Православные храмы

Храм благоверного князя Ярослава Мудрого на Березняках

Строительство храма святого благоверного князя Ярослава Мудрого на…

Храм апостолов Петра и Павла (у Дарницкого вокзала)

До революции неподалеку от Дарницкого железнодорожного узла стояла…

Свято-Воскресенский храм Флоровского монастыря

В комплексе сооружений Флоровского монастыря этот храм считался…

Публикации

Православный взгляд на единство Церкви. Флорентийская уния и св. Марк Ефесский

Вопрос единства, воссоединения христиан и ликвидации разделения Восточной и…

Размышления перед Великим постом

Православная Церковь, как чадолюбивая мать, постепенно готовит верных своих ко…

Свеча милосердия

С первой недели Великого поста в храмах Киева началась акция “Свеча…

PredstojateljНа вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви


?Почему первородный грех называется именно так?

Словосочетанием “первородный грех” принято обозначать грех прародителей, который повредил первозданную человеческую природу и, как следствие, распространился от Адама и Евы на всех их потомков. Основанием для такого богословского утверждения являются слова святого апостола Павла: “Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили” (Рим. 5, 12).

Учение о первородном грехе обосновывает необходимость Искупителя Иисуса Христа и Его крестной Жертвы. В Таинстве Крещения благодатью Святаго Духа изглаживается первородный грех. “Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни... Итак да не царствует грех в смертном вашем теле” (Рим. 6, 3–4, 12). Поэтому Православная Церковь, в соответствии с древней традицией, считает необходимым крещение младенцев.

 

?Какие грехи совершает человек, в чем ему следует каяться прежде всего?

Поскольку главные заповеди, о которых сказал Иисус Христос: “Возлюби Господа Бога твоего” и “Возлюби ближнего твоего”, — то в совершении этих грехов прежде всего и надо каяться.

Грехи против Бога. Сомнение в вере. Леность в молитве и рассеянность во время нее. Нехождение в храм, редкое приступление к Исповеди и Причастию. Лицемерие в почитании Бога. Хула на Бога или ропот в душе и на словах. Насмешки над святынями.

Грехи против ближнего. Неусердие к своей должности, работе, к порученному обязательству. Пересуды, клевета. Напрасные подозрения в отношении ближних. Убийство. Непочтение к старшим по возрасту или положению. Непочтение к родителям. Отсутствие заботы о детях. Вражда в семейной жизни.

Не станем перечислять все грехи, каждый христианин может найти в любой книжной лавке при монастыре или приходском храме соответствующую литературу и, конечно же, посоветоваться со священником.

 

?Все ли грехи следует перечислять на исповеди или достаточно назвать самые тяжелые?

Безусловно, грехи на исповеди следует назвать все — и малые, с вашей точки зрения, и большие. Если хотя бы один грех, который вы знаете за собой, останется неисповеданным, нераскрытым, вы совершите сугубый (то есть двойной) грех.

 

?Бывает, что человек не помнит какого-то своего греха и поэтому не говорит о нем на исповеди. Будет ли этот, забытый, грех и впредь отягощать совесть человека перед Господом?

Церковь не порицает неисповедование тех грехов, о которых по той или иной причине (совершены в детстве, очень давно) человек действительно не помнит. Наверное, такие грехи есть у каждого из нас. Для того чтобы очистить душу и от них тоже, на протяжении Великого поста в храмах совершается Таинство Елеосвящения (Соборования).

 

?Существует ли различие между покаянием и исповедью?

Исповедь — это только часть покаяния, причем завершающая. Само же покаяние состоит из нескольких ступеней.

Первая ступень — осознание своих грехов. Человек должен вспомнить все грехи, совершенные им с момента последней исповеди (или, если он исповедуется впервые, с момента Крещения), и осознать серьезность каждого из них.

Вторая ступень — сокрушение, печаль о совершенных грехах.

Третья ступень — решимость избежать в будущем повторения своих ошибок.

И только четвертая ступень — непосредственно исповедь.

 

?Если человек знает за собой грех, но имеет и объяснение, отчего ему пришлось этот грех совершить, можно ли привести эти “смягчающие обстоятельства” в качестве своего оправдания на исповеди?

Не стоит объяснять священнику, почему вы совершили тот или иной грех, важно лишь то, что вы готовы в будущем не повторять подобных деяний. У каждого из нас, наверное, есть оправдательные причины наших грехов, только в одних и тех же обстоятельствах разные люди действуют по-разному: кто-то согрешит, а кто-то сумеет удержаться от греха.

 

?Можно ли быть уверенным, что сказанное человеком на исповеди действительно останется известным только ему и священнику, который эту исповедь принял?

Безусловно. Личная исповедь не случайно именуется тайной. Никогда, ни при каких обстоятельствах, включая самые тяжелые, священник не может допустить прямого или косвенного разглашения тайны Исповеди, раскрытия исповеданных грехов перед другими лицами — таково непреложное правило Церкви. То, что вы скажете на исповеди, будет известно только священнослужителю и невидимо присутствующему при совершении Таинства Покаяния Господу.

 

?Если Бог вездесущ, почему нельзя исповедоваться ему лично? Для чего на исповеди нужен священник, ведь он такой же человек, как и тот, кто пришел к нему каяться?

Священник — не судия, он просто помощник в вашей исповеди. Но именно священник, и только священник, имеет право разрешить кающегося от его грехов, снять с его души тяжесть совершенных поступков. Каждый священник обладает властью, данной Иисусом Христом Своим апостолам (см.: Мф. 16, 19) и по преемству передаваемой ему при рукоположении его в сан. Без разрешительной молитвы, прочитанной над вами священником, ваша исповедь не может быть завершена.

 

?Можно ли исповедоваться в письменной форме?

Такая практика в храмах существует. Если вы чувствуете, что не сумеете внятно и коротко рассказать батюшке о своих грехах, напишите их накануне на листе бумаги и подайте священнику во время исповеди. Изучив ваши записи, батюшка прочитает над вами разрешительную молитву. Перечень грехов после этого следует уничтожить — разорвать листок, а еще лучше — сжечь его.

Хотя и письменная исповедь признается действительной, все-таки намного лучше будет, если вы принудите себя говорить о своих грехах вслух, в самом этом поступке, в том, что вы решились, несмотря на чувство неловкости (а оно всегда присутствует в первое время на исповеди), сделать это, пересилив свою гордыню, уже заключается великая школа христианского смирения.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua