Православные храмы

Храм великомученика Пантелеимона (в районе ДВРЗ)

Первая Литургия отслужена 8/21 сентября 1997 г. (в день праздника…

Храм иконы Божией Матери «Знамение» (на Севастопольской площади)

Первый камень на возведение храма в честь иконы Божией Матери…

Храм святителя Николая Мирликийского (в приемнике-распределителе для несовершеннолетних ГУВД в Киеве)

В этом храме несут послушание священнослужители Петропавловского…
Дренажные решетки
Колосники, решётки и др. Разработка элементов дренажных систем
pptk-energostroy.ru

Публикации

Служение милосердия невозможно без Евхаристии

Православная Церковь знает три образа служения Христу. Первый — в таинствах.…

Праведная дева Иулиания. 500-летие со дня рождения

В 2000 г. Высокопреосвященнейший Анатолий, Архиепископ Сарненский и Полесский,…

Otveti_Mitr_VladimirНа вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви

 

?Иисус Христос сказал, что нужно искать в первую очередь Царство Небесное, а все остальное приложится. Что такое Царство Небесное?

— С самого начала Своей проповеди Господь наш Иисус Христос первое место отводит Царству Небесному: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (Мф. 3, 2). Достичь вечного блаженства в нем — конечная цель нашей жизни.

Слово “царство” (евр. малхут; греч. василиа) в библейских книгах имеет два значения: “правление царя” и “территория, подвластная царю”. Евангелист Матфей 32 раза  употребляет выражение “Царство Небесное” и 5 раз “Царство Божие”. У евангелистов Марка, Луки и Иоанна — только “Царство Божие”. Сравнение параллельных мест убеждает, что выражения эти синонимичны. Царство Божие представляет собой абсолютную власть (господство) Бога над видимым и невидимым миром: “Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает” (Пс. 102, 19). Некоторые места священных книг показывают, что понятие Царство Божие имеет еще один смысл: господство (власть) Господа Бога, Которому мы себя по собственной воле подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим. При таком понимании открывается нам смысл прошения молитвы “Отче наш”: “Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе” (Мф. 6, 10).

Божие Царство только тогда для каждого из нас уже в земной жизни становится реальным, когда мы стремимся исполнить волю Господа. Если же люди живут своевольно и служат греху, то реально для них лишь царство диавола. Только тогда, когда Господь лишает сатану власти над нами (если мы осознанно к этому стремимся), мы вновь оказываемся у невидимых, но реальных врат Царства Божия. Где пребывает Христос, там и Его Царство, которое “не от мира сего” (Ин. 18, 36). Это самый главный пункт расхождения между Иисусом Христом и иудейскими вождями, которые ожидали в лице Мессии земного царя. Они думали, что он низложит и упразднит все тогдашние царства на земле, составит из всего рода человеческого единую державу, в коей иудеи должны занять первое место. На такие ожидания Иисус Христос ответил: “Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда” (Ин. 18, 36).

Во время Своего земного служения Спаситель постепенно раскрывает тайны Царства.  Увидеть его может только тот, кто родится свыше от Духа (см.: Ин.  3, 1–8). Оно не является принадлежностью только иудеев: “Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном” (Мф. 8, 11). Все верующие в Иисуса Христа получают Царство Небесное в дар, ответив на призыв Господа (см.: 1 Фес. 2, 12). “Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство” (Лк. 22, 29). Оно возрастает “подобно зерну горчичному” (Мф. 13, 31) и “подобно закваске” (Мф. 13, 33) изменяет жизнь. Для верующих в Евангелие и покаявшихся Царство Божие проявляется уже в настоящем, но во всей полноте придет в будущем. Когда же исполнятся сроки и будет Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Царство Божие установится в силе и славе: “И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков” (Откр. 11, 15).

Господь определяет жизнь и состояние тех, кто войдет в Царство Небесное словом “блаженство” (см.: Мф. 5, 3–12). “Царствие Божие внутрь вас есть” (Лк. 17, 21). Греческий предлог entos означает “внутри”, но с существительными и местоимениями множественного числа может быть понят и как “посреди”. У современных исследователей встречается попытка изъяснять данный стих словами “посреди вас”. Однако в святоотеческой экзегетике данное место понимается как указание на особое благодатное духовное состояние, которое может стяжать праведник. Это богословское понимание полностью согласуется с предшествующим стихом: “Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом” (Лк. 17, 20).

Святые уже здесь приобщаются к Царству благодати. Н. Мотовилов рассказывает о беседе с преподобным Серафимом Саровским: “И когда я взглянул после этих слов в лицо его, то напал на меня… благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, разговаривающего с вами. Вы, например, видите движение уст его и его глаз, изменение в самих очертаниях лица, чувствуете, что кто-то вас держит руками за плечи, но не видите не только рук его, но ни самих себя, ни его самого, а только один ослепительнейший свет, простирающийся на несколько сажен кругом…” По словам преподобного Серафима, “в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божия”.

 

? Что такое душа человека?

 — Душа — сотворенное Богом бессмертное духовное начало. Человек, согласно Священному Писанию, соединяет в себе душу и тело: “И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою” (Быт. 2, 7); “Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне” (Мф. 10, 28).

В богословии святых отцов душа является важнейшей категорией.  “Душа, — пишет преподобный Иоанн Дамаскин, — есть сущность живая, простая и бестелесная; невидимая, по своей природе, телесными очами; бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры; она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения. Ум принадлежит душе, не как что-либо другое, отличное от нее, но как чистейшая часть ее самой. Что глаз в теле, то и ум в душе. Душа, далее, есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования; она доступна изменению, и именно изменению со стороны воли, как это свойственно тварному существу”.

 

? Душа принадлежит телу или тело — душе?

 — В человеке два начала — духовное и телесное. Тело и душа принадлежат человеку. Мы можем говорить лишь о том, что господствует в человеке. Святой апостол Павел пишет: “Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности” (Рим. 8, 5–10). Цель христианской жизни состоит в стяжании Святого Духа, чтобы, став человеком духовным, войти в Царство Небесное.

 

? Как правильно понять следующую фразу: “Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия” (1 Кор. 2, 14)?

 — Когда человек принимает благовестие Святого Духа, верует и обновляется в Таинствах, тогда на помощь его ограниченным естественным силам приходит благодать Святого Духа. Он вступает в область духовную, и благодать постепенно вводит его в ведение того, что от Духа Божия. Такой человек назван духовным, потому что он способен судить о духовном духовно.

Душевным святой апостол Павел называет человека, который живет и руководствуется в своей жизни не духом, а мирской мудростью, своими естественными умственными силами, не просвещенными свыше. Поэтому такой человек не принимает мудрости от Духа Божия, потому что для его мирского ума это кажется непонятным — юродством. Он обладает лишь природным умом и руководствуется только узкими земными критериями. Душевному человеку не ведомо духовное, а духовному же ведомо и духовное, и душевное, в котором он ранее пребывал.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua