Православные храмы

Трапезная церковь Флоровского монастыря

Памятник архитектуры украинского барокко, составная часть ансамбля…

Вознесенский храм Флоровского монастыря

Соборный храм Флоровского женского монастыря на Подоле. Памятник…

Колокольня Вознесенского Флоровского монастыря

Составная часть монастырского ансамбля XVIII—XIX вв. (ул.…

Публикации

Милости хочу, а не жертвы

Ребенку свойственна вера. Психологи утверждают, что в детстве человек не…

Приезд епископов Поместных Церквей свидетельствует о единстве нашей веры

Более 70-ти архиереев Вселенского Православия приняли участие в торжествах по…

Звезды уже все сказали?

Молодая попутчица по купе выпытывала у меня: “У вас когда день рождения? Так,…

Raka_prp_Aleksandra_SvirskogoCвято-Троицкий мужской монастырь прп. Александра Свирского находится в 260 км от Санкт-Петербурга. А начал он свое существование среди дремучих лесов Олонецкого края, населяемого языческим коренным населением: карелами, вепсами, чудью, — и очень быстро приобрел известность. Ныне монастырь расположен в живописном месте на высоком берегу Рощинского озера. На его строительство вносили большие вклады цари, великие князья, бояре, дворяне, купцы. Сведения о каждом из них заносились бережной рукой монахов в “Переписные книги”.

За 500-летний период существования жизнь монастыря внешне мало отличалась от жизни других монастырей на Руси: расцветы и падения, нашествия врагов, пожары, разграбления, вновь восстановление храмов и строгая монастырская жизнь, неусыпные молитвы и труд.

Svirskij_i_TROITCAДважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному людскому взору — первый раз праведному Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз — на русской земле святому преподобному Александру Свирскому. Что значило это явление монаху — не будем дерзать отвечать. Только будем стремиться почтить эту землю, тот монастырь, который был воздвигнут на севере русской земли по велению Бога-Троицы и самого “новозаветного Авраама” — преподобного отца нашего и чудотворца Александра.

Преподобный Александр — один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины. Живы были еще его ученики и многие почитатели, поэтому житие преподобного Александра было написано, что называется, “по горячим следам” и отличается особой достоверностью, отражая неповторимый лик святости чудотворца Александра.

Основание монастыря

Святая обитель основана в начале XVI в. преподобным Александром Свирским, иноком Валаамского монастыря. Преподобный Александр родился 15 июня 1448 г., в день памяти пророка Амоса, именем которого и был назван. Родителей преподобного Александра, крестьян из села Мандеры, что на берегу Ояти, звали Стефан и Васса. С детских лет Амос отличался от своих сверстников: избегал игр, смеха и сквернословия. Когда ему исполнилось 19, он узнал о намерении родителей женить его и тайно ушел на Валаам. Решение созрело у него после беседы с иноком Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, которого Амос встретил неподалеку от родительского дома.

После семи лет, проведенных на Валааме послушником, в 1474 г. Амос принял постриг с именем Александр. Узнав об этом, ушли в монастырь и его родители. После их смерти, по благословению игумена, Александр устроил себе келью на уединенном острове и продолжил свои духовные подвиги. Когда же слава о нем стала ему в тягость, подвижник покинул Валаам и удалился в свирские леса, где в уединении и безмолвии, не имея припасов, прожил семь лет в непрестанной молитве.

В 1508 г. преподобному Александру было явление Живоначальной Троицы — Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды, осиянных небесной славой. Ранее в таком виде Святая Троица являлась только Аврааму, а в истории Русской Православной Церкви это божественное снисхождение Святой Троицы известно как единственное.

Преподобный получил повеление построить церковь и основать обитель, а когда спросил, во имя кого должна быть церковь, Господь ответил: “Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир подам тебе”. Церковь была построена на том месте, которое указал Ангел, перекрестив его три раза: в 1508 г.— деревянная, а в 1526 г. — каменная.

Слава великих подвигов святого Александра озаряла и основанную им обитель, которая и при жизни преподобного, и после его кончины находилась в самом цветущем состоянии. Сам же он, став игуменом, сделался еще смиреннее — ходил в рубище, спал на голом полу, трудился вместе со всеми. Известен такой случай: однажды, когда не хватало дров, эконом попросил игумена послать кого-нибудь из иноков, кто празден, за дровами. Услышав это, преподобный ответил: “Я празден” — и отправился сам рубить дрова.

В конце жизни преподобный Александр задумал построить храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Однажды вечером, после совершения Акафиста Богородице, он сел отдохнуть в келье и вдруг сказал келейнику Афанасию: “Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение”. Старца осиял великий свет, распространившийся над всем монастырем, и преподобный увидел над основанием Покровской церкви сидящую на алтарном месте, как на престоле, Пречистую Богородицу с Младенцем и множество Ангельских чинов, предстоящих Ей. Преподобный пал, не вынесши света, но Богородица ободрила его и благословила обитель.

Перед своей кончиной Александр позвал братию и повелел ей: “Свяжите тело мое по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, затопчите своими ногами”. Но поскольку братия не соглашалась, то преподобный указал похоронить его не в обители, а в пустыньке у церкви в честь Преображения Господня.

Преподобный Александр преставился в 85 лет — 30 августа 1533 г. Известие о кончине Александра Свирского было включено в Новгородский летописный свод 1539 г. как одно из важнейших событий. Канонизирован он был через 14 лет после своей кончины, что в истории Православия встречается крайне редко. На церковном Соборе 1547 г. преподобному в числе 12 святых было определено повсеместное празднование. В Успенском соборе Кремля установили икону Александра Свирского со 128 клеймами.

 

Обитель на реке Свирь

 О первых временах существования Александро-Свирской обители сохранилось весьма немного сведений. Бывшее в Смутное время разорение монастыря, известное по монастырским записям как Литовское разорение, а также пожар в конце 1784 г. истребили и повредили много драгоценных памятников, документов и книг, хранивших информацию о монастыре, особенно о его первоначальной истории.

Монастырь как единое целое сложился в XVI–XVII вв. и состоит из двух самостоятельных ансамблей — Троицкого и Преображенского. Вот описание монастыря, сделанное в 1905 г.: “Самая обитель Свирская составилась как бы из двух отдельных монастырей, на расстоянии один от другого около 130 сажен. И до сих пор они отделены особыми оградами и носят особенные наименования, по устроенным в них церквам. Один из них называется Троицким, а другой, где была отходная пустынь преподобного, — Преображенским”.

Первой каменной постройкой монастыря, сохранившейся до наших дней, является церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, начатая еще при жизни самого преподобного Александра. Кирпич для ее строительства делали сами монахи, а руководил строительством мастер Игнатий, присланный из Москвы для “каменного дела”. Церковь была сильно разрушена шведами и поляками в 1618 г. и практически воссоздавалась из руин на старом основании в 1619–1620 гг.

Троицкий собор, являющийся центром Троицкого ансамбля, — уже четвертый, выстроенный на том месте, где по велению Божию преподобным Александром первоначально была построена церковь во имя Святой Троицы. Собор возведен в 1695 г. при архимандрите Гермогене и освящен в 1698 г. преосвященным Иовом, митрополитом Новгородским. Известны также имена мастеров — строителей собора: костромичей Петра Потемкина, Якова Агафонова, Фомы Алексеева, Анисима Перфильева, Никиты Киприянова. В соборе сохранились росписи, выполненные в 1715 г. артелью костромских мастеров под руководством Леонтия Маркова, и иконостас с иконами конца XVII в. Монастырские архивы упоминают имена известных тихвинских иконописцев Гаврилы Сазонова, Петра и Ивана Фалилеевых, Ивана Иванова, а также тихвинского “иконника” Иродиона Сергиева. Стены и столбы Троицкого собора расписывали Иродион Сергиев и Иван Иванов. Фрески сохранились, правда, в 1960-х годах они отставали от стены на 50 см, и реставраторы прибивали их специальными левкасными гвоздями.

Церковь во имя преподобного Иоанна Дамаскина, или “Больничная”, построена в 1716 г. к северу от Троицкого собора. Когда-то от времени пришедшая в полное разрушение, она была возобновлена в 1896 г. благодаря старанию настоятеля Агафангела и щедрым пожертвованиям мирян.

Все эти три храма находятся в Троицкой части монастыря, келейные корпуса которой во второй половине ХХ в. приспособили под палаты психиатрической больницы. Правительство Ленинградской области уже приняло решение о переводе психиатрической больницы в г. Лодейное Поле, где началось строительство новых помещений. Троицкий комплекс будет возвращен монастырю.

Преображенская же часть в настоящее время полностью принадлежит монастырю, и на ее территории, как и прежде, в Преображенском соборе почивают святые мощи преподобного Александра Свирского. Первоначально собор был срублен в 1533 г., но в 1618-м, когда монастырь подвергся разорению, храм сгорел. Нынешний Преображенский собор построен в 1641 г., при игумене Авраамии, а придел во имя преподобного Александра Свирского — в 1716 г. В 1856–1857 гг. инженер Гортинг-Гортицкий заменил деревянные перекрытия металлическими. Тогда же под руководством архитектора Тухтарева были расширены некоторые дверные и оконные проемы. В 1873–1874 гг. был вновь оформлен фасад. В 1900 г. архимандритом Агафангелом была сделана пристройка к западной стороне собора с хорами для братии, отделанными деревянными точечными перилами. В 1903 и 1904 гг. собор внутри был расписан живописными изображениями, а также заново отделан и расписан придел. Особую нарядность придают собору соединенные с ним колокольня и Захариевская церковь.

Церковь во имя святого пророка Захарии и праведной Елисаветы построена в 1668 г. при игумене Макарии. Руководил работами каменных дел мастер Максим Семенов. Помогали ему каменщики Феофил Петров, Осип Климентьев и Елизар Пан. Церковь была соединена с Преображенским собором сводчатой галереей. После пожара 1784 г. и ремонта в 1833 г. церковь сильно изменилась. От первоначального собора сохранилось окно над входом южного фасада, имеющее наличник из двух колонок с треугольным фронтоном.

С 1803 по 1870 г. при монастыре существовало Духовное училище.

 

Подвижники Олонецкой лавры

Что касается наиболее известных подвижников, то с июня 1817 г. здесь подвизались отец Леонид (впоследствии первый Оптинский старец, в миру Лев Данилович Наголкин) и отец Феодор — ученик молдавского старца Паисия (Величковского). Прожив вместе на Валааме шесть лет, они ушли, стремясь к безмолвию, в Александро-Свирский монастырь. Известно, что однажды там с ними беседовал государь Александр I. В 1822 г. отец Феодор преставился, а отец Леонид вместе с шестью учениками прибыл в Оптину Пустынь. Но, будучи еще в Александро-Свирской обители, он стал духовным наставником для еще одного русского святого — святителя Игнатия (Брянчанинова). Ведь святитель Игнатий начал свой иноческий подвиг именно в монастыре, основанном преподобным Александром, где поначалу, еще послушником, исполнял распоряжения повара. В 1868 г. монастырь посетили государь император Александр II и государыня императрица Мария Александровна.

С 1873 г. настоятельство Свирского монастыря предоставлено епископам Олонецким и Петрозаводским, а в монастыре учреждено наместничество. В 1890 г. обитель вновь стала самостоятельной с особым настоятелем — архимандритом, которым с 1892 г. стал отец Агафангел (Амосов), прибывший из Валаамского монастыря.

За 18 лет своего настоятельства архимандрит Агафангел благоустроил обитель: все храмы и корпуса были отремонтированы, появились новые мастерские, было возобновлено монастырское хозяйство, почти пришедшее в упадок, отстроена ризница.

В обители было введено общежитие и старческое руководство иноков, а также богослужение по Валаамскому чину. При архимандрите Агафангеле монастырь настолько духовно вырос, что его стали называть Олонецкой Лаврой. Старец почил о Господе 27 декабря 1909 г. и погребен в обители против алтаря Преображенского собора.

Всего в начале 1900-х годов в монастыре жило более 200 человек братии. Они имели большое хозяйство, занимались хлебопашеством, а также содержали огород, овощей с которого хватало не только для питания братии и богомольцев, но и для продажи. На воспитании в монастыре находилось 40 сирот. Бедным жителям окрестных деревень бесплатно отпускались лекарства и оказывалась медицинская помощь.

 

Лихолетье

До революции бесценная для всей России святыня — нетленные мощи преподобного Александра Свирского — почивали в приделе храма в честь Преображения Господня, покоясь в драгоценной серебряной раке, подаренной царем Михаилом Федоровичем. Рака была изготовлена мастерами Оружейной палаты в Москве, крышка раки сохранилась и находится в Русском музее Петербурга. В монастырской ризнице, кроме того, хранились часть посоха преподобного Александра, обретенная вместе с его мощами во гробе, сам гроб, железные вериги, холстинная риза и поручи, а также покровы на раку, присланные в дар от царя Федора Иоанновича.

В 1918 г. в западной стене Троицкого собора братия устроила тайник, в который были заключены рака и часть ризничных вещей. Но в октябре 1918 г. тайник был обнаружен. Олонецкая губернская чрезвычайная комиссия изъяла все предметы и перевезла их в Петрозаводск. Были арестованы, а потом и расстреляны архимандрит Евгений, казначей Варсонофий, иеромонах Исаия, Алексей Петров и Василий Стальбовский. Их обвинили в “контрреволюционных призывах и сопротивлении”. Еще пятерых монахов посадили в тюрьму. В последующее время в Троицкой части монастыря был расквартирован артиллерийский дивизион, а в Преображенской жили около 40 пожилых монахов.

Во время погрома Свирского монастыря, окончательно закрытого лишь в 1925 г., были потревожены мощи преподобного Александра. Как известно из рапорта епископа Олонецкого и Петрозаводского Иоанникия патриарху Тихону, — “мощи из раки вынули, трогали их. Хотели увезти с собою, но братия упросила оставить, и оставили”.

Но мощи недолго оставались в монастыре. В декабре 1918 г. их перевезли в Лодейное Поле, где они были освидетельствованы губернскими врачами. После этого останки святого были выставлены на обозрение в больничной часовне. Тогда, в разгар “антимощевой” кампании, подобное было в порядке вещей. Все это делалось для “беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли”.

 

Возрождение

Новым насельникам, поселившимся в монастыре в 1997 г., пришлось много потрудиться, — обитель им досталась разоренной. Самым большим событием в жизни восстанавливающегося монастыря стало обретение мощей основателя обители — преподобного Александра Свирского, происшедшее 30 июля 1998 г. Его молитвами и помощью возрождается древняя обитель, которая ныне открыта для всех.

На месте, где было явление Святой Троицы преподобному, сохранилась часовня, построенная во второй половине XIX в. во время настоятельства архимандрита Павла. В ней служатся молебны.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua