Православные храмы

Храм Воздвижения Креста Господня (на Пироговском кладбище)

В 1744 г. живший в пещере при Китаевой пустыни монах Досифей (преп.…

Храм святых Царственных страстотерпцев (в 1‑й детской больнице)

Первый Молебен (освящение куличей) служили на Пасху, 10 / 23 апреля…

Свято-Троицкий храм (на Батыевой горе)

Рабочий поселок на Батыевой горе возник на рубеже ХІХ — ХХ вв. и…
Публикации

Приют для малолетних преступников

Трудно представить вокзалы, подземные переходы, городские рынки и автобусные…

Как подготовиться к исповеди

В молитвах исповедь называется “врачебницей”, то есть больницей. Почему? Каждый…

Как одеваться православному человеку

Как известно, у каждой группы людей есть свой стиль, с помощью которого они…

Взаимодействие Церкви и светских СМИ

Pravosl_izdaniaРелигия всегда играла важную роль в жизни украинского общества. Однако за долгие годы атеистических гонений в ХХ в. из сознания народа было практически изъято понятие о Церкви, а взамен насажден идеал сверхгосударства с мощным военным потенциалом, развитой экономикой и морально-политическим единством народа...

 

Идеологическая война

 За 70 лет люди утратили ощущение надприродной, Божественной сущности Церкви, стали воспринимать ее лишь как организацию верующих, со своими уставом, идеологией и иерархией. В Церкви видели прежде всего не Богочеловеческий феномен, а орудие для достижения целей, которые лежат вне религии.

Отсюда — шквал негативных публикаций в печати 90-х гг. прошлого века с критикой Церкви. Общественные деятели, публицисты и научные работники оперировали  такими фразами, как “создать церковь”, “получить автокефалию любой ценой”, “объединить все церкви в единую национальную”, — не понимая, что Церковь, как Тело Христово, ни создать вновь, ни с чем-либо объединить невозможно.

Непонимание Церкви со стороны общества было вызвано также и тем, что Церковь в Украине после провозглашения независимости 1991 г. должна была восстанавливать свои силы, отстраивать храмы, налаживать священническое служение и только после этого вливаться в отечественное информационное пространство со своей образовательной, учебной, миссионерской и общественно-миротворческой миссией.

 

Прорыв в информационное пространство

 На рубеже веков в церковно-религиозной среде произошло оживление информационной деятельности. В частности, в принятых 2000 г. “Основах социальной концепции Украинской Православной Церкви” вопросу сотрудничества со средствами массовой информации был посвящен отдельный раздел. Весь опыт, в том числе и негативный, который приобрела Церковь, пытаясь представить свою деятельность в СМИ, воплотился в строки этого официального документа.

В частности, в “Основах…” отмечается важная роль СМИ в современном мире и уважение, с которым Церковь относится к работе журналистов. Церковь подчеркивает недопустимость пропаганды насилия, вражды и ненависти, национальной, социальной и религиозной розни, а также эксплуатации человеческих инстинктов. Сотрудничество священнослужителей и мирян с работниками светских СМИ должно пробуждать интерес общества к церковной жизни и христианской культуре.

Подчеркивается взаимная ответственность сторон: Церковь предоставляет правдивую информацию, а журналисты не искажают ее. Мнения священнослужителей должны четко делиться на те, которые содержат общецерковную позицию и имеют благословение священноначалия, и те, которые выражают позицию отдельной личности и не являются соборным голосом Церкви.

Особо акцентируется внимание на проблемах, возникающих во время сотрудничества Церкви и СМИ. Здесь недоразумения возникают, в частности, из-за того, что деятельность Церкви в светских СМИ освещается неточно; информация помещается в несоответствующий контекст; личная позиция автора смешивается с общецерковной. Поэтому возникают проблемы и со стороны церковного сообщества, которые, конечно, должны решаться в духе мирного диалога.

Если же возникают глубокие и принципиальные проблемы (в случае, когда СМИ хулят имя Божие, прибегают к сознательной клевете на Церковь и священнослужителей, систематически искажают информацию о церковной жизни), Церковь оставляет за собой право разорвать отношения с соответствующим СМИ.

 

Откуда непонимание?

Церкви, которая стремится достойно представить себя в отечественных СМИ, после многолетнего господства воинственного атеизма иногда тяжело донести правдивое пастырское слово до своих верных. А “зеленая улица” в национальном информационном пространстве предоставляется тоталитарным культам и сектам, предлагающим рецепты так называемого быстрого духовного выздоровления. Такой вывод сделали главные редакторы ведущих средств массовой информации в ходе работы научно-практической конференции “Роль СМИ в праздновании 2000-летия Рождества Христова”, которая проходила несколько лет назад в Киеве.

Положение Церкви в современном информационном пространстве священнослужители, со своей стороны, часто называют “необъявленной информационной войной”. “Идеология большинства светских СМИ находится в конфликте с православным миропониманием, — отметил в докладе на ІІ Международном Соборе православной молодежи Архиепископ Львовский и Галицкий Августин. — Слово церковной проповеди несовместимо с концепцией большинства популярных изданий, где материалы о Церкви размещаются, в лучшем случае, где-то между культурой и спортом”. Если же издание соглашается разместить позитивный материал о Церкви, ценность публикации нивелируется преобладанием статей, культивирующих насилие, а иногда и откровенную непристойность. Так, в массовых изданиях можно встретить заметку о чудотворной иконе с изображением святыни, а рядом — скандальный материал с нескромными иллюстрациями.

Однако в последние годы наметилась тенденция к улучшению взаимоотношений Церкви и светских СМИ. Журналисты осознают социально важную роль Церкви и поэтому пытаются шире представить многообразие религиозно-церковной жизни.

Сотрудничество Церкви и СМИ может воплощаться, во-первых, в статьях на религиозную тематику в нецерковной прессе (сегодня в Украине существует лишь такая форма сотрудничества); во-вторых, на специальных тематических страницах в светской периодике (существует в информационном пространстве в виде исключения — преимущественно в региональных изданиях); в-третьих, как “газета в газете” (сегодня почти не распространена).

Можно выделить два типа отдельных статей на церковную тематику в светских СМИ. Первый — обзоры религиозных событий, аналитика, посвященная внутрицерковной жизни, работе религиозных организаций и определенных деятелей. Второй — материалы информационно-справочного характера: о святых и святых местах, церковных предписаниях, религиозных праздниках, обычаях и обрядах.

За годы независимости в украинской прессе так и не выделился “класс” церковных журналистов. В некоторых изданиях есть религиозные обозреватели (Клара Гудзик, газета “День”; Екатерина Щеткина, газета “Зеркало недели”), однако большинство из них — люди без профессионального журналистского или теологического образования и, как правило, конфессионально заангажированные.

Подавляющее большинство журналистов, пишущих на церковно-религиозную тематику, специализируются на освещении других сфер общественной жизни. Причем, прекрасно ориентируясь в своих профильных темах, творческие работники иногда не желают прибегать к детальному рассмотрению проблем в вопросах духовных и позволяют себе выносить суждения, так сказать, “ниоткуда”, из собственных убеждений. Однако жизнь Церкви — сфера, требующая широких знаний, духовного опыта и осторожности в высказываниях. Оскорбить необдуманным словом религиозные чувства верующих легко, а воспринимается это людьми намного болезненнее, чем просто резкие высказывания о политике или известном певце.

 

Что делать?

“Никогда не думай о Церкви отдельно от Господа Иисуса Христа, от Отца и Святого Духа”, — предупреждал выдающийся подвижник ХХ в. святой праведный Иоанн Кронштадтский. Одним из самых первых условий деятельности журналиста, который стремится освещать жизнь Церкви, является личный церковный опыт. А для этого необходимо посещать богослужения, регулярно исповедоваться и причащаться, работать над своей душой. Понять Церковь можно лишь изнутри, говорить о ней, о ее людях и истории, а тем более о ее проблемах можно лишь имея опыт жизни в Церкви.

Часто, взявшись за перо и предлагая читателям свое видение церковных проблем, светские журналисты даже не подозревают, насколько примитивными, а иногда и обидными для верующих являются их суждения. Церковь — это не свод правил, предписаний, запрещений и обрядов. Тысячу лет живет она, руководимая Духом Святым, и Господь постоянно в ней пребывает. Помня об этом и осознавая постоянное присутствие Бога в Церкви, работники масс-медиа, наверное, никогда бы не позволили себе таких пренебрежительных высказываний, как, например, “Церковь провоцирует беспорядок” или “Церковь является орудием влияния”.

 Юлия Коминко

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu