Православные храмы

Пантелеимоновский собор, Феофания

Главный храм Пантелеимоновского женского монастыря города Киева, один…

Храм святителя Николая Мирликийского (в приемнике-распределителе для несовершеннолетних ГУВД в Киеве)

В этом храме несут послушание священнослужители Петропавловского…

Храм апостолов Петра и Павла (у Дарницкого вокзала)

До революции неподалеку от Дарницкого железнодорожного узла стояла…
Публикации

Юбилей возрождения Валаамской обители 15 лет

В конце 2004 г. 15-летие своего возрождения отметил один из крупнейших в мире…

Благотворное сотрудничество

30 октября — 2 ноября 2006 г. в Москве состоялся Второй международный фестиваль…

Образование и воспитание в Украине: от принудительного атеизма к разумной светскости

 

konferentsiaВ этом году в работе Международной научно-практической конференции “Национальная система образования и воспитания в Украине: история, теория, практика” приняли участие не только педагоги, но и представители Церкви. Особое внимание собравшихся привлек доклад Преосвященнейшего Филиппа (Осадченко), Епископа Полтавского и Кременчугского, Председателя Синодального отдела религиозного образования, катихизации и миссионерства Украинской Православной Церкви.

Ввиду важности темы диалога Церкви и государства в сфере образования публикуем сокращенный вариант этого доклада.

 

Формы религиозного образования

Религиозное образование и воспитание, с точки зрения Украинской Православной Церкви, существует в двух формах, каждая из которых имеет право на существование и играет специфическую роль в формировании целостного мировоззрения подрастающего поколения.

Первая, “классическая”, форма — через церковную проповедь и изучение Слова Божия, через участие в общей и семейной молитве, через посещение специальных учебных заведений, таких как воскресные школы, кружки и т. п., дети, подростки и молодежь не только приобретают знания о Боге, но и овладевают опытом личностного богообщения, благочестивой жизни, воспитывают и преображают свое сердце, совершенствуются духовно.

Вторая форма становится актуальной именно сегодня. Это религиозное образование и воспитание в системе светского образования. Ныне в Украине встал вопрос о введении в системе среднего образования преподавания предмета, который знакомил бы учеников с традиционными нравственными ценностями христианства, формировал бы представление о добродетелях и грехах, допустимом и недопустимом. Инициатором введения такого предмета выступил лично Президент Украины Виктор Андреевич Ющенко.

Была образована совместная комиссия из педагогов, научных работников и представителей Церквей и религиозных организаций. По предварительным итогам работы комиссии было предложено назвать предмет “Основы христианской этики”.

 

Традиции ведущих стран

Религиозное образование и воспитание в светской образовательной системе основывается на законодательстве Украины, одобренных Украиной международных правовых актах и традиции цивилизованных стран.

В мире существует множество моделей светского образования в государственных (муниципальных) школах. Но, несмотря на разнообразие форм воплощения принципа светскости образования, важно отметить главное: ни одна из них не означает возведения атеизма в ранг государственной идеологии. Цивилизованные государства мира твердо стоят на позициях традиционности образования, в частности присутствия в нем христианского компонента.

Так что преподавание основ христианской этики — это не вторжение Церкви в дело образования, а восстановление равновесия в деле образования и воспитания.

 

О соотношении религиозного и научного образования

Религиозное образование и воспитание не противоречит принципам научности образования и светскости государства и должно освещаться по меньшей мере наравне с другими мировоззренческими теориями.

В советское время официальной государственной идеологией был провозглашен атеизм. Он же получил название “научного мировоззрения” — в противовес мировоззрению христианскому, которое априори клеймилось как “ненаучное”.

Основная мировоззренческая доминанта современного образования по сути своей также атеистическая. К сожалению, учащемуся не предоставлена возможность выбора между атеизмом и христианской позицией. Только при условии признания за учащимися права выбирать, какого именно мнения придерживаться в вопросах мировоззрения, только при условии предоставления детям и молодежи компетентной и беспристрастной информации о христианском мировосприятии мы можем ожидать появления нового поколения истинно образованных людей.

 

Этики без религии не существует

Абсолютно безрелигиозных этических, аксиологических и т. д. систем не существует. Все живые этические системы основываются на системах религиозных. И если попробовать изобрести “общую этику”, то такое начинание обречено на провал. “Общая этика” настолько же призрачна, насколько и нетрадиционна.

Целомудренный и смиренный, миролюбивый и терпимый, свободолюбивый украинский народ стал таким, ибо формировался на основах христианских этических принципов. И поэтому часто предлагаемое преподавание “этики вообще” является нетрадиционным для Украины с ее глубоко христианскими менталитетом, аксиологией и этикой.

 

О кадрах

Преподавание предмета, формирующего мировоззрение, нуждается в высоком профессионализме и осведомленности во многих вопросах, которые выходят за границы собственно этики. Поэтому необходимо проводить целенаправленную подготовку преподавателей по новой квалификации — “преподаватель христианской этики” — или предоставить возможность преподавать христианскую этику выпускникам духовных учебных заведений, имеющим педагогическое образование.

Церковь готова к тесному сотрудничеству с системой образования в методическом обеспечении подготовки указанных специалистов.

 

Роль Церкви

В религиозном образовании и воспитании Церковь должна выступать в роли эксперта и консультанта программ в части, касающейся изложения как вероучительных, так и нравственных аспектов христианства.

Именно Церковь может определить приоритеты преподавания, проводить экспертизу программ относительно их соответствия основным вероучительным и нравственным принципам христианского учения.

 

Ориентация на традиции

Религиозное образование и воспитание должно основываться на принципе традиционности. Исторический облик Украины и менталитет украинцев сформировались под влиянием византийского христианства. Храмы, духовная музыка, азбука, некогда созданная святыми Кириллом и Мефодием, народные пословицы — все это составляет не просто историческое достояние, но часть бытия Украины и украинцев. Таким образом, ориентация на традиции дает возможность воспитывать истинного патриота, опирающегося на нравственные ценности, которые являются достоянием нашего народа.

В то же время следует знакомить учащихся и с основными нехристианскими традициями. Это необходимо для предоставления ребенку возможности выбора и сознательного отношения к определенным нравственным постулатам.

 

Принцип культурологичности

Одним из краеугольных камней религиозного образования и воспитания в системе светского образования есть принцип культурологичности. Этика в контексте украинской культуры сможет приобщить ребенка и к глубинам украинского бытия, и к высотам христианской морали. А культура даст возможность проследить действие Промысла Божия по отношению к нашему родному краю, а также увидеть плоды как христианского мировоззрения, так и попыток жить без Христа.

 

Примирение и формирование гражданского общества

Воспитанные на традиционных для Украины христианских нравственных принципах, на основах твердости в вере, но в то же время и уважения к чужому мнению, граждане будущей Украины смогут выбирать правильную тактику и находить мирный выход из многих конфликтных ситуаций. Осознание себя детьми Божими даст возможность всем чувствовать единство и братство, глубинную духовную связь во Христе: “Все вы одно в Христе Иисусе” (Гал. 3, 28).

Однако наивысшая наша цель — чтобы каждый мог услышать о том, что “так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3, 16). Наш идеал — “все и во всем Христос” (Кол. 3, 11).

 
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu