Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (на водах)

Инициатива строительства уникального храма на Днепре принадлежала…

Храм святителя Николая Мирликийского (на Подоле)

Храм свт. Николая был построен в первой четверти XII в. на…
Публикации

“Неусыпный труд все препятствия преодолевает”. История Aмериканской Православной Церкви

После продажи в 1867 г. Аляски Соединенным Штатам подавляющее большинство…

Відродження Чорнобиля

Чорнобиль — це не тільки опалена у 1986 році атомом земля, це земля древлян —…

“Властелин колец” и христианство, или Заповедь о любви к врагам

Справка. В основе сюжета произведения — борьба добра со злом на фоне…

“Где дети, там и ангелы Божии”

Deti“Дети! Какое бесценное сокровище вручает нам Бог в лице малых сих! Не напрасно детские души называли ангельскими: из святой купели Крещения наши дети выходят чистыми, чуждыми греха прародительского, невинными существами. Вспомните слово Христово: “Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Мф. 18, 3). Ведь о детях Господь сказал и сие: “Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного” (Мф. 18, 10). Где дети, там и Ангелы Божии. Как же мы должны беречь это сокровище — детскую душу!..” Епископ Никон (Рождественский).

 

“Образование” — от слова “Образ”

Сегодня перед Церковью встает огромная задача: оградить детей от потоков лжи, рассеять предубеждения, уберечь от всего, посягающего на наши святыни, и, самое главное, раскрыть для них богатейшую сокровищницу церковной жизни во всей безграничной полноте и красоте. Труднейшая эта задача чрезвычайно сближает священников, учителей и родителей в деле религиозного образования и воспитания.

Православная вера дает нам глубочайшее понимание того, что есть образование. Слово “образование” происходит от слова “образ”. Задача образования  — раскрыть в человеке образ Божий, помочь ему стать подобным этому образу, увидеть отблески образа Божия в Его чудесах, творениях, в Его законе любви. И начинать такое образование нужно с самого раннего детства. “Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творят только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуется Бог и люди”, — пишет великий проповедник IV в. святитель Иоанн Златоуст.

Самое высокое в человеке, бесконечно превосходящее его самого и в то же время сокровенное в нем, — образ Божий — приоткрывается для любящего взора матери или учителя в каждом ребенке. Мы можем только готовить почву и бросать зерна, мы можем только с трепетом следить за великим таинством возрастания в жизнь вечную и смиренно молиться, “ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение” (1 Кор. 3, 9).

В новейшей культуре, по мнению выдающегося педагога XX в. В. В. Зеньковского, тема воспитания оторвалась от темы спасения, и это оказало  роковое влияние на развитие педагогики. Воспитание ребенка ставится вне связи с темой о спасении, подготовка ребенка к жизни в этом мире — вне связи с подготовкой его к жизни вечной. И задача родителей, педагогов и богословов — соединить эти две темы воедино, восстановить религиозное воспитание подрастающего поколения.

 

Воспитание религиозного чувства

Формирование человека как нравственной личности начинается очень рано, и не напрасно с давних пор будущую мать так оберегали от всяких нравственных потрясений: нравственное состояние матери далеко небезразлично и для пребывающего во чреве младенца. Заметим, что и Пресвятая Дева Мария, и великие святые родились у матерей, которые вымолили их у Бога и вынашивали с постоянной и усердной молитвой. Природа младенца, подготовленная верой родителей, очень рано становится способной познавать Бога и почитать Его как Небесного Отца.

Православная Церковь, может быть, в большей мере, нежели другие христианские конфессии, осознает важность самого раннего возраста жизни. В течение первых недель жизни младенец знакомится с тремя Таинствами Церкви — Крещения, Миропомазания и Причащения. Церковь наделяет младенца благодатью и защищает его от зла задолго до того, как в нем пробудится разум и сознание.

Православный опыт придает особое значение религиозному воспитанию до сознательной поры. И великий подвижник святитель Феофан Затворник в творении “Путь ко спасению” останавливается на значении Крещения, говоря, что через Крещение в младенце полагается семя жизни во Христе, которое до времени действует в нем как образующая сила. Но врожденное религиозное чувство и данная в Крещении благодать нуждаются в помощи родителей, восприемников, наставников для того, чтобы расти и принести плод. Неверие, небрежность, нечестие и недобрая жизнь родителей могут сделать тщетными все усилия по воспитанию. Главное средство благодатного воздействия на душу младенца — частое посещение храма и Причащение.

Детский возраст — пора живых впечатлений, жизни сердца, а не рассудка  и самое удобное время для воспитания религиозных чувств. Помочь ребенку ощутить реальность Бога — это цель всей нашей жизни. Никакие учебники, никакие уроки и поучения сами по себе не могут привить этого чувства.

 

Семья — школа христианских добродетелей

О моральных нормах ребенок впервые узнает в семье. И добиться успеха в нравственном воспитании легче, когда в семье царят отношения любви, искренности и доверия. Семья является главным проводником религиозных чувств и этим обусловлено ее исключительное место в воспитании ребенка. Чувство благоговения к святыне, почтения к родителям, уважения к ближним, ко всем людям, ко всему живому, чувство удивления перед величием и таинственностью окружающего нас мира и забота об этом мире, чувство милосердия, сострадания и жертвенной готовности оказать помощь ближнему — все это должно прививаться детям с раннего возраста.

По словам блаженного Августина, дети дарованы Господом родителям и поэтому они в первую очередь и строже всех должны будут дать ответ за их души. И апостол Павел наставляет родителей: “Воспитывайте детей ваших в учении и наставлении Господнем” (см.: Еф. 6, 4).

Семья есть первичная школа христианских добродетелей, она призвана передавать знания о вере детям, прежде всего малышам, которые именно дома узнают о Боге, о жизни Иисуса Христа на земле, о молитве и церковном богослужении, о праздниках и великих святых. Семя веры, брошенное в детскую душу, говорит Ф. М. Достоевский, живет в душе человека в течение всей его жизни, таится в нем и среди мрака его грехов, — как светлая точка, как великое напоминание о Великом Страдальце.

Вырастая, дети большую часть своего времени проводят в школе, которая и занимается их воспитанием, в то время как родители уделяют ребенку в день чуть больше получаса. Современные светская школа и общество истребляют в ребенке, в юноше, девушке, во взрослом человеке сознание греха, само представление о добре и зле. Над этим усердно и непрестанно “трудится” телевидение, не уступают ему и прочие средства массовой информации. Роль семьи при этом становится очень ответственной и серьезной: ее духовные силы могут оказаться особенно ценными для подростка, если только семья духовно не распалась, если она еще живет общей духовной жизнью.

Христианское воспитание детей должно начинаться с работы родителей над собой. Если у них с годами будет расти их собственное религиозное сознание и укрепляться церковность, то вслед за ними будут духовно расти и дети. Жизнь есть движение вперед, развитие, рост. Чтобы дети приобщились к религиозной жизни, надо, чтобы эта жизнь существовала и у их родителей.

Можно уподобить детей растениям, которые Бог вручил их родителям, как садовникам. И если те привьют им добрые ростки церковности, позаботятся о том, чтобы они росли на доброй почве христианской семьи и православного быта, если будут заботиться об искоренении сорняков, способных заглушить все доброе, и поливать их живой водой Слова Божия, то тем самым они выполнят свой долг — себе на радость и в утешение.

Подготовлено Синодальным отделом УПЦ по делам молодежи

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu