Православные храмы

Храм великомученицы Екатерины (на Лукьяновском кладбище)

С XIX в. на Лукьяновском кладбище был деревянный храм вмц. Екатерины.…

Храм преподобного Николы Святоши с нижним храмом мученика Иоанна Воина (на Лесной)

Храм возведен на территории военной части Т-0710, неподалеку от…

Храм мученика Иоанна Воина (при госпитале воинов-интернационалистов в Пуще-Водице)

Небольшой деревянный храм-часовню при госпитале открыли в январе 2007…
Публикации

Далека от Бога эта “звездная” дорога!

Разве Бог создал людей В виде раков и зверей: Крысы, обезьян, собак?! Знайте:…

На краю земли. Свято-Покровский храм на Кинбурнской косе

Кинбурн — песчаная коса между Днепро-Бугским лиманом и Ягорлыцким заливом…

Православный взгляд на единство Церкви. Флорентийская уния и св. Марк Ефесский

Вопрос единства, воссоединения христиан и ликвидации разделения Восточной и…

500 лет Свято-Троицкому мужскому монастырю прп. Александра Свирского

Raka_prp_Aleksandra_SvirskogoCвято-Троицкий мужской монастырь прп. Александра Свирского находится в 260 км от Санкт-Петербурга. А начал он свое существование среди дремучих лесов Олонецкого края, населяемого языческим коренным населением: карелами, вепсами, чудью, — и очень быстро приобрел известность. Ныне монастырь расположен в живописном месте на высоком берегу Рощинского озера. На его строительство вносили большие вклады цари, великие князья, бояре, дворяне, купцы. Сведения о каждом из них заносились бережной рукой монахов в “Переписные книги”.

За 500-летний период существования жизнь монастыря внешне мало отличалась от жизни других монастырей на Руси: расцветы и падения, нашествия врагов, пожары, разграбления, вновь восстановление храмов и строгая монастырская жизнь, неусыпные молитвы и труд.

Svirskij_i_TROITCAДважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному людскому взору — первый раз праведному Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз — на русской земле святому преподобному Александру Свирскому. Что значило это явление монаху — не будем дерзать отвечать. Только будем стремиться почтить эту землю, тот монастырь, который был воздвигнут на севере русской земли по велению Бога-Троицы и самого “новозаветного Авраама” — преподобного отца нашего и чудотворца Александра.

Преподобный Александр — один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины. Живы были еще его ученики и многие почитатели, поэтому житие преподобного Александра было написано, что называется, “по горячим следам” и отличается особой достоверностью, отражая неповторимый лик святости чудотворца Александра.

Основание монастыря

Святая обитель основана в начале XVI в. преподобным Александром Свирским, иноком Валаамского монастыря. Преподобный Александр родился 15 июня 1448 г., в день памяти пророка Амоса, именем которого и был назван. Родителей преподобного Александра, крестьян из села Мандеры, что на берегу Ояти, звали Стефан и Васса. С детских лет Амос отличался от своих сверстников: избегал игр, смеха и сквернословия. Когда ему исполнилось 19, он узнал о намерении родителей женить его и тайно ушел на Валаам. Решение созрело у него после беседы с иноком Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, которого Амос встретил неподалеку от родительского дома.

После семи лет, проведенных на Валааме послушником, в 1474 г. Амос принял постриг с именем Александр. Узнав об этом, ушли в монастырь и его родители. После их смерти, по благословению игумена, Александр устроил себе келью на уединенном острове и продолжил свои духовные подвиги. Когда же слава о нем стала ему в тягость, подвижник покинул Валаам и удалился в свирские леса, где в уединении и безмолвии, не имея припасов, прожил семь лет в непрестанной молитве.

В 1508 г. преподобному Александру было явление Живоначальной Троицы — Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды, осиянных небесной славой. Ранее в таком виде Святая Троица являлась только Аврааму, а в истории Русской Православной Церкви это божественное снисхождение Святой Троицы известно как единственное.

Преподобный получил повеление построить церковь и основать обитель, а когда спросил, во имя кого должна быть церковь, Господь ответил: “Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир подам тебе”. Церковь была построена на том месте, которое указал Ангел, перекрестив его три раза: в 1508 г.— деревянная, а в 1526 г. — каменная.

Слава великих подвигов святого Александра озаряла и основанную им обитель, которая и при жизни преподобного, и после его кончины находилась в самом цветущем состоянии. Сам же он, став игуменом, сделался еще смиреннее — ходил в рубище, спал на голом полу, трудился вместе со всеми. Известен такой случай: однажды, когда не хватало дров, эконом попросил игумена послать кого-нибудь из иноков, кто празден, за дровами. Услышав это, преподобный ответил: “Я празден” — и отправился сам рубить дрова.

В конце жизни преподобный Александр задумал построить храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Однажды вечером, после совершения Акафиста Богородице, он сел отдохнуть в келье и вдруг сказал келейнику Афанасию: “Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение”. Старца осиял великий свет, распространившийся над всем монастырем, и преподобный увидел над основанием Покровской церкви сидящую на алтарном месте, как на престоле, Пречистую Богородицу с Младенцем и множество Ангельских чинов, предстоящих Ей. Преподобный пал, не вынесши света, но Богородица ободрила его и благословила обитель.

Перед своей кончиной Александр позвал братию и повелел ей: “Свяжите тело мое по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, затопчите своими ногами”. Но поскольку братия не соглашалась, то преподобный указал похоронить его не в обители, а в пустыньке у церкви в честь Преображения Господня.

Преподобный Александр преставился в 85 лет — 30 августа 1533 г. Известие о кончине Александра Свирского было включено в Новгородский летописный свод 1539 г. как одно из важнейших событий. Канонизирован он был через 14 лет после своей кончины, что в истории Православия встречается крайне редко. На церковном Соборе 1547 г. преподобному в числе 12 святых было определено повсеместное празднование. В Успенском соборе Кремля установили икону Александра Свирского со 128 клеймами.

 

Обитель на реке Свирь

 О первых временах существования Александро-Свирской обители сохранилось весьма немного сведений. Бывшее в Смутное время разорение монастыря, известное по монастырским записям как Литовское разорение, а также пожар в конце 1784 г. истребили и повредили много драгоценных памятников, документов и книг, хранивших информацию о монастыре, особенно о его первоначальной истории.

Монастырь как единое целое сложился в XVI–XVII вв. и состоит из двух самостоятельных ансамблей — Троицкого и Преображенского. Вот описание монастыря, сделанное в 1905 г.: “Самая обитель Свирская составилась как бы из двух отдельных монастырей, на расстоянии один от другого около 130 сажен. И до сих пор они отделены особыми оградами и носят особенные наименования, по устроенным в них церквам. Один из них называется Троицким, а другой, где была отходная пустынь преподобного, — Преображенским”.

Первой каменной постройкой монастыря, сохранившейся до наших дней, является церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, начатая еще при жизни самого преподобного Александра. Кирпич для ее строительства делали сами монахи, а руководил строительством мастер Игнатий, присланный из Москвы для “каменного дела”. Церковь была сильно разрушена шведами и поляками в 1618 г. и практически воссоздавалась из руин на старом основании в 1619–1620 гг.

Троицкий собор, являющийся центром Троицкого ансамбля, — уже четвертый, выстроенный на том месте, где по велению Божию преподобным Александром первоначально была построена церковь во имя Святой Троицы. Собор возведен в 1695 г. при архимандрите Гермогене и освящен в 1698 г. преосвященным Иовом, митрополитом Новгородским. Известны также имена мастеров — строителей собора: костромичей Петра Потемкина, Якова Агафонова, Фомы Алексеева, Анисима Перфильева, Никиты Киприянова. В соборе сохранились росписи, выполненные в 1715 г. артелью костромских мастеров под руководством Леонтия Маркова, и иконостас с иконами конца XVII в. Монастырские архивы упоминают имена известных тихвинских иконописцев Гаврилы Сазонова, Петра и Ивана Фалилеевых, Ивана Иванова, а также тихвинского “иконника” Иродиона Сергиева. Стены и столбы Троицкого собора расписывали Иродион Сергиев и Иван Иванов. Фрески сохранились, правда, в 1960-х годах они отставали от стены на 50 см, и реставраторы прибивали их специальными левкасными гвоздями.

Церковь во имя преподобного Иоанна Дамаскина, или “Больничная”, построена в 1716 г. к северу от Троицкого собора. Когда-то от времени пришедшая в полное разрушение, она была возобновлена в 1896 г. благодаря старанию настоятеля Агафангела и щедрым пожертвованиям мирян.

Все эти три храма находятся в Троицкой части монастыря, келейные корпуса которой во второй половине ХХ в. приспособили под палаты психиатрической больницы. Правительство Ленинградской области уже приняло решение о переводе психиатрической больницы в г. Лодейное Поле, где началось строительство новых помещений. Троицкий комплекс будет возвращен монастырю.

Преображенская же часть в настоящее время полностью принадлежит монастырю, и на ее территории, как и прежде, в Преображенском соборе почивают святые мощи преподобного Александра Свирского. Первоначально собор был срублен в 1533 г., но в 1618-м, когда монастырь подвергся разорению, храм сгорел. Нынешний Преображенский собор построен в 1641 г., при игумене Авраамии, а придел во имя преподобного Александра Свирского — в 1716 г. В 1856–1857 гг. инженер Гортинг-Гортицкий заменил деревянные перекрытия металлическими. Тогда же под руководством архитектора Тухтарева были расширены некоторые дверные и оконные проемы. В 1873–1874 гг. был вновь оформлен фасад. В 1900 г. архимандритом Агафангелом была сделана пристройка к западной стороне собора с хорами для братии, отделанными деревянными точечными перилами. В 1903 и 1904 гг. собор внутри был расписан живописными изображениями, а также заново отделан и расписан придел. Особую нарядность придают собору соединенные с ним колокольня и Захариевская церковь.

Церковь во имя святого пророка Захарии и праведной Елисаветы построена в 1668 г. при игумене Макарии. Руководил работами каменных дел мастер Максим Семенов. Помогали ему каменщики Феофил Петров, Осип Климентьев и Елизар Пан. Церковь была соединена с Преображенским собором сводчатой галереей. После пожара 1784 г. и ремонта в 1833 г. церковь сильно изменилась. От первоначального собора сохранилось окно над входом южного фасада, имеющее наличник из двух колонок с треугольным фронтоном.

С 1803 по 1870 г. при монастыре существовало Духовное училище.

 

Подвижники Олонецкой лавры

Что касается наиболее известных подвижников, то с июня 1817 г. здесь подвизались отец Леонид (впоследствии первый Оптинский старец, в миру Лев Данилович Наголкин) и отец Феодор — ученик молдавского старца Паисия (Величковского). Прожив вместе на Валааме шесть лет, они ушли, стремясь к безмолвию, в Александро-Свирский монастырь. Известно, что однажды там с ними беседовал государь Александр I. В 1822 г. отец Феодор преставился, а отец Леонид вместе с шестью учениками прибыл в Оптину Пустынь. Но, будучи еще в Александро-Свирской обители, он стал духовным наставником для еще одного русского святого — святителя Игнатия (Брянчанинова). Ведь святитель Игнатий начал свой иноческий подвиг именно в монастыре, основанном преподобным Александром, где поначалу, еще послушником, исполнял распоряжения повара. В 1868 г. монастырь посетили государь император Александр II и государыня императрица Мария Александровна.

С 1873 г. настоятельство Свирского монастыря предоставлено епископам Олонецким и Петрозаводским, а в монастыре учреждено наместничество. В 1890 г. обитель вновь стала самостоятельной с особым настоятелем — архимандритом, которым с 1892 г. стал отец Агафангел (Амосов), прибывший из Валаамского монастыря.

За 18 лет своего настоятельства архимандрит Агафангел благоустроил обитель: все храмы и корпуса были отремонтированы, появились новые мастерские, было возобновлено монастырское хозяйство, почти пришедшее в упадок, отстроена ризница.

В обители было введено общежитие и старческое руководство иноков, а также богослужение по Валаамскому чину. При архимандрите Агафангеле монастырь настолько духовно вырос, что его стали называть Олонецкой Лаврой. Старец почил о Господе 27 декабря 1909 г. и погребен в обители против алтаря Преображенского собора.

Всего в начале 1900-х годов в монастыре жило более 200 человек братии. Они имели большое хозяйство, занимались хлебопашеством, а также содержали огород, овощей с которого хватало не только для питания братии и богомольцев, но и для продажи. На воспитании в монастыре находилось 40 сирот. Бедным жителям окрестных деревень бесплатно отпускались лекарства и оказывалась медицинская помощь.

 

Лихолетье

До революции бесценная для всей России святыня — нетленные мощи преподобного Александра Свирского — почивали в приделе храма в честь Преображения Господня, покоясь в драгоценной серебряной раке, подаренной царем Михаилом Федоровичем. Рака была изготовлена мастерами Оружейной палаты в Москве, крышка раки сохранилась и находится в Русском музее Петербурга. В монастырской ризнице, кроме того, хранились часть посоха преподобного Александра, обретенная вместе с его мощами во гробе, сам гроб, железные вериги, холстинная риза и поручи, а также покровы на раку, присланные в дар от царя Федора Иоанновича.

В 1918 г. в западной стене Троицкого собора братия устроила тайник, в который были заключены рака и часть ризничных вещей. Но в октябре 1918 г. тайник был обнаружен. Олонецкая губернская чрезвычайная комиссия изъяла все предметы и перевезла их в Петрозаводск. Были арестованы, а потом и расстреляны архимандрит Евгений, казначей Варсонофий, иеромонах Исаия, Алексей Петров и Василий Стальбовский. Их обвинили в “контрреволюционных призывах и сопротивлении”. Еще пятерых монахов посадили в тюрьму. В последующее время в Троицкой части монастыря был расквартирован артиллерийский дивизион, а в Преображенской жили около 40 пожилых монахов.

Во время погрома Свирского монастыря, окончательно закрытого лишь в 1925 г., были потревожены мощи преподобного Александра. Как известно из рапорта епископа Олонецкого и Петрозаводского Иоанникия патриарху Тихону, — “мощи из раки вынули, трогали их. Хотели увезти с собою, но братия упросила оставить, и оставили”.

Но мощи недолго оставались в монастыре. В декабре 1918 г. их перевезли в Лодейное Поле, где они были освидетельствованы губернскими врачами. После этого останки святого были выставлены на обозрение в больничной часовне. Тогда, в разгар “антимощевой” кампании, подобное было в порядке вещей. Все это делалось для “беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли”.

 

Возрождение

Новым насельникам, поселившимся в монастыре в 1997 г., пришлось много потрудиться, — обитель им досталась разоренной. Самым большим событием в жизни восстанавливающегося монастыря стало обретение мощей основателя обители — преподобного Александра Свирского, происшедшее 30 июля 1998 г. Его молитвами и помощью возрождается древняя обитель, которая ныне открыта для всех.

На месте, где было явление Святой Троицы преподобному, сохранилась часовня, построенная во второй половине XIX в. во время настоятельства архимандрита Павла. В ней служатся молебны.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu