В этом году в работе Международной научно-практической конференции “Национальная система образования и воспитания в Украине: история, теория, практика” приняли участие не только педагоги, но и представители Церкви. Особое внимание собравшихся привлек доклад Преосвященнейшего Филиппа (Осадченко), Епископа Полтавского и Кременчугского, Председателя Синодального отдела религиозного образования, катихизации и миссионерства Украинской Православной Церкви.
Ввиду важности темы диалога Церкви и государства в сфере образования публикуем сокращенный вариант этого доклада.
Формы религиозного образования
Религиозное образование и воспитание, с точки зрения Украинской Православной Церкви, существует в двух формах, каждая из которых имеет право на существование и играет специфическую роль в формировании целостного мировоззрения подрастающего поколения.
Первая, “классическая”, форма — через церковную проповедь и изучение Слова Божия, через участие в общей и семейной молитве, через посещение специальных учебных заведений, таких как воскресные школы, кружки и т. п., дети, подростки и молодежь не только приобретают знания о Боге, но и овладевают опытом личностного богообщения, благочестивой жизни, воспитывают и преображают свое сердце, совершенствуются духовно.
Вторая форма становится актуальной именно сегодня. Это религиозное образование и воспитание в системе светского образования. Ныне в Украине встал вопрос о введении в системе среднего образования преподавания предмета, который знакомил бы учеников с традиционными нравственными ценностями христианства, формировал бы представление о добродетелях и грехах, допустимом и недопустимом. Инициатором введения такого предмета выступил лично Президент Украины Виктор Андреевич Ющенко.
Была образована совместная комиссия из педагогов, научных работников и представителей Церквей и религиозных организаций. По предварительным итогам работы комиссии было предложено назвать предмет “Основы христианской этики”.
Традиции ведущих стран
Религиозное образование и воспитание в светской образовательной системе основывается на законодательстве Украины, одобренных Украиной международных правовых актах и традиции цивилизованных стран.
В мире существует множество моделей светского образования в государственных (муниципальных) школах. Но, несмотря на разнообразие форм воплощения принципа светскости образования, важно отметить главное: ни одна из них не означает возведения атеизма в ранг государственной идеологии. Цивилизованные государства мира твердо стоят на позициях традиционности образования, в частности присутствия в нем христианского компонента.
Так что преподавание основ христианской этики — это не вторжение Церкви в дело образования, а восстановление равновесия в деле образования и воспитания.
О соотношении религиозного и научного образования
Религиозное образование и воспитание не противоречит принципам научности образования и светскости государства и должно освещаться по меньшей мере наравне с другими мировоззренческими теориями.
В советское время официальной государственной идеологией был провозглашен атеизм. Он же получил название “научного мировоззрения” — в противовес мировоззрению христианскому, которое априори клеймилось как “ненаучное”.
Основная мировоззренческая доминанта современного образования по сути своей также атеистическая. К сожалению, учащемуся не предоставлена возможность выбора между атеизмом и христианской позицией. Только при условии признания за учащимися права выбирать, какого именно мнения придерживаться в вопросах мировоззрения, только при условии предоставления детям и молодежи компетентной и беспристрастной информации о христианском мировосприятии мы можем ожидать появления нового поколения истинно образованных людей.
Этики без религии не существует
Абсолютно безрелигиозных этических, аксиологических и т. д. систем не существует. Все живые этические системы основываются на системах религиозных. И если попробовать изобрести “общую этику”, то такое начинание обречено на провал. “Общая этика” настолько же призрачна, насколько и нетрадиционна.
Целомудренный и смиренный, миролюбивый и терпимый, свободолюбивый украинский народ стал таким, ибо формировался на основах христианских этических принципов. И поэтому часто предлагаемое преподавание “этики вообще” является нетрадиционным для Украины с ее глубоко христианскими менталитетом, аксиологией и этикой.
О кадрах
Преподавание предмета, формирующего мировоззрение, нуждается в высоком профессионализме и осведомленности во многих вопросах, которые выходят за границы собственно этики. Поэтому необходимо проводить целенаправленную подготовку преподавателей по новой квалификации — “преподаватель христианской этики” — или предоставить возможность преподавать христианскую этику выпускникам духовных учебных заведений, имеющим педагогическое образование.
Церковь готова к тесному сотрудничеству с системой образования в методическом обеспечении подготовки указанных специалистов.
Роль Церкви
В религиозном образовании и воспитании Церковь должна выступать в роли эксперта и консультанта программ в части, касающейся изложения как вероучительных, так и нравственных аспектов христианства.
Именно Церковь может определить приоритеты преподавания, проводить экспертизу программ относительно их соответствия основным вероучительным и нравственным принципам христианского учения.
Ориентация на традиции
Религиозное образование и воспитание должно основываться на принципе традиционности. Исторический облик Украины и менталитет украинцев сформировались под влиянием византийского христианства. Храмы, духовная музыка, азбука, некогда созданная святыми Кириллом и Мефодием, народные пословицы — все это составляет не просто историческое достояние, но часть бытия Украины и украинцев. Таким образом, ориентация на традиции дает возможность воспитывать истинного патриота, опирающегося на нравственные ценности, которые являются достоянием нашего народа.
В то же время следует знакомить учащихся и с основными нехристианскими традициями. Это необходимо для предоставления ребенку возможности выбора и сознательного отношения к определенным нравственным постулатам.
Принцип культурологичности
Одним из краеугольных камней религиозного образования и воспитания в системе светского образования есть принцип культурологичности. Этика в контексте украинской культуры сможет приобщить ребенка и к глубинам украинского бытия, и к высотам христианской морали. А культура даст возможность проследить действие Промысла Божия по отношению к нашему родному краю, а также увидеть плоды как христианского мировоззрения, так и попыток жить без Христа.
Примирение и формирование гражданского общества
Воспитанные на традиционных для Украины христианских нравственных принципах, на основах твердости в вере, но в то же время и уважения к чужому мнению, граждане будущей Украины смогут выбирать правильную тактику и находить мирный выход из многих конфликтных ситуаций. Осознание себя детьми Божими даст возможность всем чувствовать единство и братство, глубинную духовную связь во Христе: “Все вы одно в Христе Иисусе” (Гал. 3, 28).
Однако наивысшая наша цель — чтобы каждый мог услышать о том, что “так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3, 16). Наш идеал — “все и во всем Христос” (Кол. 3, 11).
← “Где дети, там и ангелы Божии” | Ректор КДАиС, профессор протоиерей Николай Забуга: “Я никогда не слышал от Митрополита Владимира слова “нет” по отношению к духовным школам” → |
---|