицы. Все искренне и сердечно радовались такому духовному торжеству. С того дня в монастыре началось и совершалось ежедневно, по Уставу Церкви, богослужение.

В монастыре было пять храмов:

1. Главная, или соборная, церковь имела 2 придела: в честь Святой Троицы и во имя преподобного Иоанна Кущника. Церковь каменная, пятиглавая, крестообразная, коринфского ордера. В этом храме находилась икона Богоматери с Предвечным Младенцем на руках, именуемая Густынской.

2. Трапезная одноглавая церковь с одним престолом. Раньше называлась Успенской. В 1845 г., по случаю погребения под ней в склепе бывшего генерал-губернатора Малороссийского, генерала от кавалерии князя Николая Григорьевича Репнина, освящена в честь Воскресения Христова.

3. Пятиглавая церковь с престолом во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, превосходной архитектуры, греческого стиля.

4. Церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Над ней была каменная колокольня, а под ней — ворота, именуемые Никольскими. По преданию, она была выстроена на средства полковника Димитрия Горленко (так же, как и монастырская ограда и Петропавловская церковь).

5. Домовая церковь во имя великомученицы Варвары, которая была устроена в ограде над воротами к ярмарковой площади (“Варваринскими”) и соединена с настоятельским корпусом. По преданию, эта церковь была построена на средства Варвары Марковичевой. Иконы для иконостаса храма были написаны в Санкт-Петербурге художником Парченным в древневизантийском стиле.

В 1845 г., являясь членом археологической комиссии, Густынский монастырь посетил Т. Шевченко. Он сделал три акварели с видами монастыря.

 

Годы испытаний

Мирная жизнь монастыря закончилась после большевистского переворота 1917 г. В марте 1924 г. обитель была закрыта, а на ее территории разместили детскую коммуну для беспризорников, которая просуществовала до начала 40-х годов XX в. Памятники архитектуры приходили в упадок и разрушались, склепы и храмы подвергались разорению, ценнейшие иконы и шедевры церковного искусства уничтожались. Юные безбожники заходили в храмы, срывали иконы с иконостаса, били их, а спустя некоторое время рубили на дрова. Эта участь постигла и ценнейший иконостас, которым в 1654 г. восторгался архидиакон Павел Алеппский.

В начале 30-х годов было подготовлено постановление об уничтожении монастыря. Но благодаря усилиям Николая Макаренко и других деятелей науки и культуры мы можем и сейчас наслаждаться красотой этой жемчужины украинского барокко. Сын Макаренко Орест, участвовавший в исследованиях Густыни, в 1927 г. погиб на глазах у отца. Его похоронили в родовом склепе князей Репниных под Воскресенской церковью.

В начале 40-х годов на территории монастыря был размещен психоневрологический диспансер, просуществовавший до 1991 г.

В начале 1943 г. монахини закрытого Ладынского Покровского монастыря обратились в Прилукский старостат с прошением открыть Густынскую обитель. Разрешение на открытие монастыря последовало в июле 1943 г. Так мужской монастырь стал женской обителью, которую возглавила игумения Евстолия. Монастырь разместился в двухэтажном Варваринском корпусе. Богослужение совершалось в Воскресенской церкви.

В 1958 г., после смерти игумении Евстолии, монастырь возглавила игумения Рафаила. В это время начались новые гонения на Церковь. Немного времени отвел Бог монахиням для утешения в вере. Вскоре последовало очередное испытание. На праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в 1959 г. монастырь был закрыт, в третий раз за свою более чем трехсотлетнюю историю.

 

Четвертое возрождение

Более 30 лет Густынь была в запустении. И только в 1993 г. монастырь, новой настоятельницей которого стала игумения Вера, стал возрождаться. 17 декабря 1993 г., на праздник святой великомученицы Варвары в Воскресенском храме был освящен престол и совершена  первая Божественная литургия. Затеплилась еще одна лампада молитвенного предстательства за род человеческий. Начался новый отсчет времени обители, новая летопись Густынского монастыря. Подобно древним подвижникам благочестия, первому игумену монастыря Иоасафу, митрополиту Исаие Копинскому, игумения Вера вместе с сестрами обители взялась за тяжелое, но святое дело восстановления разрушенной обители.

Многие молитвенники, достигшие святости еще при жизни на земле, подвизались в Густынской обители. Одна из лип в саду монастырской ограды хранит на своем стволе чудесным образом запечатленное имя монаха Илии и час его кончины как знак праведной и благочестивой жизни. В Свято-Никольской церкви восстановлена келия последнего затворника — старца Алексия, почившего в первой трети XX в. и захороненного с южной стороны Свято-Троицкого собора. Каждый входящий в келью вдыхает благоухание, а взяв с собой с пола земельки, исцеляется по святым молитвам старца.

Большим событием в жизни Густынского монастыря стало празднование 400-летия со дня основания обители и посещение ее Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Владимиром. На молитвенную память о своем посещении и для укрепления насельниц монастыря Его Блаженство наградил игумению Веру юбилейной медалью, преподнес в дар обители Евхаристический набор и древнюю икону Святой Троицы.

400 лет стоит Густынский монастырь. Его сжигали, уничтожали, стирали с лица земли, но он — воскресал. 400 лет всем православным христианам, всем живущим на земле — грешным и праведным, уставшим от каждодневных бед и трудностей, уже почти разуверившимся, несет он Любовь и Веру, дает Надежду. Поклонимся же ему.

Подготовила Людмила Несена

 
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu