Православные храмы

Крестовоздвиженская церковь на Подоле

Деревянная "на каменном фундаменте" приходская церковь Кожемяцкой…

Храм Всех святых (на Лесном кладбище)

Строительство «типового» деревянного храма началось летом 2007 г.…

Храм святителя Николая Мирликийского (на Лесном массиве)

Первый молебен состоялся 21 мая/3 июня 1999 г., первая Литургия —…
Публикации

По примеру святых апостолов

Через неделю после праздника Святой Троицы, начинается летний пост, который…

Смерти больше нет

Воскресение Христово — уникальное историческое событие, отличающее христианство…

“В исследовании судеб репрессированных не должно быть “кривых зеркал”

Воинствующий атеизм приложил максимум усилий к тому, чтобы не только уничтожить…

Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии Митрополит Христофор: “трудами Блаженнейшего Митрополита Владимира засияет в Украине свет православного единства”

 

40-slygba_Lavra— Ваше Блаженство, расскажите об истории отношений между нашими Церквями.

— Наша Православная Церковь Чешских земель и Словакии свою духовную традицию начала со времен святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Как известно, Моравия — одна из чешских земель, которая прославилась тем, что во второй половине IX в. приняла святых апостолов. Здесь было первое славянское государство. Апостолы начали свою миссионерскую деятельность среди славян, и об этом нельзя забывать. Позже, по политическим причинам, когда немцы подчинили Чешскую державу, Православие притеснялось. Когда образовалась самостоятельная Чехословакия, вопрос, относящийся к организации Церкви, мог быть разрешен. В начале XX в. сразу же появились приходы по всей Моравии, Словакии и в Закарпатье. Мы всегда ценили, что Русская Православная Церковь никогда не забывала своих единоверных братьев — чехов и словаков. Первая большая миссия была организована в Праге во второй половине ХІХ в., в храме во имя святого Николая, что на центральной площади столицы. Туда были переданы Царские врата из Санкт-Петербурга и икона, которая была подарена русским царем Николаем II. Храм до сих пор действующий, на богослужения по большим праздникам собираются тысячи верующих. Этот миссионерский приход назывался “Беседа”. Здесь были сделаны переводы Божественной литургии, Нового Завета со словенского языка на чешский. В начале ХХ в. в Петербурге на словенском и чешском языках были изданы литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, что дало возможность возрождения литургического служения на чешских и словацких землях. Это произошло благодаря труду русских миссионеров и Русской Православной Церкви. Надо отметить и работу тысяч православных, которые проживали в Волынской губернии (теперь территория Ровенской области). Они построили в Чехии несколько православных храмов.

Прага всегда была в братских отношениях с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, с Украинской Православной Церковью. Мы переживаем и за все сложности, которые ныне претерпевают православные братья в Украине из-за расколов, и всегда молимся о единстве православных в Украине. У нас много контактов на всех уровнях, но хотелось бы, чтобы между нашими Церквями было больше практических проектов по паломничеству, молодежным обменам. Мы приглашаем всех посетить чешскую страну, приложиться к мощам святой княгини Людмилы, которая проживала в Праге, а также к мощам Вячеслава Чешского, преподобного Прокопия Сазавского, который установил связи с Киево-Печерской Лаврой еще в ХI в. Есть письменные доказательства этих связей. Сазарский монастырь в Чехии был посвящен мученикам Борису и Глебу. У нас сложились хорошие отношения еще в древности, наверное, поэтому так много в Украине встречается женщин с именем Людмила — эта святая была первой мученицей из славян.

 

— Владыкo, не прервались ли контакты между верующими после разделения Чехословакии?

— Чехословакия распалась на два государства, но православные остались везде, и Православная Церковь у нас едина. У нас четыре епархии, Священный Синод, Митрополичий Совет, которые занимаются вопросами жизнедеятельности Церкви.

 

— А какое отношение властей к Православной Церкви в Чехии и Словакии?

— В религиозном плане тут очень большая разница. Чехия очень отошла от христианской традиции. Больше шестидесяти процентов населения — неверующие люди. В Словакии, наоборот, почти все верующие. Девяносто процентов — католики, остальные — православные и протестанты. Например, в словацких школах преподается Закон Божий. В Словакии очень позитивная власть, она почитает Церковь, ее иерархию. Постоянно поздравляет с большими праздниками, присутствует на мероприятиях, торжествах.

В Чехии отношение власти к Церкви, наверное, не лучше, нежели у вас. Существует определенная политика властей по отношению к Церкви. Если какой-нибудь законопроект их устраивает, то чиновники идут навстречу, но если нет, тогда будут тянуть время.

В Словакии очень сильные общины греко-католиков. Благодаря властям, после 1991 г. им было передано много православных храмов.  Это была политика государства, которое хотело таким насильственным способом обратить в католицизм. И нам пришлось построить более ста новых храмов. Главное, что мы смогли не потерять верующих, духовно сохранить приходы. У нас есть униатские храмы, которые пустуют, и рядом уже построен православный храм, который полон людей. В последнее время власти Чехии и Словакии, наоборот, стремятся к православному Востоку, готовые сотрудничать с Россией, Украиной и другими православными странами. У нас так принято, что храмы принадлежат государству как культурное наследие народа. Есть много музейных храмов, в которых нам разрешается служить. Наши храмы в собственности государства, но во временном пользовании Церкви.

 

— Какое отношение у вас в стране к однополым бракам?

— К сожалению, как мы ни старались, но этот закон в Чехии был принят. Мы много протестовали, но, увы, в Чехии власть совершенно неверующая. Это точнее называется регистрацией, но никак не браком.

 

— Как чувствуют себя православные украинцы у вас в стране?

— Украинцы себя чувствуют очень хорошо. Есть, конечно, неприятные случаи, когда они попадают в разные организации, которые обращаются с ними нехорошо и не совсем честно, бывают случаи, что у них даже отбирают заработанные деньги. Это ужасно, мы стараемся это решить с помощью государства, других правозащитных организаций. У нас много жителей из Закарпатья, и они православные. Надо сказать, что они активно участвуют в жизни приходов. Тем более для них нет проблем в понимании богослужения. Служба совершается на церковнославянском языке. В Чехии все зависит от желания прихода: одни служат на чешском, другие на церковнославянском языках.

 

— Что связывает Вас с Украиной, с Предстоятелем нашей Церкви?

— С Блаженнейшим Митрополитом Владимиром я впервые встретился 30 лет назад. Я заочно учился в Московской Духовной Академии, когда Владыка Владимир был ректором. Нас, заочников, он очень тепло принимал, беседовал с нами. Мы с большим интересом слушали проповеди Блаженнейшего. Позже мы много раз встречались на международных конференциях. Был случай, когда на одной из таких конференций Владыка попросил меня переводить с греческого языка. Владыка не хотел, чтобы переводчик переводил речи греческих представителей. Возможно, он знал, что переводчик мог быть “кагебистом”, и перевод мог быть не достоверен. В те времена все контролировалось властями.

Когда Блаженнейшего Митрополита избрали Предстоятелем УПЦ, у меня было чувство радости и спокойствия: я был уверен, что Православная Церковь в Украине в надежных руках, и он будет тем человеком, который сможет объединить всех православных в одну Церковь. Это большое мое желание, и не только мое, а целого Священного Синода клириков нашей Церкви. Искренне верю, что трудами Блаженнейшего Митрополита Владимира засияет в Украине свет православного единства.

 Владимир Мандзюк

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu