Православные храмы

Церковь великомученика Георгия Победоносца (у южного вокзала)

Молебен и закладка первого камня в основание стройки состоялись 4/17…

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Троещина)

Небольшой деревяный однокупольный храм из брусьев принадлежащий…

Храм святителя Николая Мирликийского (на Троещине)

Строительство начато летом 2008 г., первая Литургия была отслужена…

Публикации

Просвітницька місія Церкви

В актовому залі Свято-Успенської Києво-Печерської Лаври 21 січня відбувся…

Польская Православная Церковь. Часть ІІ. От Брестской унии до настоящего времени

Католический натиск в новообразованой Речи Посполитой встретил сопротивление,…

“За все благодарите...”

Каждый из нас, слушая евангельское повествование об исцелении десяти…

Apostolskoe_slygenieАпостольское служение обращено к вечности — но осуществляется в определенном времени и принимает во внимание  современные события. Карл Барт

Сегодня мы живем в обществе, где, к сожалению, к миссии и богословию Православной Церкви нередко относятся как к сборнику народных легенд и обрядов древности. А в результате такого секулярного мировоззрения и церковная реальность становится “тайной мистикой” или “святой археологией”, древней и непонятной. Учитывая это, христианский богослов должен, в первую очередь, отстаивать достоинство человека и человеческой жизни в свете животворящей и динамической традиции Церкви. Спасение заключается отнюдь не в каком-то неосознанном моральном совершенствовании или аскетическом подвиге, а именно в изменении всей человеческой жизни благодатью, разумом, энергией Живого Христа — Творца вселенной.

Церковь хорошо понимает, что есть представители так называемого либерального антиклерикального направления, которые единственной легитимной моделью развития общества считают безрелигиозное образование. Эта идеология не видит активного участия Церквей и религиозных объединений в общественной и политической жизни. Религию воспринимают как сугубо личное дело отдельного человека, и она в любом случае не должна влиять на его поведение в обществе.

Наше украинское общество находится в поисках этики, которая позволила бы избежать тоталитаризма: как вчерашнего политического, так и завтрашнего либерально-технологического. Но решить фундаментальные проблемы современности можно лишь с учетом того, что человечество развивается не только на основе материальных достижений, но и благодаря религиозному осмыслению жизни.

Учитывая это, сегодня в высших учебных заведениях огромное внимание должно уделяться воспитанию патриотизма, чтобы молодое поколение, завтрашнее будущее нашей нации, хорошо знало свою религию, свои национальные корни, историю родного народа, досконально разбиралось в украинской и мировой культурах, основах культурологии, теологии, формировало в себе высокие черты патриота. Архимандрит Иларий (Шишковский) пишет: “Сегодня христианство — единственный путь к преодолению проблемы дефицита духовных ценностей. И поэтому не совсем понятна позиция некоторых представителей системы образования, которые протестуют против так называемой духовной пропаганды в учебных заведениях. Нейтрального воспитания как такого не существует, ибо по своей сути воспитание призвано так научить молодых людей, чтобы они стали зрелыми членами определенного общества, которое, не переставая быть плюралистическим, имеет определенные стержневые ценности, на которых строится его единство и благосостояние. Тогда как нейтральность свидетельствует о полном отсутствии любых ценностей”.

Также следует отметить, что в то время, когда в государстве лишь ведутся разговоры и неутомимые дискуссии по поводу преподавания основ веры и христианской этики, действенный труд и христианская просветительская миссия Украинской Православной Церкви дают современной молодежи реальную возможность встретиться в высших учебных заведениях с богословием Православной Церкви и ее духовным опытом. Во-первых, это лекции, встречи, конференции, а во-вторых, настоящий диалог религии и науки.

Церковь не видит препятствий к взаимодействию со здоровыми политическими и общественными силами разной ориентации, к сотрудничеству с любыми добропорядочными людьми, в том числе инаковерующими и неверующими, при условии их готовности к честному, доброжелательному и заинтересованному диалогу на благо нашего родного государства.

 * * *

 В современном религиозном образовании без преувеличения велика роль Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, 40-летний юбилей архиерейской хиротонии которого мы отмечаем. Жизнь Митрополита Владимира — это жизнь, посвященная апостольскому служению — проповеди радостной вести, что человек в этом мире не одинок, что он причастен Божественной жизни и имеет реальную возможность общения с Господом нашим Иисусом Христом. Выдающийся иерарх, известный проповедник, яркий педагог, православный мыслитель, он в своем слове всегда пытается раскрыть смысл христианской жизни, учитывая животворящую традицию Церкви, а также богатую украинскую культуру, сложную общественно-политическую картину развития независимого украинского государства. Владыка всей своей жизнью доказывает, что, невзирая на все трудности, можно и в настоящее время быть свидетелем апостольского служения.

По словам Митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа), “апостолы — это не связующее звено между Христом и Церковью в историческом процессе, но основа Церкви как присутствия Царствия Божия здесь и теперь”. Именно на этом всегда строится жизнь Митрополита Владимира, даже его фундаментальный богословский труд имеет название: “Экклезиология в отечественном богословии” (1979), что подчеркивает основное и главное в богословском поиске Владыки — жизнь и учение Церкви.

Более того, образовательная и просветительская миссия в жизни Митрополита всегда занимала важное место, о чем свидетельствуют следующие небольшие очерки из его апостольской жизни.

Высшее богословское образование Митрополит Владимир получил в Ленинградской Духовной Академии, которую закончил в 1962 г. с ученой степенью кандидата богословия. В том же году он был направлен на преподавательскую работу в Одесскую Духовную Семинарию.

14 июня 1962 г. был рукоположен в сан диакона, 15 июня того же года — в сан священника. 26 августа 1962 г. принял монашеский постриг. В семинарии иеромонах Владимир работал преподавателем и старшим помощником инспектора, в то же время занимал должность секретаря Одесского епархиального управления. В 1965 г. закончил аспирантуру при Московской Духовной Академии и был назначен ректором Одесской Духовной Семинарии с возведеннием в сан архимандрита.

Яркой страницей жизни Владыки является его ректорство в стенах Московской Духовной Академии и Семинарии. И даже сегодня, несмотря на всю свою занятость как Предстоятеля Украинской Православной Церкви, Блаженнейший Митрополит Владимир всегда присутствует на заседаниях Ученого совета Киевской Духовной Академии — это пример настоящей заботы о богословском будущем Украинской Церкви.

* * *

Апостольское служение — это не только просветительское, это еще и пророческое призвание и свидетельство о Божественной истине в жизни современного общества, особенно во времена государственно-политических трансформаций и экономических реформ. Актуальной доминантой в богословском поиске Блаженнейшего Митрополита Владимира является осмысление абсолютных христианских ценностей в современном мире, с его проблемами и потрясениями. Несмотря на идеологические спекуляции и политическую борьбу, Блаженнейший Владимир своей жизнью и настоящей христианской позицией подчеркивает, что в любом политическом выборе главное не ситуативная, исторически обусловленная позиция христиан, а Живой и Вечный Христос с Его Церковью в эсхатологическом измерении.

Христианин не должен отстраняться от мира с его проблемами, он должен решать эти противоречия в свете диалектико-эсхатологического православного богословия. Не идеология исцеляет человеческий ум и сердце, а реализм существования Христа. “Что значит Божественная сила Благой вести по сравнению с силами государства, мировой экономики, с последними достижениями науки и техники?.. Мы должны прямо и отважно смотреть на все, что вокруг нас, в нерушимой надежде, что в тот день, когда Иисус Христос явится миру во всей Своей славе, Его голос услышат все — и мертвые, и живые”.

“Верующий не в проигрыше перед историей, — говорит Митрополит Гор Ливанских Георгий (Ходр). — Трудные времена распинают его, но не могут одолеть, потому что его ум не затемнен и не болен политикой”. Эти слова, которые обращены к каждому христианину, соответствуют и богословской линии Митрополита Владимира. В своем апостольском служении и проповеди Блаженнейший Владыка, опираясь на свой жизненный пастырский опыт и внутреннюю богословскую интуицию, которая присуща настоящим религиозным мыслителям, пишет: “Во взаимоотношениях между Церковью и государством нужно учитывать отличие их природы. Церковь основана непосредственно Самим Богом — Господом нашим Иисусом Христом; государственная же власть проявляет себя в историческом процессе опосредствовано. Целью Церкви является вечное спасение людей. Цель государства заключается в обеспечении порядка в обществе и благосостояния граждан.

В современном мире государство, будучи светским, не обременяет себя религиозными обязательствами. Его сотрудничество с Церковью ограничено рядом отраслей и основывается на взаимном невмешательстве в дела друг друга. Однако, как правило, государство осознает, что земное благосостояние невозможно без соблюдения определенных моральных норм — тех же, которые нужны и для вечного спасения человека. Поэтому задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать не только в достижении сугубо земных благ, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви. Не может быть приемлемым принцип церковно-государственных отношений, при котором религия радикально вытесняется из всех сфер жизни народа, религиозные объединения отстраняются от участия в решении общественно значимых вопросов, лишаются права давать оценку действиям власти. Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее управление и в ее вероучение. Церковь живет согласно своим каноническим нормам, нарушение которых может привести к кризису не только внутрицерковному, но и общественному. Это очень важно понимать у нас в Украине, особенно после появления раскольнических течений, которые кое-кому очень хочется любой ценой объединить с канонической Церковью”.

* * *

Смелые и насущно нужные обращения Митрополита к высшему руководству государства и ко всему украинскому народу о сохранении вечных христианских ценностей в условиях разрушения основных нравственных норм и политических противостояний не могут остаться вне внимания общества. Для многих эти вопросы неотделимы от политического контекста, однако решение социальных и политических проблем нашего общества в “грязное дело” превращают сами люди — в том случае, когда в своей деятельности руководствуются не представлениями о духовном и материальном благе народа, а личными корыстными целями или интересами различных групп влияния. Более того, в Церкви нет какого-либо иного служения, кроме служения Христова. И именно это делает социальную миссию Церкви сущностно отличной от человеческой “демократии”. “Истинно религиозный человек должен внедрять свои религиозные идеалы во все сферы своей общественной жизни. Иначе Бог будет лишь только в душе, как к тому стремится либеральная идея, и Его совсем не будет в нашей жизни. То есть реальная практика реального общения с Живым Богом в нашем земном бытии превратится лишь в философские размышления и метафизические мечты о неизвестном. К сожалению, сегодня в современном обществе существует мнение, что православный христианин не должен заниматься политикой и социальными вопросами, и что он должен избегать этого как дела нечистого и не богоугодного. Это мнение — порочное, и базируется оно на пассивности, лености и бездеятельности”.

Настоящие духовные лидеры и патриоты нации, которые не только понимают важность демократических реформ, но и делают все возможное, чтобы в украинском государстве воплощались общечеловеческие ценности (такие, как социальная и этическая справедливость, настоящая любовь друг к другу, забота о настоящем и будущем наших детей, стремление к тому, чтобы наши дети и внуки жили в лучших условиях, чем сегодня приходится жить каждому из нас), всегда помнят слова выдающегося западного богослова: “Церковь, которая боится запятнать себя прикосновением к грязной и грубой реальности; Церковь, которая боится громко заявить о своей точке зрения, — это страж, который заснул на посту”.

Мужественная и открытая позиция Митрополита Владимира по всем болезненным вопросам современной жизни делает его богословие не только актуальным, но еще и социально адаптированным к реальности земного бытия. Нельзя не согласиться со словами профессора Киевской Духовной Академии протоиерея Виталия Косовского: “Богословие Блаженнейшего Митрополита Владимира — серьезный фундамент для синергийного взаимодействия Церкви и общества в спасении и преображении современного человечества”. Нужно отметить, что богословие Православной Церкви — это не абстрактный идеализм или мистицизм, а объективный опыт реального общения с Творцом вселенной, опыт, который связан с непосредственной реальностью жизни, с ее общественной и исторической действительностью.

В своем учении Церковь подчеркивает, что новый образ жизни Христос предлагает утверждать не политическими и экономическими войнами или информационным давлением, обманом и тому подобным, как это свойственно греховному человечеству, а постижением Христового учения, очищением сердца, личным моральным примером. Христос завоевывает людей не силой, а любовью и благодатью. Важно подчеркнуть, что личный пример жизни Митрополита Владимира приводит к пониманию того, что настоящая научная жизнь, путь просветительства и переустройство будущего связаны с принадлежностью к жизни Православной Церкви и ее богословию.

С христианской точки зрения, чтобы быть сознательным патриотом родной Украины, нужно не только говорить о национальной идее и национальных интересах, но и делать все, чтобы страна сияла светом православной веры, быть свидетелем Христовой правды и любви, которая реально воплощается в жизни и богословии Митрополита Владимира. Миссия украинской политической и культурной элиты, истинных патриотов и всех образованных людей должна быть настоящей апостольской просветительской деятельностью и жертвенным реальным служением Богу и Родине.

Иерей Дионисий Мартышин, кандидат богословия, преподаватель КДАиС,

настоятель храма великомученика Георгия в МАУП

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua