Православные храмы

Храм Казанской иконы Божией Матери (при Национальном центре радиационной медицины)

В 2010 году по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и…

Храм апостолов Петра и Павла (на Куреневке)

Деревянный Петропавловский храм на Куреневке известен с 1759 г. (по…

Храм мученика Трифона (на Троещине-Вигуровщине)

Село Милославичи впервые упоминается под 1396 г. В XVI в., когда…
Публикации

Благословіть запитати

На запитання читачів відповідає Блаженніший Володимир, Митрополит Київський і…

Тайна монашества

Между браком и монашеством есть нечто существенно общее. Это не два…

Не судите... Размышления о простой евангельской заповеди, которую почему-то так трудно исполнить

Почему христианство так категорично запрещает осуждение ближнего? Ведь осуждают…

Интерьвью Предстоятеля УПЦ

mitr_zabotaПредстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины: “Христианская забота о ближнем поможет превозмочь собственные трудности”


— Ваше Блаженство, как относится Православная Церковь к политике?

— Политика, как известно, является неотъемлемой частью любого государства и в связи с этим оказывает сильное влияние на все сферы деятельности общества. Церковь отделена от государства, но она не отделена от общества, от народа. Поэтому прямо или косвенно она ощущает на себе политическую деятельность государства. Тысячелетняя история нашей Церкви и государства свидетельствует, что их сотрудничество всегда благотворно сказывалось на жизни общества и народа. Когда политики понимают важность миссии Православной Церкви, которая ведет человека к спасению, пробуждая в нем высокие нравственные качества, помогают ей в ее социальном служении — это цивилизованное отношение к Церкви. Когда же в ней видят некий многомиллионный “электорат”, который можно использовать в избирательных баталиях, — это говорит о незрелости нашей демократии. В течение многих лет я напоминаю нашим политикам, что миссия Церкви — вести любого человека, в том числе и политических лидеров, ко Христу, а не к власти.

 

— А как Вы относитесь к созданию православной или христианской партии, которая бы выражала интересы Церкви?

— Отрицательно. Церковь — это то, что объединяет людей, независимо от их политических взглядов, а поддерживать одних и оппонировать другим — это уже разделение. Как граждане своей страны верующие могут поддерживать любую политическую партию, это их конституционное право.

 

— В политическом сообществе существует деление на правые и левые партии. Считается, что Церковь обычно поддерживает консервативные политические силы. Так ли это?

 — “Правый-левый” — термины политического лексикона. Церковь же оперирует категориями добра и зла. Она поддерживает не консервативные, правые или левые партии, но прежде всего те программы, которые направлены на сохранение и утверждение христианских ценностей, по-настоящему способствующих объединительным процессам на основе подлинной духовности.

 

— Что, с точки зрения Православия, предпочтительней: президентско-парламентская или парламентско-президентская форма правления в Украине? Обсуждается ли в Церкви грядущая политреформа?

 — Как я уже сказал, Церковь не вмешивается в государственную политику, и принцип государственного устройства интересует ее лишь постольку, поскольку он может влиять на церковное сообщество. Церковь гораздо больше волнует то, как политическое устройство государства будет влиять на духовное развитие и состояние общества. Ни президентская, ни парламентская республики сами по себе не являются угрозой или благом для Православия в Украине.

 

— Как Вы относитесь к идее административной реформы, ведь это может затронуть территориальные границы епархий и благочиний?

 — Если она приведет к возрождению или хотя бы остановит процесс исчезновения наших сел, то ее можно приветствовать. В селах давно закрылись детские сады, теперь закрываются школы, больницы. На лучших в мире черноземах невыгодно ни работать, ни жить. Именно в этом настоящая трагедия, а не в переделе границ епархий и благочиний, в котором пока нет необходимости.

 

— Экономические проблемы сегодня буквально преследуют человека. Как им противостоять?

 — Думаю, за долгие годы экономического и социального кризиса мы научились преодолевать невзгоды. Были и худшие времена. Христианин не должен терять оптимизм, опускать руки, отчаиваться. Напротив, он должен подавать пример и помогать тем, кому гораздо труднее. Сегодня очень нелегко молодежи. Окрыленная надеждами, она вступает во взрослую жизнь и сталкивается с реальностью — безработицей, социальной незащищенностью, равнодушием. Ощущение бесперспективности труда и жизни надламывает юную душу, толкает молодых в сети наркомании, алкоголизма. И мы должны поддержать молодых людей в трудный момент их жизни. Настоящая христианская забота о ближнем поможет превозмочь собственные трудности.

 

— Украина задействована в интеграционных процессах. Что для нее предпочтительнее: Запад или Восток?

 — В данном вопросе следует исходить, как мне видится, из тех положительных или отрицательных последствий, которые будет иметь наше государство в результате ориентации на Запад или на Восток, под которым подразумевается Россия. Но можно ли так резко противопоставлять их? Сегодня “Европы” в Москве или в Петербурге не меньше, чем в самой Европе. Здесь важно не забывать и об уже существующих, давно сложившихся духовных, культурных, социально-политических и экономических связях и традициях, объединяющих нас с Востоком. Неразумно, не приобретя еще нового, отказываться от старого. Не зря есть пословица: “Старый друг лучше новых двух”. Да и наступающая на общество глобализация несет в себе опасность размывания веками сложившихся духовных ценностей, внедрения в сознание людей нигилизма, сектантства и множества других пороков.

 

— Какие глобальные проблемы волнуют сегодня православных?

 — Падение духовного уровня нашего общества, подмена духовных ценностей чуждыми религиозными традициями, насаждаемыми политическими методами, широкое распространение на Украине деструктивных сект и культов, рост исламского экстремизма в ваххабитской “упаковке”, падение экономического и жизненного уровня жизни нашего народа, отчуждение и ожесточение в обществе. Этот список можно продолжить…

 

— Мировое сообщество сегодня борется с терроризмом. Каковы перспективы этой борьбы?

 — Терроризм — это нарушение одной из основных Божиих заповедей: не убий, утверждающей уникальную ценность любой человеческой жизни. Человек, берущий на себя право распоряжаться чужой жизнью, является открытым богоборцем, поскольку единственным хозяином человеческой жизни является Бог. Только Он имеет право забрать или дать эту жизнь. Террористический акт в Беслане против детей — преступление, которое не может быть оправдано. Люди, несущие смерть невинным, должны быть изолированы от общества. Необходимо и религиозное воспитание, которое бы закладывало христианский нравственный императив: во имя самых возвышенных целей человек может жертвовать своей жизнью, но не жизнями невинных людей. Счастье всего человечества не стоит слезинки ребенка, говорил Федор Михайлович Достоевский.

Терроризм, зверский, бесчеловечный, был побежден даже в ужасе бесланской бойни. Побежден стареньким учителем физкультуры, которого боевики отпустили, но он остался с детьми, направил себе в грудь стволы автоматов и, изрешеченный пулями, погиб, побежден хрупкими девушками-учительницами, ребятами-омоновцами, закрывшими детей своими телами. Это был жертвенный подвиг той самой любви, которая побеждает страх и которую принес нам Сын Божий Христос Спаситель.

Да хранит вас Господь!

 Подготовил Виктор Чернышев (Интервью еженедельнику “Дейли-Киев”)

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu