Православные храмы

Храм бессребреников Космы и Дамиана Римских (в НИИ онкологии АМН)

С 1990 х гг. в детском отделении НИИ Онкологии АМН проходили молебны.…

Церковь Казанской иконы Божией Матери Флоровского монастыря

Церковь является более поздним элементом в комплексе Флоровского…

Храмы Рождества Христова и Рождества Богородицы на Березняках

Жилой массив Березняки построен на месте села Кухмистерская Слободка…
Бургер кинг доставка бесплатно москва
Закажи любимую еду из Бургер Кинг на дом. Без наценок
foodcrazy.ru
Продать битый авто
Пока не узнаете цену авто у нас! Заполните заявку и получите выгодную цену
komfortavto63.ru
Технический надзор
Описания и технические характеристики
pro100dom.org

Публикации

“Храните, братия, дни праздничные” (о Рождестве Христовом)

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в…

Проти марнослiв’я

Ніякий гріх так не розповсюджений між людьми, як марнослів’я. Слова течуть,…

Рождество по-западноевропейски

Рекламные огни, конкурсы, рождественские скидки, елки, Деды Морозы… Мир вовсю…

Pravosl_izdaniaРелигия всегда играла важную роль в жизни украинского общества. Однако за долгие годы атеистических гонений в ХХ в. из сознания народа было практически изъято понятие о Церкви, а взамен насажден идеал сверхгосударства с мощным военным потенциалом, развитой экономикой и морально-политическим единством народа...

 

Идеологическая война

 За 70 лет люди утратили ощущение надприродной, Божественной сущности Церкви, стали воспринимать ее лишь как организацию верующих, со своими уставом, идеологией и иерархией. В Церкви видели прежде всего не Богочеловеческий феномен, а орудие для достижения целей, которые лежат вне религии.

Отсюда — шквал негативных публикаций в печати 90-х гг. прошлого века с критикой Церкви. Общественные деятели, публицисты и научные работники оперировали  такими фразами, как “создать церковь”, “получить автокефалию любой ценой”, “объединить все церкви в единую национальную”, — не понимая, что Церковь, как Тело Христово, ни создать вновь, ни с чем-либо объединить невозможно.

Непонимание Церкви со стороны общества было вызвано также и тем, что Церковь в Украине после провозглашения независимости 1991 г. должна была восстанавливать свои силы, отстраивать храмы, налаживать священническое служение и только после этого вливаться в отечественное информационное пространство со своей образовательной, учебной, миссионерской и общественно-миротворческой миссией.

 

Прорыв в информационное пространство

 На рубеже веков в церковно-религиозной среде произошло оживление информационной деятельности. В частности, в принятых 2000 г. “Основах социальной концепции Украинской Православной Церкви” вопросу сотрудничества со средствами массовой информации был посвящен отдельный раздел. Весь опыт, в том числе и негативный, который приобрела Церковь, пытаясь представить свою деятельность в СМИ, воплотился в строки этого официального документа.

В частности, в “Основах…” отмечается важная роль СМИ в современном мире и уважение, с которым Церковь относится к работе журналистов. Церковь подчеркивает недопустимость пропаганды насилия, вражды и ненависти, национальной, социальной и религиозной розни, а также эксплуатации человеческих инстинктов. Сотрудничество священнослужителей и мирян с работниками светских СМИ должно пробуждать интерес общества к церковной жизни и христианской культуре.

Подчеркивается взаимная ответственность сторон: Церковь предоставляет правдивую информацию, а журналисты не искажают ее. Мнения священнослужителей должны четко делиться на те, которые содержат общецерковную позицию и имеют благословение священноначалия, и те, которые выражают позицию отдельной личности и не являются соборным голосом Церкви.

Особо акцентируется внимание на проблемах, возникающих во время сотрудничества Церкви и СМИ. Здесь недоразумения возникают, в частности, из-за того, что деятельность Церкви в светских СМИ освещается неточно; информация помещается в несоответствующий контекст; личная позиция автора смешивается с общецерковной. Поэтому возникают проблемы и со стороны церковного сообщества, которые, конечно, должны решаться в духе мирного диалога.

Если же возникают глубокие и принципиальные проблемы (в случае, когда СМИ хулят имя Божие, прибегают к сознательной клевете на Церковь и священнослужителей, систематически искажают информацию о церковной жизни), Церковь оставляет за собой право разорвать отношения с соответствующим СМИ.

 

Откуда непонимание?

Церкви, которая стремится достойно представить себя в отечественных СМИ, после многолетнего господства воинственного атеизма иногда тяжело донести правдивое пастырское слово до своих верных. А “зеленая улица” в национальном информационном пространстве предоставляется тоталитарным культам и сектам, предлагающим рецепты так называемого быстрого духовного выздоровления. Такой вывод сделали главные редакторы ведущих средств массовой информации в ходе работы научно-практической конференции “Роль СМИ в праздновании 2000-летия Рождества Христова”, которая проходила несколько лет назад в Киеве.

Положение Церкви в современном информационном пространстве священнослужители, со своей стороны, часто называют “необъявленной информационной войной”. “Идеология большинства светских СМИ находится в конфликте с православным миропониманием, — отметил в докладе на ІІ Международном Соборе православной молодежи Архиепископ Львовский и Галицкий Августин. — Слово церковной проповеди несовместимо с концепцией большинства популярных изданий, где материалы о Церкви размещаются, в лучшем случае, где-то между культурой и спортом”. Если же издание соглашается разместить позитивный материал о Церкви, ценность публикации нивелируется преобладанием статей, культивирующих насилие, а иногда и откровенную непристойность. Так, в массовых изданиях можно встретить заметку о чудотворной иконе с изображением святыни, а рядом — скандальный материал с нескромными иллюстрациями.

Однако в последние годы наметилась тенденция к улучшению взаимоотношений Церкви и светских СМИ. Журналисты осознают социально важную роль Церкви и поэтому пытаются шире представить многообразие религиозно-церковной жизни.

Сотрудничество Церкви и СМИ может воплощаться, во-первых, в статьях на религиозную тематику в нецерковной прессе (сегодня в Украине существует лишь такая форма сотрудничества); во-вторых, на специальных тематических страницах в светской периодике (существует в информационном пространстве в виде исключения — преимущественно в региональных изданиях); в-третьих, как “газета в газете” (сегодня почти не распространена).

Можно выделить два типа отдельных статей на церковную тематику в светских СМИ. Первый — обзоры религиозных событий, аналитика, посвященная внутрицерковной жизни, работе религиозных организаций и определенных деятелей. Второй — материалы информационно-справочного характера: о святых и святых местах, церковных предписаниях, религиозных праздниках, обычаях и обрядах.

За годы независимости в украинской прессе так и не выделился “класс” церковных журналистов. В некоторых изданиях есть религиозные обозреватели (Клара Гудзик, газета “День”; Екатерина Щеткина, газета “Зеркало недели”), однако большинство из них — люди без профессионального журналистского или теологического образования и, как правило, конфессионально заангажированные.

Подавляющее большинство журналистов, пишущих на церковно-религиозную тематику, специализируются на освещении других сфер общественной жизни. Причем, прекрасно ориентируясь в своих профильных темах, творческие работники иногда не желают прибегать к детальному рассмотрению проблем в вопросах духовных и позволяют себе выносить суждения, так сказать, “ниоткуда”, из собственных убеждений. Однако жизнь Церкви — сфера, требующая широких знаний, духовного опыта и осторожности в высказываниях. Оскорбить необдуманным словом религиозные чувства верующих легко, а воспринимается это людьми намного болезненнее, чем просто резкие высказывания о политике или известном певце.

 

Что делать?

“Никогда не думай о Церкви отдельно от Господа Иисуса Христа, от Отца и Святого Духа”, — предупреждал выдающийся подвижник ХХ в. святой праведный Иоанн Кронштадтский. Одним из самых первых условий деятельности журналиста, который стремится освещать жизнь Церкви, является личный церковный опыт. А для этого необходимо посещать богослужения, регулярно исповедоваться и причащаться, работать над своей душой. Понять Церковь можно лишь изнутри, говорить о ней, о ее людях и истории, а тем более о ее проблемах можно лишь имея опыт жизни в Церкви.

Часто, взявшись за перо и предлагая читателям свое видение церковных проблем, светские журналисты даже не подозревают, насколько примитивными, а иногда и обидными для верующих являются их суждения. Церковь — это не свод правил, предписаний, запрещений и обрядов. Тысячу лет живет она, руководимая Духом Святым, и Господь постоянно в ней пребывает. Помня об этом и осознавая постоянное присутствие Бога в Церкви, работники масс-медиа, наверное, никогда бы не позволили себе таких пренебрежительных высказываний, как, например, “Церковь провоцирует беспорядок” или “Церковь является орудием влияния”.

 Юлия Коминко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua