Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Храм размещается в приспособленном помещении. Ведется строительство…

Храм новомучеников и исповедников Русских (на Лукьяновском кладбище)

С XIX в. на Лукьяновском кладбище был деревянный храм вмц. Екатерины.…

Храм великомученика Георгия Победоносца (в госпитале МВД)

Расположена на территории Центрального госпиталя МВД Украины на…
Газон цена ташкент
газон под любой бюджет. Узнайте цену
hydra.by

Публикации

Преподобный Иоанн Дамаскин: О почитании Креста Христова

Слово крестное для нас есть сила Божия (1 Кор. 1, 18) — потому, что через него…

“Мы были готовы пойти на страдания”.

17 октября настоятелю Покровского храма столицы, что на Приорке, протоиерею…

Цей дивний Новий рІк

Як відомо, у 1918 році в Росії запровадили так званий новий (григоріанський)…

 

konferentsiaВ этом году в работе Международной научно-практической конференции “Национальная система образования и воспитания в Украине: история, теория, практика” приняли участие не только педагоги, но и представители Церкви. Особое внимание собравшихся привлек доклад Преосвященнейшего Филиппа (Осадченко), Епископа Полтавского и Кременчугского, Председателя Синодального отдела религиозного образования, катихизации и миссионерства Украинской Православной Церкви.

Ввиду важности темы диалога Церкви и государства в сфере образования публикуем сокращенный вариант этого доклада.

 

Формы религиозного образования

Религиозное образование и воспитание, с точки зрения Украинской Православной Церкви, существует в двух формах, каждая из которых имеет право на существование и играет специфическую роль в формировании целостного мировоззрения подрастающего поколения.

Первая, “классическая”, форма — через церковную проповедь и изучение Слова Божия, через участие в общей и семейной молитве, через посещение специальных учебных заведений, таких как воскресные школы, кружки и т. п., дети, подростки и молодежь не только приобретают знания о Боге, но и овладевают опытом личностного богообщения, благочестивой жизни, воспитывают и преображают свое сердце, совершенствуются духовно.

Вторая форма становится актуальной именно сегодня. Это религиозное образование и воспитание в системе светского образования. Ныне в Украине встал вопрос о введении в системе среднего образования преподавания предмета, который знакомил бы учеников с традиционными нравственными ценностями христианства, формировал бы представление о добродетелях и грехах, допустимом и недопустимом. Инициатором введения такого предмета выступил лично Президент Украины Виктор Андреевич Ющенко.

Была образована совместная комиссия из педагогов, научных работников и представителей Церквей и религиозных организаций. По предварительным итогам работы комиссии было предложено назвать предмет “Основы христианской этики”.

 

Традиции ведущих стран

Религиозное образование и воспитание в светской образовательной системе основывается на законодательстве Украины, одобренных Украиной международных правовых актах и традиции цивилизованных стран.

В мире существует множество моделей светского образования в государственных (муниципальных) школах. Но, несмотря на разнообразие форм воплощения принципа светскости образования, важно отметить главное: ни одна из них не означает возведения атеизма в ранг государственной идеологии. Цивилизованные государства мира твердо стоят на позициях традиционности образования, в частности присутствия в нем христианского компонента.

Так что преподавание основ христианской этики — это не вторжение Церкви в дело образования, а восстановление равновесия в деле образования и воспитания.

 

О соотношении религиозного и научного образования

Религиозное образование и воспитание не противоречит принципам научности образования и светскости государства и должно освещаться по меньшей мере наравне с другими мировоззренческими теориями.

В советское время официальной государственной идеологией был провозглашен атеизм. Он же получил название “научного мировоззрения” — в противовес мировоззрению христианскому, которое априори клеймилось как “ненаучное”.

Основная мировоззренческая доминанта современного образования по сути своей также атеистическая. К сожалению, учащемуся не предоставлена возможность выбора между атеизмом и христианской позицией. Только при условии признания за учащимися права выбирать, какого именно мнения придерживаться в вопросах мировоззрения, только при условии предоставления детям и молодежи компетентной и беспристрастной информации о христианском мировосприятии мы можем ожидать появления нового поколения истинно образованных людей.

 

Этики без религии не существует

Абсолютно безрелигиозных этических, аксиологических и т. д. систем не существует. Все живые этические системы основываются на системах религиозных. И если попробовать изобрести “общую этику”, то такое начинание обречено на провал. “Общая этика” настолько же призрачна, насколько и нетрадиционна.

Целомудренный и смиренный, миролюбивый и терпимый, свободолюбивый украинский народ стал таким, ибо формировался на основах христианских этических принципов. И поэтому часто предлагаемое преподавание “этики вообще” является нетрадиционным для Украины с ее глубоко христианскими менталитетом, аксиологией и этикой.

 

О кадрах

Преподавание предмета, формирующего мировоззрение, нуждается в высоком профессионализме и осведомленности во многих вопросах, которые выходят за границы собственно этики. Поэтому необходимо проводить целенаправленную подготовку преподавателей по новой квалификации — “преподаватель христианской этики” — или предоставить возможность преподавать христианскую этику выпускникам духовных учебных заведений, имеющим педагогическое образование.

Церковь готова к тесному сотрудничеству с системой образования в методическом обеспечении подготовки указанных специалистов.

 

Роль Церкви

В религиозном образовании и воспитании Церковь должна выступать в роли эксперта и консультанта программ в части, касающейся изложения как вероучительных, так и нравственных аспектов христианства.

Именно Церковь может определить приоритеты преподавания, проводить экспертизу программ относительно их соответствия основным вероучительным и нравственным принципам христианского учения.

 

Ориентация на традиции

Религиозное образование и воспитание должно основываться на принципе традиционности. Исторический облик Украины и менталитет украинцев сформировались под влиянием византийского христианства. Храмы, духовная музыка, азбука, некогда созданная святыми Кириллом и Мефодием, народные пословицы — все это составляет не просто историческое достояние, но часть бытия Украины и украинцев. Таким образом, ориентация на традиции дает возможность воспитывать истинного патриота, опирающегося на нравственные ценности, которые являются достоянием нашего народа.

В то же время следует знакомить учащихся и с основными нехристианскими традициями. Это необходимо для предоставления ребенку возможности выбора и сознательного отношения к определенным нравственным постулатам.

 

Принцип культурологичности

Одним из краеугольных камней религиозного образования и воспитания в системе светского образования есть принцип культурологичности. Этика в контексте украинской культуры сможет приобщить ребенка и к глубинам украинского бытия, и к высотам христианской морали. А культура даст возможность проследить действие Промысла Божия по отношению к нашему родному краю, а также увидеть плоды как христианского мировоззрения, так и попыток жить без Христа.

 

Примирение и формирование гражданского общества

Воспитанные на традиционных для Украины христианских нравственных принципах, на основах твердости в вере, но в то же время и уважения к чужому мнению, граждане будущей Украины смогут выбирать правильную тактику и находить мирный выход из многих конфликтных ситуаций. Осознание себя детьми Божими даст возможность всем чувствовать единство и братство, глубинную духовную связь во Христе: “Все вы одно в Христе Иисусе” (Гал. 3, 28).

Однако наивысшая наша цель — чтобы каждый мог услышать о том, что “так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3, 16). Наш идеал — “все и во всем Христос” (Кол. 3, 11).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me