Православные храмы

Церковь Казанской иконы Божией Матери Флоровского монастыря

Церковь является более поздним элементом в комплексе Флоровского…

Храм святителя Николая Мирликийского (в 17‑й больнице)

Территория, занимаемая 17‑й больницей, до революции принадлежала…

Храм преподобного Симеона Столпника (в Петропавловской Борщаговке)

Время возникновения Петропавловского монастыря на Борщаговке не…
Публикации

Малое освящение воды

В Православной Церкви существует несколько чинов водоосвящения, из которых чаще…

Православ’я — джерело української культури та освіти

Сучасна суспільна, духовна та економічна ситуація в Україні потребує поєднання…

В сердце Гуцульщины сохранился самый древний в Украине обряд колядования

От Рождества до Крещения в селе Криворивня Верховинского района…

“Где дети, там и ангелы Божии”

Deti“Дети! Какое бесценное сокровище вручает нам Бог в лице малых сих! Не напрасно детские души называли ангельскими: из святой купели Крещения наши дети выходят чистыми, чуждыми греха прародительского, невинными существами. Вспомните слово Христово: “Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Мф. 18, 3). Ведь о детях Господь сказал и сие: “Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного” (Мф. 18, 10). Где дети, там и Ангелы Божии. Как же мы должны беречь это сокровище — детскую душу!..” Епископ Никон (Рождественский).

 

“Образование” — от слова “Образ”

Сегодня перед Церковью встает огромная задача: оградить детей от потоков лжи, рассеять предубеждения, уберечь от всего, посягающего на наши святыни, и, самое главное, раскрыть для них богатейшую сокровищницу церковной жизни во всей безграничной полноте и красоте. Труднейшая эта задача чрезвычайно сближает священников, учителей и родителей в деле религиозного образования и воспитания.

Православная вера дает нам глубочайшее понимание того, что есть образование. Слово “образование” происходит от слова “образ”. Задача образования  — раскрыть в человеке образ Божий, помочь ему стать подобным этому образу, увидеть отблески образа Божия в Его чудесах, творениях, в Его законе любви. И начинать такое образование нужно с самого раннего детства. “Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творят только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуется Бог и люди”, — пишет великий проповедник IV в. святитель Иоанн Златоуст.

Самое высокое в человеке, бесконечно превосходящее его самого и в то же время сокровенное в нем, — образ Божий — приоткрывается для любящего взора матери или учителя в каждом ребенке. Мы можем только готовить почву и бросать зерна, мы можем только с трепетом следить за великим таинством возрастания в жизнь вечную и смиренно молиться, “ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение” (1 Кор. 3, 9).

В новейшей культуре, по мнению выдающегося педагога XX в. В. В. Зеньковского, тема воспитания оторвалась от темы спасения, и это оказало  роковое влияние на развитие педагогики. Воспитание ребенка ставится вне связи с темой о спасении, подготовка ребенка к жизни в этом мире — вне связи с подготовкой его к жизни вечной. И задача родителей, педагогов и богословов — соединить эти две темы воедино, восстановить религиозное воспитание подрастающего поколения.

 

Воспитание религиозного чувства

Формирование человека как нравственной личности начинается очень рано, и не напрасно с давних пор будущую мать так оберегали от всяких нравственных потрясений: нравственное состояние матери далеко небезразлично и для пребывающего во чреве младенца. Заметим, что и Пресвятая Дева Мария, и великие святые родились у матерей, которые вымолили их у Бога и вынашивали с постоянной и усердной молитвой. Природа младенца, подготовленная верой родителей, очень рано становится способной познавать Бога и почитать Его как Небесного Отца.

Православная Церковь, может быть, в большей мере, нежели другие христианские конфессии, осознает важность самого раннего возраста жизни. В течение первых недель жизни младенец знакомится с тремя Таинствами Церкви — Крещения, Миропомазания и Причащения. Церковь наделяет младенца благодатью и защищает его от зла задолго до того, как в нем пробудится разум и сознание.

Православный опыт придает особое значение религиозному воспитанию до сознательной поры. И великий подвижник святитель Феофан Затворник в творении “Путь ко спасению” останавливается на значении Крещения, говоря, что через Крещение в младенце полагается семя жизни во Христе, которое до времени действует в нем как образующая сила. Но врожденное религиозное чувство и данная в Крещении благодать нуждаются в помощи родителей, восприемников, наставников для того, чтобы расти и принести плод. Неверие, небрежность, нечестие и недобрая жизнь родителей могут сделать тщетными все усилия по воспитанию. Главное средство благодатного воздействия на душу младенца — частое посещение храма и Причащение.

Детский возраст — пора живых впечатлений, жизни сердца, а не рассудка  и самое удобное время для воспитания религиозных чувств. Помочь ребенку ощутить реальность Бога — это цель всей нашей жизни. Никакие учебники, никакие уроки и поучения сами по себе не могут привить этого чувства.

 

Семья — школа христианских добродетелей

О моральных нормах ребенок впервые узнает в семье. И добиться успеха в нравственном воспитании легче, когда в семье царят отношения любви, искренности и доверия. Семья является главным проводником религиозных чувств и этим обусловлено ее исключительное место в воспитании ребенка. Чувство благоговения к святыне, почтения к родителям, уважения к ближним, ко всем людям, ко всему живому, чувство удивления перед величием и таинственностью окружающего нас мира и забота об этом мире, чувство милосердия, сострадания и жертвенной готовности оказать помощь ближнему — все это должно прививаться детям с раннего возраста.

По словам блаженного Августина, дети дарованы Господом родителям и поэтому они в первую очередь и строже всех должны будут дать ответ за их души. И апостол Павел наставляет родителей: “Воспитывайте детей ваших в учении и наставлении Господнем” (см.: Еф. 6, 4).

Семья есть первичная школа христианских добродетелей, она призвана передавать знания о вере детям, прежде всего малышам, которые именно дома узнают о Боге, о жизни Иисуса Христа на земле, о молитве и церковном богослужении, о праздниках и великих святых. Семя веры, брошенное в детскую душу, говорит Ф. М. Достоевский, живет в душе человека в течение всей его жизни, таится в нем и среди мрака его грехов, — как светлая точка, как великое напоминание о Великом Страдальце.

Вырастая, дети большую часть своего времени проводят в школе, которая и занимается их воспитанием, в то время как родители уделяют ребенку в день чуть больше получаса. Современные светская школа и общество истребляют в ребенке, в юноше, девушке, во взрослом человеке сознание греха, само представление о добре и зле. Над этим усердно и непрестанно “трудится” телевидение, не уступают ему и прочие средства массовой информации. Роль семьи при этом становится очень ответственной и серьезной: ее духовные силы могут оказаться особенно ценными для подростка, если только семья духовно не распалась, если она еще живет общей духовной жизнью.

Христианское воспитание детей должно начинаться с работы родителей над собой. Если у них с годами будет расти их собственное религиозное сознание и укрепляться церковность, то вслед за ними будут духовно расти и дети. Жизнь есть движение вперед, развитие, рост. Чтобы дети приобщились к религиозной жизни, надо, чтобы эта жизнь существовала и у их родителей.

Можно уподобить детей растениям, которые Бог вручил их родителям, как садовникам. И если те привьют им добрые ростки церковности, позаботятся о том, чтобы они росли на доброй почве христианской семьи и православного быта, если будут заботиться об искоренении сорняков, способных заглушить все доброе, и поливать их живой водой Слова Божия, то тем самым они выполнят свой долг — себе на радость и в утешение.

Подготовлено Синодальным отделом УПЦ по делам молодежи

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu